Пещеры Могао (Mogao Caves)

Пещеры Могао — 492 пещеры, известные статуями и рисунками на стенах, находятся в провинции Ганьсу и замечательны тем, что в них представлена более чем 1000-летняя история буддийского искусства. Признанны в 1987 году объектом Всемирного наследия ЮНЕСКО.

Согласно легенде, в 366 году монаху по имени Ло Цунь было видение - 1000 Будд, после чего он начал вырубать первую пещеру. Пещеры Могао расположены на Великом шелковом пути, одном из самых важных торговых маршрутов Востока. Монах просил проезжавших купцов жертвовать деньги на устройство пещер. По мере распространения буддизма, пещеры стали местом паломничества. До наших дней сохранилось 492 пещеры. Самая большая - высотой 40 м, самая маленькая - менее 1 м, а общая длина их - около 1,6 км. Комплекс, называемый также «Пещеры 1000 Будд», славится тем, что тут хранятся 2415 раскрашенных глиняных статуй Будды, святых и бодхисатв (существ, которые помогают человеку на пути к просветлению) размером от 10 см до 33 м. Сохранилось около 50 000 кв. м рисунков и росписей на разные сюжеты - от цветочных орнаментов, учения Будды, волшебных сказок и легенд до эпизодов из священных книг. Их цель - наставлять и вдохновлять неграмотных верующих, примерно так, как это делали витражи средневековых соборов. В пещерах сохранилось всего пять деревянных построек.

Примерно в XIV веке пещеры Могао были заброшены и практически забыты, а на рубеже XIX - XX веков вновь открыты. Китайское правительство отправило сюда в 1949 году археологическую экспедицию, работа которой продолжается и по сей день. Сюда устремляется немало туристов, так что в пещерах бывает многолюдно, однако невозможно устоять перед красотой росписей и величием всего комплекса.

Мотивы и развитие стилей

В первую фазу строительства храмов на Великом шелковом пути буддизм еще пропагандировал самоотречение вплоть до полного самопожертвования. Типичное выражение эта позиция получает в «Джатаках», созданных в Индии легендах о прежних инкарнациях Будды Гаутамы. События часто рассказываются как своего рода религиозный комикс в виде последовательности картин (частично в форме буквы «S», начинаясь вверху справа). Стиль изображений в пещерах Могао также несет ярко выраженные индийские черты: люди завернуты в бесшовные юбки или набедренные повязки, верхняя же половина тел обнажена, их кожа - темная, черты лица - индийские или азиатские.

С распространением китайского махаяна-буддизма, который сулит избавление не только монахам, но и мирянам и предпосылает абстрактной нирване наглядный промежуточный рай, а с конца VI в. с возникновением нового китайского государства под властью династии Суй, отвоевавшей Дуньхуан, характер изображений резко меняется. Типичное выражение новое учение получает в картинах рая. Дворцовая архитектура отмечена центральной перспективой и многочисленными прудами; в центре на цветах лотоса восседают Будды, музицируют оркестры, элегантные танцовщицы поднимают ножки и машут развевающимися шалями, причем у большинства участников этих сцен ярко выраженные китайские черты лица. Меняется и сама архитектура: ранние скальные храмы Могао имеют центральную колонну, поддерживающую потолок, в с VI в. - благодаря пирамидальным потолкам - такие колонны становятся излишними и площадь основания становится больше.

Осмотр

Входы в пещеры Могао закрыты стальными дверями, поэтому следует примкнуть к одной из групповых экскурсий. В пещерах нет никакого освещения. Лучше всего приносить с собой карманные фонарики, кроме того, можно взять их напрокат во входном тамбуре; там же надо сдавать свои сумки и фотокамеры. Время работы: ежедн. 8.00-17.00.

Внимание! Днем гиды делают перерыв, поэтому приходить надо либо до 10.00, либо в 14.00.

Обзор наиболее часто посещаемых пещер

Пещера № 16 и № 17

№ 16 — очень большая пещера с тысячей живописных изображений Будды эпохи Западная Ся. Притом, что сама пещера как таковая еще более древняя, предположительно столь же древняя, как и доступная отсюда пещера № 17, в котором была замурована монастырская библиотека.

Пещера № 61

Пещера № 61 (эпоха Западная Ся) знаменита изображениями ее основательниц в натуральную величину - в том числе, изображением принцессы из Хотана, которая вышла замуж за правителя Дуньхуана. Слева изображена монастырская гора Утайшань.

Пещера № 96

Самая большая пещера в Могао, № 96, был создана в 695 г. в период династии Тан. Поскольку она выше, чем скальная стена, то покрыта деревянной крышей и снаружи сразу бросается в глаза своей пагодовидной формой. Изображение Майтрейи высотой 34,5 м считается самой большой интерьерной фигурой Будды в мире. Его руки были реставрированы в 1980 г. У входа демонстрируются различные слои настилов пола, древнейший из которых относится ко времени строительства пещеры.

Пещера № 130

Эта пещера, обустроенна в 713-741 гг. (династия Тан), также таит в себе монументального Майтрейю высотой 26 м. Слева и справа видны настенные изображения боддхисаттв. Росписи и напольные керамические плитки перед входом созданы в эпоху Западная Ся. Апсары, танцующие наверху на стенах, имеют 2 м в длину - таким образом, они самые большие во всем Дуньхуане. Пещера была основана женой военного губернатора и двумя ее дочерьми.

Пещера № 148

В пещере № 148, построенной в 775 г., находится лежащий Будда длиной 15,6 м, о котором скорбят семьдесят два ученика, боддхисаттвы и другие существа. Напротив Будды видны замечательные изображения рая. Слева и справа скачут верхом на своих ездовых животных боддхисаттвы Манджушри и Самантабхадра.

Пещера № 158

В то же время или чуть позже возникла эта пещера с 15-метровым лежащим Буддой, у которого особенно красива голова. О нем скорбят боддхисаттвы и другие сверхъестественные создания, но есть среди плакальщиков и вполне земные существа, в том числе - отчасти карикатурно изображенные чужестранцы, образующие целую группу в изножье. Некоторые заглушают боль, нанося себе раны ножом. Можно распознать и одного «человека с запада» в колпаке с кисточкой - ни дать ни взять «немецкий Михель»!

Пещера № 196

Пещера № 196 из поздней эпохи Тан знаменита изображением борьбы демона Раудракши с учеником Будды Шарипутрой; оно занимает всю западную стену. Только что Раудракша хотел применить против Шарипутры пламя, но его благочестивый соперник, не менее искушенный в волшебстве, заставляет дуть могучий ветер, который гонит пламя назад и наводит ужас и панику среди полчищ Раудракши.

Пещера № 249

Пещера № 249 с великолепными росписями создана в эпоху династии Западной Вэй. На своде потолка напротив центрального входа распростерся великан Асура в окружении бога ветра и грома (узнаваемого по венцу из барабанов), гаруд, гандхарв и других сверхъестественных существ. Слева и справа узнаваем мотив «Тысячи Будд», внизу видны основатели. Оригинальные фигуры не сохранились, представленные здесь были созданы 1000 лет спустя.

Пещера № 257

В Пещере № 257 можно увидеть популярную джатаку: легенду о чудесной девятицветной антилопе (здесь она изображена белой), которая спасает утопающего и взамен просит обещать ей, что он никому не выдаст место ее обитания. Но когда эта антилопа приснилась некой царице, наутро пообещавшей вознаграждение тому, кто может дать об антилопе сведения, спасенный нарушает свой обет - и чудесную антилопу ловят. Но она рассказывает, как было дело, и предатель подвергается наказанию.

Пещера № 323

На левой лицевой стене пещеры № 323 (ранний VII в.) изображена ранняя история Великого шелкового пути: можно увидеть императора У-ди из династии Хань и путешествовавшего по его поручению в «западные земли» (вплоть до территории сегодняшнего Узбекистана) Чжан Цяня, чьи отчеты послужили основой для разработки завоеваний, расширивших территорию Китая до Дуньхуана и еще дальше.

Пещера № 428

Пещера № 428 была сооружена объединением приверженцев буддизма в составе тысячи двухсот членов. Это - одна из самых молодых пещер, с центральной колонной. На правой стене слева можно увидеть одну из легенд о Будде: демон смерти Мара приказывает своей красавице-дочери танцевать перед Гаутамой, чтобы возбудить в нем мирские страсти и тем самым лишить его окончательной победы. Далее представлены две джатакп: о щедром царевиче Судане, который дарит вражеской соседней стране, охваченной засухой, чудесного слона, умеющего заклинать дождь, а также история о царевиче Саттве, который во время верховой поездки со своими братьями принес себя в жертву умирающей от голода тигрице.

Пещерный музей

Полезную дополнительную информацию после экскурсии по пещерам Могао предлагает пещерный музей. Неподалеку от входа есть музейный киоск с прекрасным ассортиментом, но особенно хороши фотографии фрагментов восьми пещер в натуральную величину: на досуге наконец-то можно будет рассмотреть отдельные детали.

Уникальная библиотека

В 1900 г. даосский монах по имени Ван, который жил отшельником в пещерах Могао, очищал одну из них от нанесенного ветром песка. Вдруг часть боковой стены обвалилась. Ван расширил образовавшееся отверстие, прополз в него - и сделал в мрачной, до тех пор скрытой от глаз соседней пещере открытие, значение которого он, малообразованный монах, в свое время не смог оценить по достоинству: он набрел на гору старых письменных свитков высотой более трех метров.

Почтенный монах, правда, заявил о своем открытии губернатору провинции, но тот, очевидно, счел транспортировку находки чересчур дорогостоящей и приказал Вану хранить свитки под замком на том месте, где они были найдены. Семь лет спустя о находке узнал британский археолог сэр Аурел Стейн, который в то время занимался поисками остатков Великой стены в Дупьхуане. Постепенно Стейну удалось втереться в доверие к монаху и уговорить его передать ему рукописи, великолепно сохранившиеся в сухом и прохладном месте... Из двадцати тысяч свитков более трети он благополучно сумел переправить в Лондон.

Ученые или грабители?

Вскоре прибыл еще один исследователь, французский китаист Поль Пелльо. Он также сумел снискать доверие Вана и, поскольку он, в отличие от Стейна, владел китайским языком, то отсортировал самую ценную часть оставшихся рукописей и... перевез их в Париж. Подобным же образом поступали и другие ученые. Когда, наконец, последовала реакция китайских властей, большинство свитков, причем самых ценных, уже находилось за пределами страны.

Бесценные сокровища

Клад рукописей в Дуньхуане, как понял уже Стейн, был монастырской библиотекой неизмеримой ценности. Древнейшие рукописи относились к V в. Когда, предположительно в 1035 г., явились чужеземные захватчики, ради сохранности эти свитки были замурованы, а позднее - забыты. Большей частью здесь содержались буддистские тексты, но обнаружилась и масса иной литературы. Многое было прежде совершенно неизвестно. Среди самого ценного -текст «Алмазной сутры», изданный в 868 г.: это древнейшая печатная книга в мире.

Другие достопримечательности Китая
Гора Эверест Эверест, известный также как Джомолунгма, является самой высокой точкой нашей планеты. Его...
Пустыня Гоби Пустыня Гоби – одна из самых больших пустынь мира и самая крупная пустыня Азии. Огромная дуга из...

Смотрите также: Фото Кирибати, Города Македонии, Демократическая Республика Конго, Кито, Краков, Нагорье Тибести, Пентагон



Наверх