Гроты Лунмэнь (Longmen Grottoes)

Гроты Лунмэнь — третий по величине комплекс храмовых пещер Китая (после ансамблей в Дуньхуане и Датуне) датируемый V веком. Находится у «драконьих ворот» (Лунмэнь) на берегу реки Ихэ, в 12 км к югу от Лояна.

Первыми заказчиками гротов были те же лица, что и в Датуне: благочестивые императоры из династии Северная Вэй. Но, пожалуй, наиболее значительный монумент расцвета китайского буддизма в эпоху Тан - и жажды славы некоторых императоров - находится здесь, в 12 км к югу от Лояна (автобус 81 от вокзала). Монахи, монахини, любительские объединения и чиновники также внесли свой вклад в качестве учредителей; надписи свидетельствуют, что они либо подчеркивали таким образом свое стремление к просветлению, либо просили об исцелении, благосостоянии и высоком общественном положении, либо благодарили Будду или же стяжали хорошую карму в преддверии грядущей реинкарнации.

Структура и иконографическая схема

Большинство пещерных храмов Лунмэня, в том числе самые значительные из них находятся на западном берегу реки, т. е., высечены на восточном склоне, и потому при солнечном свете их лучше осматривать в первой половине дня. Некоторые пещеры были заложены на противоположном склоне. В основе большинства пещер лежит простая иконографическая схема, которая в некоторых случаях варьируется: на прямоугольном основном участке напротив входа сидит Будда в сверхнатуральную величину, идеал Учения. Справа и слева стоят двое бодхисаттв-помощников, обращенных к людям и приближенных к размерам реальных людей. Между этими тремя фигурами обычно стоят Ананда и Кашьяпа, ученики Будды, - таким образом, скульптурная группа включает пять статуй. Вход зачастую охраняют двое гневных стражей: мимо их свирепо-испытующего взгляда должен пройти всякий, кто хочет попасть внутрь. Часто повторяется мотив цветка лотоса: на нем восседают или же стоят Будды и бодхисаттвы, и нередко он же украшает потолок пещеры.

Состояние памятника

В литературе часто можно встретить фантастические цифры, призванные проиллюстрировать размеры комплекса Лунмэнь. Однако реальное положение дел значительно хуже: ведь все пещеры подвергались варварскому разграблению со стороны охотников за сокровищами. Многие китайские Будды, находящиеся сегодня в музеях мира и являющиеся предметом торговли у торговцев антиквариатом украдены именно отсюда. Поэтому большинство ниш и пещер пусты, или же в них стоят статуи без голов. В первоначальном состоянии сохранились только большие полости - однако заходить в них не разрешено. Поскольку в них можно заглянуть только через входное отверстие, от посетителя ускользает непосредственное переживание благой религиозной вести, которая читается, в частности, на добродушно улыбающихся лицах бодхисаттв.

Грот Цяньсисы

Цяньсисы - первый большой грот Лунмэня - храм па западном берегу. Он возник в 627-649 гг. и включает «троих святых Запада»: Будду Амитабху с его бодхисаттвами-помощниками Махастамапраптой и Авалокитешварой, а также Ананду и Кашьяпу.

Гроты Биньян

Вскоре после этого можно увидеть еще три пещеры: северную, центральную и южную - это пещеры Биньян. Центральная относится к самым богатым. Она возникла в 505-523 гг. по повелению императоров Вэй. Здесь гостям улыбаются одиннадцать статуй - Будды грех времен, шесть бодхисаттв и двое учеников Будды - так приветливо, что светлеет на сердце. Об этом гроте сохранилось предание, сколько труда было на него потрачено: 802 366 человекодней. Но чтобы взглянуть на барельеф, изображающий основателя грота, императора из династии Вэй со свитой, нужно отправиться в... Нью-Йоркский «Metropolitan Museum».

Грот Ваньфодун

Далее в 350 м вверх по реке короткая лестница ведет к «Пещере десяти тысяч Будд», созданной в 680 г. В ней боковые стены покрывает около 15 тыс. рельефных фигур. Группа из пяти статуй здесь та же, что и в пещере Цяньсисы; но они (особенно Амитабха в центре) отличаются полной, даже толстой фигурой, что соответствовало идеалу красоты эпохи Тан.

Грот Ляньхуадун

Еще одна лестница ведет к «Пещере цветков лотоса», названной так но чрезвычайно роскошному украшению потолка, рельефно выступающему цветку лотоса с семенной коробочкой в центре. Хотя лица статуй здесь сильно повреждены, все равно можно распознать очень тонкую работу. Обратите внимание на пламенную мандорлу центральной фигуры Будды и на апсар, парящих в небесном хороводе вокруг цветка лотоса. Это одна из самых ранних пещер: она возникла между 516 и 528 гг.

Грот Фынсяньсы

И вот близка одиночная кульминация: на верхнем конце крутой, широкой лестницы вы достигнете полости, площадью 40x35 м превосходящей все остальные в 15-20 раз. Поскольку потолок пещеры рухнул, то сначала его покрыли деревянной крышей, но теперь и крыши давно уже нет, и статуи стоят на открытом воздухе: 17-метровый Будда Локана в центре обычной группы из пяти статуй, впереди справа и слева по одному стражу, а за ними по одному небесному царю, каждый попирает демона. При всей монументальности работа скульптора отличается крайней изысканностью - следует обратить внимание, например на телесное убранство бодхисаттв. Заказчиками этой пещеры, завершенного в 675 г. после неполных 20 лет строительства, были Танский император Гаоцзун и его честолюбивая супруга У Цзэтянь. Говорят, что именно ее черты переданы в облике Будды Локаны. Этот грот считается не только грандиозным свидетелем расцвета китайского буддизма, но и документом религиозно окрашенного властолюбия женщины, впоследствии ставшей императрицей. Название грота «Буддийский храм почитания предков» возникло под влиянием конфуцианства и отражает идею, что честь возведения храма может повлиять на судьбу предков как дополнительная положительная карма.

Грот Яофандун

Значительно больше духу буддизма отвечает небольшая «Пещера рецептов лекарств» (VII в.), следующая далее. По обе стороны от входа - надписи, представляющие собой рецепты по излечению различных недугов, - свидетельство буддистского человеколюбия.

Грот Гуяндун

Самая ближняя и последняя из пещер Лунмэня, которые можно посетить, - в то же время самая древняя. Своими многочисленными нишами, где сидят Будды-Майтрейи со скрещенными ногами, Гуяндун по стилю напоминает поздние пещерные храмы Юньган (Датуп).

Вид с восточного берега

Повод отправиться на восточный берег реки И - это не столько увидеть остатки гротовых храмов, сколько насладиться великолепной панорамой, открывающаяся на противоположную сторону реки. В особенности хорош вид на южную оконечность с монументальными фигурами Фэнсяньсы.

Другие достопримечательности Китая
Тибет Тибет – горный регион Центральной Азии, расположенный в юго-западной части Китая и занимающий...
Дворец Потала Дворец Потала — самое гигантское архитектурное сооружение Тибета, было крепостью и резиденцией...
Река Меконг Меконг — десятая по длине река мира, величайшая река Индокитая и главная река Вьетнама. Вся жизнь...

Смотрите также: Фото Анталии, Достопримечательности Уругвая, Города Соломоновых Островов, Камерун, Мафра, Касабланка, Фэр-Айл, Пизанская башня



Наверх