Запретный город (Императорский дворец)

Запретный город — крупнейший ансамбль классической китайской архитектуры относится к самым импозантным дворцовым комплексам мира. Конструкция, краски, орнаменты, расположения и названия связывают эту резиденцию со всей вселенной и свидетельствуют о том, каким именно образом конфуцианский Китай понимал свою роль как ее властелина. О гармонии повествуют названия больших залов (на плитах крыши они обычно написаны по-китайски и по-маньчжурски): ведь гармония должна царить на Земле благодаря благодетельному владычеству сына Неба. Поэтому гармония заложена уже в основном плане Запретного города благодаря симметрии, которая определяет не только расположение главных залов, ворот и дворов вдоль оси, но и ориентирует эту ось по небесной линии: она проходит строго с севера на юг и одновременно является главной осью всего города. Второй принцип оформления - принцип иерархии. Троны обращены на юг. Тот, кто приходил на аудиенцию, должен был смотреть на север, в пространство, на небе которого избегают Солнце и Луна, но на Земле оно освещается ими и его занимает император как земное воплощение Небес.

Исполнены символики и числа: три - число тронных залов, три ступени мраморной террасы, на которой они находятся, пять когтей имеют лапы императорских драконов, девять - таково их количество на стене девяти драконов, девятью девять золотых шляпок от гвоздей украшают каждое крыло ворот - потому что нечетные числа представляют Янь, мужское солнечное начало. Правда, у крыш только двойные скаты. Тем самым подчеркивается, что император подвластен Небу - подобно тому, как ему подвластны все подданные. Сюда добавляются цвета и орнаменты: императорский желтый цвет крыш, в котором отражена охристая окраска лессовой почвы; праздничный красный цвет лакированных колонн; приносящие дождь и блаженство вездесущие облачные драконы присутствуют в росписи балок, в рельефах дверей, камней и стенных ширм, а также как декор тысяч других вещей; в задних же залах их дополняет китайская птица Феникс, символическое животное императрицы.

Не пропустите

  • Большие тронные залы
  • Зал попечения о духе с личными жилыми покоями последнего императора
  • Внутренние тронные залы
  • Дворцовый отдел Ниншоугун со Стеной девяти драконов и сокровищницей
  • Дворцовый сад и Северные ворота

Планировка

Иерархическое мышление находит отражение и в структуре всего дворцового ареала длиной 960 м и шириной 750 м. «Впереди» - на юге - стоят репрезентативные и административные здания, «сзади» - на севере - женские и жилые покои. В центре вдоль оси стоят тронные залы (три на юге, три на севере), по бокам - второстепенные здания со служебными функциями (на юге) и жилые подворья.

Пурпурный запретный город

Собственное имя дворца звучит как Цзыцзиньчэн - Пурпурный запретный город. В пурпурный цвет окрашены мощные крепостные стены, придающие дворцу характер настоящей крепости. «Запретным» же он назывался потому, что никто не обладал суверенным правом доступа сюда, кроме самого императора. Тот, в принципе, являлся единственным его обитателем мужского пола, способным к продолжению рода, так как взрослые принцы переезжали в резиденции вне Запретного города. Но в южную часть комплекса были прежде всего вхожи высокопоставленные сановники, кандидаты на сдачу высшего чиновничьего экзамена, иностранные послы, дворцовая стража и личная охрана императора. В северных частях дворца властитель встречался со своими советниками; после свадьбы сюда прибывали супруги высокопоставленных сановников, чтобы засвидетельствовать свое почтение императрице. Управление дворцом вменялось в обязанность нескольким тысячам евнухов. Не считая верховных евнухов и самого императора, никто не имел права свободно передвигаться по Запретному городу. Женщины жили в роскоши жилых дворцах в, обнесенных собственными оградами, - опять же за некоторыми исключениями.

История

Запретный город воздвигнут в 1406-1420 гг. Хотя большинство построек впоследствии реконструировались, в существенных чертах он сохранил изначальный облик. Здесь жили и правили двадцать четыре императора. В 1914 г. публика впервые получила доступ к южной части дворца, а в 1925 г. после изгнания последнего императора - и к бывшим жилым дворам. С тех пор комплекс носит свое нынешнее официальное название: Дворцовый музей.

Осмотр

Посетители входят в Запретный город через южные (Умынь, Полуденные ворота) или Северные ворота. Осмотр следует с юга на север. «Быстрый проход» вдоль оси с посещением западных жилых дворцов требует примерно двух часов. Но во дворце можно задержаться и на целый день, несмотря на то, что примерно половина территории закрыта для осмотра. Туристам-индивидуалам рекомендуем аудиоэкскурсию (аппаратура выдавается у южного входа, в том числе на русском языке). Время работы: ежедн. 8.30-17.00; нояб.-фев. до 16.30; вход прекращается за час до закрытия.

Стены, рвы, угловые башни

Зубчатые стены высотой 10 м и толщиной основания 8,6 м, окружающие Запретный город со всех сторон, полностью замыкают его в себе; дополнительно их защищает отнесенный несколько в сторону ров шириной 52 м. Четыре угловые башни - самые сложные конструкции в архитектурных сооружениях дворца. Согласно традиционному исчислению в Запретном городе девять больших поперечных балок, восемнадцать колонн и семьдесят два гребня, или конька. В сумме получается девяносто девять - число Янь.

Запретный город: постройки вдоль главной оси

Полуденные ворота

Подковообразные Полуденные ворота - самые большие в Пекине. Центральныйе вход предназначался для императора, но трое лучших из выдержавших дворцовый экзамен также удостаивались чести покидать Запретный город через эти ворота. Западный вход использовался только верховными сановниками, восточный - родственниками императора. Все остальные подданные должны были пользоваться боковыми входами. Чиновники, уличенные в каком-либо проступке или впавшие в немилость, в эпоху Мин подвергались телесному наказанию на площади перед воротами.

Ручей золотой воды

Через первый двор изгибается дугой ров Ручья золотой воды с мраморной оградой. Отвечая духу идеализированной пейзажной гармонии, он служит контрастом по отношению к Угольному холму (севернее Запретного города).

Врата высшей гармонии, Главный двор

Врата высшей гармонии, охраняемые двумя бронзовыми львами, ведут в Главный двор - некогда место великих церемоний восхождения на престол и свадеб (всегда в отсутствие невесты). Тогда почетный караул из двухсот человек салютовал роскошными веерами, флагами и другой праздничной утварью, играл дворцовый оркестр, а верховные вельможи империи падали ниц, чтобы воздать честь и хвалу Сыну Неба.

Терраса тронных залов

С северной стороны во двор выдается трехступенчатая восьмиметровая беломраморная терраса, которая приподнимает три стоящих друг за другом тронных зала над остальной территорией Запретного город. Она украшена тысячей ста сорока двумя фонтанчиками и рельефами в форме драконьих голов и рельефами на цилиндрических декоративных оконечностях перил, а также «драконьими камнями», занимающими середину центрального подъема и изображающими драконов, танцующих в облаках над горами и водой и пытающихся ухватить жемчужину. Мимо этих рельефов императора проносили в паланкине. По обе стороны лестницы стоят восемнадцать сосудов с ладаном (XVIII в.), которые воплощают тогдашние восемнадцать провинций государства; некогда они облагораживали торжественные церемонии благоуханием курившейся в них древесины. Наверху в передних углах солнечные часы и четверик зерна символизировали власть императора, задающую меру всех вещей. Бронзовый журавль и бронзовая черепаха с драконьей головой - символы долголетия; они служили сосудами для ладана. Большие бочки по сторонам - резервуары для воды для тушения пожара; зимой они отапливались древесным углем, чтобы вода не замерзала.

Зал высшей гармонии

Занимая площадь 64 х 37 м и имея высоту 35 м, зал является самым большим во дворце, а полувальмовая крыша делает его еще и самым совершенным в архитектурном отношении. Одновременно зал - эталон классически-китайского зала с самой большой площадью основания: примерно 2370 кв. м. Крышу поддерживают семьдесят две колонны, в том числе, по двенадцать с каждой стороны периметра. Нынешняя постройка закончена в 1695 г. В центре между шестью центральными позолоченными колоннами на пьедестале из семи ступеней стоит покрытый золотым лаком императорский трон, за ним -такая же позолоченная ширма. Зал украшает кессонный потолок. Повсюду в орнаменте присутствуют драконы.

Зал полной гармонии

Следующий маленький зал - элегантный центральный павильон с шатровой крышей и ведущей по периметру галереей. Здесь перед большими церемониями император принимал почести от высокопоставленных чиновников и здесь же он готовился к важным отправлениям государственного культа.

Зал сохранения гармонии

Третий тронный зал, постройка шириной 50 м с полувальмовой крышей, использовался для государственных банкетов; с 1798 г. здесь к тому же проходили дворцовые экзамены - экзамены на высшие чиновничьи звания. В нижней части лестницы сзади находится самый большой камень с рельефным изображением дракона. Его длина - 16, 6 м, ширина - 3,1 м, а толщина - 1,7 м. Из каменоломни в окрестностях Пекина его перевозили зимой, по специально залитым каткам.

Внутренние тронные залы

Чета бронзовых позолоченных львов - справа лев, слева львица - охраняет главные ворота внутреннего дворца. Первый и самый большой зал, «дворец Небесно-мужественной ясности» до начала XVIII в. был жилым дворцом императора и поэтому здесь также имеются отапливаемые боковые покои. Здесь совершалась подлинная работа по управлению государством. Следующий квадратный зал, украшенный орнаментами с мотивами драконов и фениксов, - тронный и приемный зал императрицы. Там стоят двое огромных роскошных часов: справа - водяные часы, слева - изготовленные в 1798 г. по европейским образцам механические часы с боем. Жилые и спальные покои императрицы в эпоху Мин находились в третьем из трех маленьких тронных залов. Однако маньчжуры изменили его интерьер, устроив здесь жертвенник, где они согласно собственному (не китайскому) обычаю ежедневно перед изображениями двенадцати божеств забивали двух свиней и варили их мясо на огромном очаге. В восточном конце постройки сохранилась выдержанная целиком в радостно-красном цвете императорская свадебная комната.

Дворцовый сад

По ту сторону следующих ворот находится дворцовый сад площадью 1,2 га с причудливыми деревьями, павильонами, мозаичными дорожками и внушительными искусственными скальными горами. В центре сада стоит даосский храм. Из внутренней части Запретного города на север ворота ведут в сторожевую зону, расположенную между внутренними и внешними стенами, которая охватывала жилые помещения дворца, покинуть ее можно через массивные северные ворота Шэнъумынь.

Запретный город: второстепенные дворцы

Шесть западных дворцов

К западу от внутренних тронных залов расположены жилые подворья императорских младших жен и наложниц. Большая часть западных дворцов благодаря преимущественно сохранившемуся первоначальному оформлению позволяет почувствовать, как здесь жили всего каких-нибудь 100 лет тому назад. В некоторых местах западных дворцов на северных стенах еще видны прикрытые ямы для топки печей в спальнях и помещений в целом.

Зал попечения о духе

Большое историческое значение имеет примыкающий с юга Зал попечения о духе. Это охраняемое дополнительными стенами и воротами, не слишком представительное здание с начала XVIII в. служило императорам как жилое помещение, служебный кабинет и комната для аудиенций. Таким образом, здесь в течение последних двух веков существования империи находился фактический центр ее управлением. Собственно трон стоит в центральном помещении и, как положено, ориентирован на юг. Однако же беседы с Советом короны и тем самым формулировка важных решений происходили в восточном боковом помещении. После того как вдовствующая императрица Цыси с 1861 г. узурпировала трон, руководила этими заседаниями она, скрываясь, согласно этикету, за занавесом у восточной стены помещения. Перед занавесом для проформы сидел в кресле Сын Неба. На западной стороне зала находятся бывшие личные покои императора, скромно украшенные комнаты «нормальных» размеров.

Шесть восточных дворцов и зал Фынсяньдянь

В боковых дворах на восточной стороне малых тронных залов размещена часть императорских собраний искусства, в том числе изделия из нефрита, бронзы, фарфора, эмаль в технике клуазоне и печати. Южнее, в большом комплексе Фынсяньдянь, обрело пристанище императорское собрание богато украшенных часов и механизмов (в большинстве своем европейского производства).

Дворец покоя в старости

Если от центрального двора севернее больших тронных залов пройти через боковые ворота до конца на восток, то окажешься во дворце Покоя в старости (Ниншоугун), архитектурном ансамбле, где сочетаются репрезентативая масштабность и домашняя интимность. Свой нынешний облик он получил в 1772-1776 гг., когда император Цяньлун повелел воздвигнуть его как место, где он в старости мог бы отдохнуть от дел. Сегодня залы дворца используются как сокровищницы. К северу от него расположены часть Мебельного собрания, дворцовый театр (справа) и сад императора Цяньлуна (слева).

Стена девяти драконов

На площадке перед первыми воротами стоит Стена духов - самое великолепное произведение искусства на открытом воздухе: почти 30-метровая Стена девяти драконов высотой 3,5 м. Рельеф, на котором изображены символические животные благословенного императорского владычества, сложен из керамических кирпичей.

Угольный павильон и парк Бэйхай

Угольный холм (Мэйшань)

Центральный смотровой холм Пекина высотой 43 м, что севернее Запретного города образован отвалами земли от сооружения дворцового рва. Поскольку во времена монголов здесь был склад угля, народная молва прозвала его Мэйшань, (Угольный холм), которое утвердилось и в европейских языках. Его нынешнее китайское название означает «смотровой холм». Увенчанная павильоном вершина расположена точно на оси «север-юг» дворца и города. Китайская геомантика (Фэн-шуй) рассматривает этот холм как пандан к «Ручью золотой воды» на юге дворца.

Эта возвышенность вместе с окружающим парком - лучшее место, чтобы вместе с пекинцами заняться утренней гимнастикой или, по крайней мере, посмотреть, как те боксируют с тенью, упражняются с мечом, танцуют янгэ и вальс - все это формы укрепляющей здоровье практики цигун. На мостовой работают мастера водяной каллиграфии, старики выгуливают своих певчих птиц. Главное: прийти до завтрака! Парк открывается в зависимости от времени года между 6.00 и 7.00.

Парк Бэйхай

Примерно в 500 м от Угольного холма находится самое популярное место отдыха горожан: парк Бэйхай (Beihai Gongyuan), где есть большое озеро и сдаются напрокат лодки. Над парком возвышается его символ, видный издалека: белая дагоба на острове Цюндао. Заложен парк был еще в XI в. Его нынешний облик с многочисленными увеселительными замками, павильонами, камеными ансамблями и храмами в основном сложился в XIII— XVIII вв.

Круглый форт Туаньчэн

К западу от южного входа высится стена, которая окружает почти круглую ровную земляную террасу. В одном из здешних залов находится бирманский нефритовый Будда, которого разместили здесь в 1896 г. монахи; в павильоне перед залом можно увидеть нефритовую чашу диаметром 1,5 м и весом 3,5 т, изготовленную в 1265 г. Круглый форт никогда не использовался для военных целей.

Остров Цюндао, Белая дагоба

Беломраморный «Мост вечного покоя» (Юнъаньцяо) ведет от южного входа к Нефритовому острову Цюндао. Над тройными декоративными воротами у подножья холма возвышается 36-метровая конусовидная пагода (дагоба), возведенная в 1651 г. в честь прибывшего с государственным визитом далай-ламы. По обе стороны на вершину ведут извилистые лестницы. Подниматься на дагобу не разрешено. Перед ней на красном цоколе стоит зал, возведенный из глазурованных кирпичей, полный изображений Будды и таящий в себе исполненную в бронзе тибетское проявление бодхисаттвы Манджушри.

Северный берег

К западу от северного входа выстроились в ряд несколько храмов Будды и увеселительных замков. Среди них — главное украшение парка - двухсторонняя Стена девяти драконов длиной 27 м и высотой 5 м. Включая маленьких декоративных драконов, на ней насчитывается шестьсот тридцать пять этих сулящих благоденствие небесных и водяных созданий. Самое красивое место на северном берегу - пять нависающих над водой и соединенных мостами просторных Павильонов пяти драконов. Часто здесь можно встретить музыкантов-любителей, исполняющих арии из спектаклей Пекинской оперы. Время работы: ежедн. 9.30-17.30; парк открыт в течение всего дня, в зависимости от времени года.

Задние озера (Шичахай)

К северу от парка Бэйхай и вокруг трех озер на севере Старого города в свое время располагались резиденции принцев и высокопоставленных чиновников. После того как при социализме этот район стал напоминать трущобы, ныне он вновь переживает ренессанс как привлекательное место для богачей, праздных гуляк, прожигателей жизни и фланеров. Никакой другой район города так не приспособлен для длительных прогулок. Вокруг мраморного мостика Иньдинцяо, отделяющего Переднее озеро (Цяньхай) от Заднего озера (Хоухай), теснятся кабачки и рестораны; вдоль западного берега Переднего озера выстроилась уже целая цепочка недавно построенных ресторанов («Lotus Lane»).

Колокольня, Барабанная башня (Чжунлоу, Гулоу)

У Колокольни, более северной из обеих построек, уже в эпоху Мин закончилась центральная ось «север-юг» Пекина. Обе башни до 1924 г. подавали столице сигнал времени. Колокол звучал в 5.00 утра и в 19.00. В этот временной промежуток каждые два часа тишина нарушалась барабанными сигналами на соседней башне. На эти башни можно подниматься и обозревать с них близлежащие, еще вполне традиционные городские кварталы. Линия метро 2: станция «Gulou». Время работы: ежедн. 9.00-16.30.

Резиденция принца Гуна (Гунваньфу)

В десяти минутах ходьбы на запад от Среднего озера находится самый большой и красивый туристический объект района. Можно осмотреть класический сад с двумя прудами, павильонами, крытыми галереями, двумя искусственныим скальными горами и элегантным театральным залом. Принц Гун (1833-1898) играл ведущую роль в отношениях с иностранными державами в эпоху после второй опиумной войны. С его именем связано основание китайского министерства иностранных дел. Собственно здание, в котором он жил, не сохранилось. Qianhai Xijie. Время работы: ежедн. 8.30-16.30.

К востоку от Запретного города

Колодец резиденции принца

Пекин XX и XXI вв. ждет вас на самой знаменитой торговой улице города, название которой переводится как Колодец резиденции принца. Главное, что привлекает сюда пекинцев и туристов, - это пешеходная зона с несколькими универмагами и семиэтажным «торговым храмом» «Sun Dong An Plaza» на углу Улицы золотой рыбки (Jinyu Hutong). Популярна также совершенно новая, но полностью выдержанная в старинном стиле улочка, полная закусочных, которая ответвляется на запад от южной оконечности квартала, - ее легко узнать по разноцветным новым воротам. Церковь на восточной стороне улицы (Wangfujing 78) была основана в 1665 г. Фердинандом Вербистом. В 1900 г. участники восстания боксеров вырезали здесь сотни христиан-китайцев. Нынешнее трехнефная постройка с тремя фасадными куполами возведена в 1904 г. Линия метро 1: станция «Wangfujing».

Национальная галерея

Недалеко от северной оконечности Wanfujiug в 1962 г. в «китайско-сталинском» стиле было возведено массивное здание национальной галереи (Чжунгомэйшугуань, Wusi Dajie 1). Оно служит преимущественно для периодических коммерческих выставок современного (прежде всего китайского) искусства, экспозиции включают каллиграфию, скульптуру и фотографию - и именно поэтому его стоит посетить. Время работы: вт.-вс. 9.00-17.00.

Другие достопримечательности Пекина
Запретный город Запретный город — крупнейший ансамбль классической китайской архитектуры относится к самым...
Храм Неба Храм Неба — древний храмовый комплекс в Пекине. Имеет важное значение как в архитектурном, так и в...

Смотрите также: Фото Коста-Рики, Города Таджикистана, Белиз, Никосия, Лестер, Мыс Рока, Остров Сааремаа



Наверх