Кохтла-Ярве

Город Кохтла-Ярве (Kohtla-Järve)

Кохтла-Ярве — четвертый по величине город Эстонии (после Таллина, Тарту и Нарвы), представляет собой довольно унылый индустриальный центр в промышленном районе Эстонии, где добывают горючий сланец. Это не самый примечательный населенный пункт в Северной Эстонии, но муниципалитет постарался сделать его историческое наследие привлекательным для туристов. Шлаковые нагромождения вокруг выработанных шахт образовали высокие холмы, которые были засеяны травой, благоустроены и превращены в горнолыжные склоны или трассы для мотокросса. В западном индустриальном пригороде Кохтла-Номме находится один из самых необычных музеев в регионе — Музей сланца.

Промышленный профиль региона отражен в этом уникальном музее — с тоннелями, миниатюрными шахтными поездами и действующими механизмами. Горючий сланец, обогащенный парафином, до недавних пор широко использовался в качестве домашнего и промышленного топлива и был главным фактором загрязнения окружающей среды. Зимой посетители могут покататься на лыжах с благоустроенных терриконов, а летом — взять напрокат велосипед.

Здесь есть также скалолазная стена высотой 26 м.

Jaama, 1, Kohtla-Nomme
Тел.: (372) 332-40-17
www.kaevanduspark.ee
Открыто: пн—пт 9.00—17.00, сб—вс 11.00—15.00
Вход платный

История

Кохтла-Ярве получил статус города немногим более полувека назад. Однако поселения на его территории существовали давно. Так, к 1241 году относится первое упоминание в Датской поземельной книге о деревне Ярве (там она именуется Jeruius). Нынешняя часть города Кукрузе впервые упоминается тоже в 1241 году (Kukarus), а Сомпа — в 1420 году (Soenpe).

Вероятно, на месте нынешнего Кохтла-Ярве так и не возникло бы города, если бы не горючий сланец, залежи которого в здешних краях довольно значительны. Образно говоря, горючий сланец — это «твердая нефть». О том, что этот камень может гореть, местные жители знали давно. Существуют легенды, рассказывающие о том, каким образом это было замечено. Согласно одной из них, когда-то в давние времена пастухи, разжигая костры, имели обыкновение выкладывать вокруг них кольцо из камней. Обычно для этого использовали известняк, но как-то раз воспользовались желтовато-коричневыми камнями, которых оказалось немало в том месте. Пастухам трудно было поверить своим глазам, когда они увидели, как жарко эти камни пылают вместе с дровами. По другой легенде некий крестьянин построил себе баню из сланца. Стоило растопить ее, как загорелись стены — к величайшему изумлению крестьянина и всех соседей.

Однако долгое время сланец оставался в глазах местного населения всего лишь странным курьезом, не имевшим практического значения. Использовать его в качестве топлива не было необходимости, ведь вокруг хватало лесов. К тому же горящий сланец выделяет слишком много копоти.

Всерьез сланцем заинтересовались во втором десятилетии двадцатого века. Известно, что в 1916 году партия эстонского сланца была отправлена в Петроград для того, чтобы изучить его свойства. Исследования показали, что сланец является ценным полезным ископаемым, которое может использоваться как в качестве топлива, так и в качестве сырья для химической промышленности.

В 1919 году в Эстонской республике было создано объединение «Государственная сланцевая промышленность». Сланец добывали как под землей, в шахтах, так и открытым способом, то есть на сланцевых разрезах. Рядом с шахтами и разрезами росли поселки. В 1924 году неподалеку от железнодорожной станции Кохтла был построен завод по производству сланцевого масла. Рядом с ним начал расти рабочий поселок, названный Кохтла-Ярве. В середине 30-х годов он включал несколько рабочих кварталов — Кява, Вахекюла, Паванду.

В годы Второй мировой войны значение эстонского сланцевого бассейна выросло: Германия рассматривала его как свой второй по важности после румынских нефтяных разработок источник получения горючего. Впрочем, начать полномасштабную эксплуатацию месторождения немцы не успели.

После войны сланец во все возрастающих количествах потребовался для северо-западной части Советского Союза. Главный поселок сланцевого бассейна получил статус города. 15 июня 1946 года жители Кохтла-Ярве стали горожанами.

С этого момента в течение почти двадцати лет шел процесс административного объединения окрестных населенных пунктов в рамках Кохтла-Ярве. В 1949 году в состав Кохтла-Ярве были включены поселки Кохтла и Кукрузе. В 1960 году в него вошли города Йыхви и Ахтме, а также поселок Сомпа. В 1964 году в подчинение Кохтла-Ярве перешли город Кивиыли, поселки Ору, Пюсси и Вийвиконна. Таким образом, Кохтла-Ярве сильно разросся, превратившись при этом в город с уникальной планировкой, поскольку его части оставались сильно разбросанными «островами», лежащими среди лесов, сельскохозяйственных угодий и сланцевых разработок.

В 1991 году количество частей Кохтла-Ярве уменьшилось, из его состава вышли Йыхви, Кивиыли и Пюсси, став самостоятельными городами. В настоящее время Кохтла-Ярве состоит из шести частей: Ярвеская часть, Сомпа, Кукрузе, Ахтме, Ору и Вийвиконна (в последнюю часть административно входит и поселок Сиргала). Планировка города остается очень своеобразной. Число жителей его немногим менее 50 тысяч, однако два человека, находящиеся один в Сиргала, а другой в Ярвской части — то есть оба на территории Кохтла-Ярве, — могут быть разделены расстоянием, превышающим 30 километров. Такое же расстояние разделяет людей, находящихся на противоположных окраинах Лондона или Парижа.

В 90-е годы объемы добычи и переработки сланца уменьшились, однако перспективы для дальнейшего существования сланцевой промышленности сохраняются, особенно если удастся модернизировать ее до уровня самых современных технологий. Кроме того, накопленные за десятилетия производственная культура и навыки, промышленный интеллектуальный потенциал жителей Кохтла-Ярве дают широкие возможности для развития в городе иных, не связанных со сланцем предприятий.

Население

В Кохтла-Ярве немногим менее 50 тыс. жителей. Наиболее крупные части города — Ярвеская (около 23 тыс. жителей) и Ахтмеская (примерно 21,5 тыс. жителей). Далее следуют Сомпа и Ору (около 2.000 жителей в каждой из частей), Вийвиконна (900 жителей) и Кукрузе (750 жителей).

Из числа горожан примерно 14 700 человек — пенсионеры. В городе проживают представители почти четырех десятков национальностей. Приблизительно четыре пятых — русские и русскоговорящие жители, пятая часть населения представлена эстонцами. Таким образом, город, как и соседние Нарва, Йыхви и Силламяэ является преимущественно русскоязычным.

Экономика

Важнейшие области деятельности связаны со сланцем. К числу крупных предприятий относятся шахты (всего есть 2 шахты и 3 карьера), ими управляет АО «Ээсти Пылевкиви»; ведущим предприятием в области сланцевой химии является АО «Виру Кеэмиа-Групп», химическое предприятие «Нитроферт», специализирующееся на производстве азотных удобрений и являющееся дочерним прндприятием российского «Газпрома». На сланце базируется также местное энергетическое хозяйство — тепловые электростанции, обеспечивающие город теплом, работают на сланце.

Другие города Эстонии
Пярну Пярну, расположенный на берегу Рижского залива в устье реки Пярну, — стильная «летняя столица»...
Палдиски Палдиски — город на берегу Финского залива, расположен на мысу в западной оконечности северного...
Раквере Раквере — шестой по величине город Эстонии, столица уезда Ляэне-Вирумаа. Наиболее известен своим...

Смотрите также: Фото Восточного Тимора, Города Сейшельских островов, Россия, Агадир, Бендеры, Атолл Вотье, Королевский дворец в Мадриде



Наверх