Вандомская площадь (Place Vendôme)

Вандомская площадь — одна из пяти «королевских площадей» Парижа, которая раскинулась в историческом центре города, с севера от садов Тюильри и с востока от церкви Святой Марии Магдалины. Она была возведена во времена правления Людовика XIV и по его замыслу предназначалась для размещения конной статуи Короля-Солнца, зданий монетного двора, Академии, библиотеки и роскошных особняков. Название «Вандомская» площади дали по дворцу, которым некогда владел внебрачный сын французского короля Генриха IV Великого и родоначальник Вандомов – Сезар де Бурбон.

Восьмиугольная площадь окружена единообразной застройкой, выполненной в стиле классицизм, и смотрится очень монументально. Здесь стоит знаменитый отель «Риц», в номерах которого останавливалось немало известных политиков, писателей и актеров. На Вандомской площади также возвышается особняк, с балкона которого Жорж Жак Дантон в 1792 году объявил о создании первой республики.

Туристы приходят на историческую Вандомскую площадь, чтобы полюбоваться высокой колонной, которую венчает статуя Наполеона, и сделать памятные фото на фоне фасадов дворцов. Некоторые приезжают сюда, чтобы совершить покупки в роскошных ювелирных магазинах, считающихся лучшими в Париже. Вандомская площадь популярна среди дизайнеров, и на ней находится несколько бутиков модной одежды.

История строительства Вандомской площади

В 1680 году дворец, принадлежавший влиятельному и богатому герцогу Вандомскому, был куплен французским королем. Придворный архитектор Людовика XIV Жюль Ардуэн-Мансар разработал проект, и в 1699 году на месте дворцового здания разбили просторную площадь. На ней, по желанию короля, красовалась его конная статуя. Этот монумент был построен по проекту французского скульптора Франсуа Жирардона и простоял на Вандомской площади ровно 100 лет – до 1792 года.

Король-Солнце расходовал очень много средств на реконструкцию своего любимого Версаля. Кроме того, значительные суммы из казны уходили на постоянные войны, которые Франция вела с другими европейскими странами. Денег на продолжение строительства Вандомской площади у Людовика XIV не было, поэтому долгое время вокруг статуи французского монарха располагались только фасады зданий, а пространство за ними пустовало.

Чтобы продолжить строительство, нужно было, чтобы кто-то выкупил земли за декоративными фасадами, а вырученные деньги можно было пустить на возведение новых домов. Но поначалу желающих вложить собственные средства в благоустройство Вандомской площади не было.

Решение проблемы нашел Джон Ло – шотландский финансист, предложивший реформировать денежное обращение. Он создал банк, выпускавший купюры, приобрел земли вокруг Вандомской площади и стал продавать их всем желающим за бумажные деньги. От покупателей не было отбоя, и строительство возобновилось.

К 1720 году все дома вокруг площади были построены. Это были однотипные здания, декорированные аркадами и колоннами коринфского ордера. На их чердаках Жюль Ардуэн-Мансар выделил дополнительные помещения со скошенным потолком. Окна чердаков не маскировали, как это было тогда принято, а, наоборот, украшали изящной лепниной. Так были изобретены мансарды. Кроме того, архитектор создал фасады зданий, состоящие из трех частей. Найденная им трехчастная система позже легла в основу всей парижской застройки.

Знаменитые здания на Вандомской площади

В доме № 11 по Вандомской площади сегодня располагается министерство юстиции и французская канцелярия. Когда-то это здание принадлежало биржевому маклеру Пуассону. Предприниматель был нечист на руку и совершал сомнительные сделки, за что и оказался в Бастилии. Чтобы выйти на свободу, он вынужден был продать принадлежавший ему особняк властям Парижа.

Соседний дом № 12 в 30-40 годы XIX века занимало представительство русского посла, а в 1849 году здесь жил известный польский композитор и виртуозный пианист Фредерик Шопен.

На доме № 13 в 1795 году был повешен мраморный метр. Это была новая для парижан мера длины, поэтому власти Парижа хотели познакомить с ней жителей города.

Один из самых шикарных парижских отелей – «Риц» – занимает дом № 15 по Вандомской площади. Он получил свое имя в честь основателя Сезара Рица. Элитная гостиница всегда отличалась великолепием интерьеров и высочайшим уровнем обслуживания, поэтому в ней останавливались многие мировые знаменитости.

В доме № 16 жил австрийский врач и целитель Франц Антон Месмер. Он верил, что планеты оказывают лечебное влияние на людей и создал учение о «животном магнетизме» или месмеризм. Пациентами лекаря были видные французские аристократы, и ему удалось заработать очень много денег. В 1784 году деятельность целителя была рассмотрена двумя научными комиссиями и признана мошеннической. По этой причине Месмер был вынужден покинуть Париж и бежал в Англию.

Владельцами домов № 17 и 19 были члены состоятельного семейства банкиров Кроза, которые во время правления Людовика XIV считались самыми богатыми людьми Франции. Пьеру Кроза (1661-1740) удалось собрать коллекцию из 400 живописных полотен, 19 тысяч рисунков и 1,5 тысячи резных камней. Частная коллекция на Вандомской площади считалась одной из лучших в Париже. Примечательно, что большую часть принадлежащих Пьеру Кроза картин удалось приобрести российской императрице Екатерине II. Она выкупила полотна у его наследников, а посредником в сделке выступил французский писатель Дени Дидро. Сегодня знаменитые полотна Рафаэля, Джорджоне, Рубенса, Тициана, Веронезе, Тинторетто, Ван Дейка и Мурильо украшают собрание Эрмитажа в Санкт-Петербурге.

Вандомская колонна

На месте памятника королю, которого свергла Французская революция, возвышается другой необычный монумент. Это колонна высотой 44,3 м. В 1806 году Наполеон захотел увидеть в центре французской столицы величественный монумент в честь триумфальных побед своей армии. Местом для «колоны Побед» была выбрана Вандомская площадь, а ее прототипом стала знаменитая колонна Траяна, украшающая римский форум.

Римская колонна из каррарского мрамора имела высоту 38 м. Наполеон хотел, чтобы в Париже появился более высокий и величественный памятник. Новую колонну возвели из камня и обложили барельефами, отлитыми из трофейных орудий, которые войска Наполеона отвоевали у русской и австрийской армий. Бронзовые барельефы расположены по спирали от основания к вершине монумента и изготовлены по эскизам Жана-Батиста Лепера. На 425 барельефах отражены действия наполеоновских войск во время победоносной кампании 1805 года.

Сегодня колонну на Вандомской площади венчает уже третья по счету статуя Наполеона. На ней император изображен в коротком римском плаще. На его голове красуется лавровый венок, а в руках Наполеон держит меч и земной шар с крылатой богиней Победы. Автор выразительного памятника – французский скульптор Огюст Дюмон (1801-1884). Под статуей находится прямоугольная площадка с перилами.

Как добраться

Вандомская площадь расположена в историческом центре французской столицы, рядом со станцией метро «Opéra», где пересекаются ветки 3, 7 и 8 парижского метро. Неподалеку от площади также находится станция «Tuileries», через которую проходит ветка 1.

Другие достопримечательности Парижа
Латинский квартал Латинский квартал в Париже – район вокруг университета Сорбонна, Высшей нормальной школы,...

Смотрите также: Фото Гизы, Города Кипра, Афганистан, Ставрополь, Бисау, Занзибар, Остров Борнео (Калимантан)



Наверх