Улан-Батор

Город Улан-Батор

Улан-Батор, столица Монголии – древней державы, расположенной в Центральной Азии. Город выстроен в просторной долине реки Тола, у подножия горы Богдо-Ула, имеющей у монголов статус священной.

Датой возникновения Улан-Батора многие историки считают 1639 г., когда хан Гомбодорж, представитель древнего монгольского рода Кият-Борджигин, к которому принадлежал также Чингисхан, велел установить на территории, где ныне расположена столица Монголии, ставку-монастырь – ургу (в переводе с монгольского – дворец, ставка знатного человека). Это его решение было обосновано знаменательным событием – Далай-лама V признал его четырехлетнего сына перерождением одного из почитаемых буддийских священнослужителей. Далай-лама посвятил необычного мальчика в монахи под именем Дзанабадзар. Впоследствии он стал великим религиозным и политическим деятелем, а также известным скульптором, которого называли монгольским Микеланджело.

В русском языке за поселением утвердилось название Урга, а монголы именовали ставку-монастырь Их-Хурээ (Великий монастырь или Великий Круг).

Их-Хуруэ со временем превратился в центр ламаистской религии: сюда прибывали паломники, преисполненные желанием почтить Будду.

Их-Хуруэ был кочевым городом и перемещался по всей стране более века, пока в 1779 году не вернулся на родное место, чтобы более не сниматься отсюда. Вот эта дата и считается началом отсчета истории оседлого города.

Кочующие города – невероятно любопытное явление, присущее раннему периоду истории человечества. Монголы обустраивали их в степях в виде концентрических колец. В центральной части ставилась юрта главы общины, далее, по кругу, жилые юрты и юрты-храмы. В обозначенный вождем срок город снимался, все разборные сооружения и домашний скарб грузились на караваны вьючных животных. Город исчезал, не оставив о себе и следа, чтобы через какое-то время возникнуть в другом месте.

Во время правления в Монголии маньчжуро-китайской династии Цин (1691-1911 гг.) Их-Хурээ постепенно превратился в ядро страны. После низвержения в 1911 г. маньчжурских правителей и провозглашения автономии Монголии Их-Хурээ получил другое имя – Нийслэл-Хурээ. В 1919 г. город заняли японские оккупанты, но в 1921 г. его освободила Монгольская народная армия при военной поддержке частей советской Красной армии. В 1924 г. первый Великий народный хурал возвестил об образовании Монгольской Народной Республики. Нийслэл-Хурээ было решено переименовать в Улан-Батор (Красный богатырь), и он был возведен в статус столицы новой державы.

Сегодня Улан-Батор – политический и коммерческий центр Монголии, а также важный сегмент азиатского финансового рынка. Это – научный и культурный центр страны. Здесь расположены Национальная Академия наук Монголии, Монгольский международный университет, Буддийский университет имени Дзанабадзара, театры, музеи.

Вместе с тем, Улан-Батор остается невероятно самобытным городом. Его облик определяют родовые обычаи, религиозные традиции и стремительно развивающийся капитализм, который в Монголии, вопреки каноническим постулатам Карла Маркса, пришел на смену не феодальному обществу, а социалистическому.

Видео: Улан-Батор

Климат

Улан-Батор со всех сторон опоясывают высокие горы. Климат здесь имеет резко континентальный горный характер. Зима в этих краях продолжительная, в самом холодном месяце – январе – температура воздуха может опускаться до - 40 °С, но из-за низкой влажность морозы переносятся сносно. Снега выпадает мало, и в зимнюю пору здесь скорее пыльно, чем снежно, хотя в последние годы отмечается увеличение снежных осадков.

Летом в Улан-Баторе прохладно: +18 – 20 °С, и это – лучшее время для его посещения. Возможные проливные дожди здесь кратковременны, и не создают ощутимых препятствий для осмотра достопримечательностей этого удивительного города.

Современный Улан-Батор

На фоне горного пейзажа эффектно выглядят устремленные в небо модерновые постройки и тысячи белых юрт, которые просто усыпали Улан-Батор. Планировка столицы отличается своей четкой структурированностью: от грандиозной площади Сухэ-Батора, являющейся визитной карточкой столицы, радиально расходятся в разном направлении просторные стройные улицы и проспекты.

Центр Улан-Батора застроен достаточно компактно. Тут соседствуют Дворец спорта, Педагогический институт, Дворец бракосочетаний, Выставочный комплекс, очень нарядный бело-розовый Дворец молодежи.

Облик столицы подчеркивает здание Улан-Баторского университета, возведенного в национальной зодческой традиции: его кровля вынесена вперед, напоминая навершия храмов.

Политическая и культурная жизнь столицы страны кипит в районе площади Сухэ-Батора, названной так в честь национального героя Монголии, вождя революции 1921 г.

В 2013 г., по инициативе монгольского Союза изобразительного искусства, главная площадь страны была переименована в честь другого легендарного монгольского героя – Чингисхана. Но в 2016 г. Верховный суд страны признал переименование незаконным, и сегодня площадь снова носит имя Сухэ-Батора. Впрочем, финальная точка в судебных процессах пока не поставлена. Какой из героев нации возьмет верх – неизвестно.

А вот с главной достопримечательностью Улан-Батора эпохи социализма – мавзолеем Сухэ-Батора – монголы решительно и окончательно попрощались: сооружение было снесено еще в 2004 г., а прах вождя захоронен на одном из местных кладбищ.

Монумент же Сухэ-Батору, восседающему на коне, было решено сохранить и реконструировать, заменив недолговечный искусственный гранит, из которого его создали, на натуральные материалы. Снятые со скульптуры конного всадника формы отлили из бронзы, а для пьедестала и фигур львов, окружающих монумент, выбрали природный камень.

Рядом с новым монументом в каменных плитах площади из цветного гранита выложена мозаика с надписью «Центр города Улан-Батор. Нулевая точка». От этого места отсчитываются все расстояния в Монголии.

В северной части площади находится Дворец правительства Монголии. Здесь разместились Великий государственный хурал и офисы президентской администрации. В 2004-2006 г. г., в ходе реконструкции площади, облик Дворца правительства полностью изменился. Ранее здание было невыразительным образчиком архитектуры социалистической эпохи, сегодня же оно выглядит современно и эффектно. Старые колонны убрали за стеклянные панели, а к дворцу пристроили новую парадную колоннаду. Ее украшает скульптурная композиция, в центре которой – фигура Чингисхана на царском троне. Справа и слева от великого завоевателя можно увидеть конные статуи двух его ближайших нукеров – Мухали и Боорчу. Также в композицию входят статуи великих монгольских ханов – Угедея и Хубилая. В 2012 г. в реконструированном здании открылся Музей монгольской государственности.

В южной части площади расположился уютный сквер, где можно отдохнуть. Ранее здесь бил фонтан и привлекала внимание оригинальная скульптура «Необъезженный конь», или «Укрощение коня», созданная скульптором Н. Жамбой. Сюжет укрощения дикого скакуна невероятно популярен в традиционном искусстве, а это скульптурное изображение интересно еще и тем, что имеет всего две опоры – ноги коня, опирающиеся на постамент. Сегодня монумент перемещен в юго-восточную часть площади и установлен перед входом в новый торгово-офисный центр Central Tower. В этом уютном уголке города разбиты фонтаны, после благоустройства он стал очень популярным среди жителей столицы и ее гостей.

На огромной площади Сухэ-Батора часто проводятся концерты и выставки. Здесь же проходят массовые гуляния и демонстрации.

В южной части Улан-Батора, на холме Зайсан, расположен мемориальный комплекс. Входящие в него архитектурные сооружения посвящены поддержке Советской Россией революционных событий в Монголии, победе над японскими войсками при Халкин-Голе, разгрому нацистской Германии. Сюда приезжают экскурсионные автобусы, а школьники традиционно посещают это место, чтобы отметить окончание средней школы. В 2006 г. у подножия холма был основан Международный парк Будды.

Монгольская столица – вполне цивилизованный город, с многочисленными высотками и строящимися модерновыми зданиями, неоновой рекламой и ночными развлекательными заведениями. Наиболее популярные ночные клубы – Metropolis, Strings, Face.

Исторический Улан-Батор

Путешественники, прибывающие в Улан-Батор, стремятся посетить места, связанные с историческим прошлым столицы – буддистские монастыри, музеи и священную гору Богд-Хан-Уул, внесенную в предварительный список Всемирного наследия ЮНЕСКО.

Монастырь Гандан

Чтобы окунуться в атмосферу старой Урги, отправляйтесь на экскурсию в буддийский монастырь Гандан. Его полное название – Гандантэгчинлин, что означает Большая Колесница Полной радости. Когда-то в Монголии такое название имели несколько монастырей, но урганский, где обучали богословию, был наиболее известен в буддистском мире.

Этот обширный религиозный комплекс находится недалеко от центра Улан-Батора. Район, где расположен Гандан, – единственный в столице, сохранивший не только колорит, но и планировку старого города, являющуюся классической – она представляет огороженный круг. Когда-то монастырь широкой подковой окружали узкие кварталы хашанов – дворов с юртами. Сегодня юрты, где обитают коренные жители вместе со своим домашним скотом, обступили высотные современные здания.

Еще около века назад иноверцев здесь принимали неохотно, особенно во время богослужений. Сегодня же монастырь гостеприимно приветствует гостей из разных уголков планеты. В обители постоянно и время от времени проживают более 600 монахов, некоторые из них владеют русским языком и могут подсказать, как правильно совершать ритуалы.

Гандан традиционно был местом проживания ламской элиты, тут же располагался ламский университет, предмет гордости монголов. Здесь получали образование дети из бурятских, калмыцких семей, представители других районов Азии, в которых исповедовали буддизм. Только Гандан был наделен правом присуждать ученое звание монахам, изучавшим философию, врачевание, астрологию, искусство заклинания. Именно в Гандане в 1904-1905 годах обрел пристанище Далай-лама XIII, вынужденный покинуть Лхасу после того, как британцы оккупировали Тибет.

Застраивать монастырский комплекс капитальными зданиями начали с 1809 г. К 1913 г. он представлял собой огороженные, сообщающиеся между собой храмовые комплексы, построенные в разных стилях, в некоторых из которых проявились отчасти элементы китайской планировки.

У Святых ворот монастыря вас встретят изваяния двух каменных львов. Они расположились на высоких постаментах и выглядят фантасмагорически, походя скорее на свирепых собак. Скаля пасть, выпучив глаза и гневно раздувая ноздри, львы исполняют свое предназначение – охраняют монастырь от темных демонов зла.

Монументальные выбеленные Святые ворота венчает «летящая» крыша, украшенная мистической символикой буддизма. На обеих половинках врат в монастырь можно увидеть весьма колоритные ручки из меди с изображением монстров. Сквозь их ноздри продеты массивные кольца, к которым привязаны длинные пестрые ленты с начертанными молитвами (дарцоги) – они тоже призваны ограждать святое место от зла.

За оградой монастырского комплекса расположена его административная часть и гостевая юрта, где в праздничные дни на низких расписных столиках ламы расставляют блюда с традиционными лакомствами.

Главный храм Гандана (гол-сум) расположен в северной части двора монастыря. Он возведен на высоком каменном фундаменте. Храм выглядит очень нарядно благодаря крыше с изогнутыми скатами. Секрет ее эффектности – в многослойности и броско декорированной «оборке» карниза.

В гол-суме находится одна из главных святынь храмового комплекса – фигура Очирдара, отлитая самим Ундэр-гэгэном Дзанабадзаром.

Очирдар (Ваджратара) является квинтэссенцией всех богов буддийского пантеона. Его корона украшена миниатюрными медальонами, на которых изображены пять дхияни-будд (главных будд созерцания, постоянно обитающих на небесах и не воплощающихся в людях). Фигурка Очирдара, отлитая в бронзе, достаточно миниатюрна (ее высота 73 см), однако в ней воплощено величие духа божества, его гармония и совершенство. Серьги и браслеты Очирдара украшены тонко выполненными национальными орнаментами.

Вдоль одной из фасадных стен храма под непритязательным навесом из дерева выстроились в ряд молитвенные цилиндры (хурдэ), в которые вкладывают листки с текстами молитв (мани). Согласно ритуалу, сколько раз повернете хурдэ – столько молитв и прочтете, и такое же количество грехов вам будет отпущено. Когда-то эти хурдэ буквально опоясывали Ургу, являясь яркой деталью феодальной Монголии, где основная часть населения была набожной, но неграмотной.

Недалеко от гол-сума расположен соборный храм Гандана – цогчин, в архитектуре которого переплелись китайские и монгольские традиции. Среди окружающих его монастырских построек цогчин выделяется своей кровлей. Занимая большую часть пространства храма, она на самом верху срезана, а на квадратной площадке, окаймленной перилами, построен гонхон – башенка с крышей, имеющей изогнутую форму, покрытой листовой позолоченной медью. Ее венчает золоченый шпиль (ганжир). В праздничные дни с крыши храма ламы, трубя в ритуальные раковины, созывают прихожан.

Внутреннее пространство цогчина выглядит очень нарядно и типично для ламаистских культовых сооружений, в которых просматривается традиционный для монголов символ круга. Как и в других ламаистских храмах, колонны здесь созданы из дерева, красного цвета, декорированные, интерьер украшен тканями из парчи и шелка.

В сумраке цогчина завораживает взор мерцающий алтарь, посреди которого расположено впечатляющее изваяние Будды-Учителя. Он окружен скульптурными и живописными изображениями божеств – медными, позолоченными, бронзовыми, серебряными. У каждого из них можно увидеть дымящиеся курильницы.

Справа от входа, за колоннами, тянется ряд бурэ – труб, звуки которых сопровождают службу и схожи с ревом слонов. Длина их стволов около трех метров.

Самую именитую достопримечательность монастырского комплекса, храм Мижид Жанрайсиг, опоясывает собственная высокая ограда. Его монументальное побеленное здание в форме трапеции, с узкими проемами окон-бойниц и воздушным шатром кровли, которую высоко в небесах традиционно венчает золотой ганжир, является символом старой столицы.

Этот храм был построен в 1911-1913 годах, после выдворения из страны маньчжуро-китайских правителей. Он посвящен Жанрайсигу (Будде Авалокитешваре – Великомилосердному). Это высшее существо также называют «Видящий глазами». Посвящение не было случайным, а было рассчитано на то, что Великомилосердный, которому приписывали дар исцелять слепых, вернет зрение повелителю державы и главе монгольских буддистских монахов – Богдо-гэгэну VIII, практически ослепшему к тому времени.

Это культовое сооружение – самое высокое в истории монгольского зодчества. Его высота составляет 42 метра. В архитектуре храма гармонично дополняют друг друга кирпич и дерево, его деревянные колонны, покрытые красным лаком, украшает орнаментальная резьба и роспись, а их капители декорированы нанесенным золотом традиционным национальным узором.

Массивная кирпичная часть храма Мижид Жанрайсиг контрастирует с легким ажурным коричнево-красным деревянным верхом – двухъярусным, с «летящими» крышами.

Главное сокровище храма – статуя бодхисаттвы Авалокитешвары. Ее высота 26 м, она создана из меди и покрыта сусальным золотом, добытым в Монголии. Изваяние украшают 2228 драгоценных камней, 186 из которых найдены на территории станы. По центру его полости установлен одиннадцатиметровый ствол лиственного дерева, срубленного на священной горе Богд-Хан-Уул. В постаменте, имеющем форму лотоса, находится юрта, а также военная амуниция, целительные травы, драгоценные украшения, религиозная литература, подаренная Далай-ламой XIV и другими известными священнослужителями.

Эта статуя украсила храм в 1996 г., и она является восстановленной копией изваяния, созданного в начале ХХ века. По неподтвержденным сведениям, в начале Второй мировой войны, постамент и большая часть оригинальной статуи были вывезены в Советский Союз, где их переплавили на снаряды.

Красивый и стройный храм удачно расположен на холме, и венчающий его ганжир, который отличается отчетливой архитектурной формой, виден с любой точки Улан-Батора.

При входе в монастырь туристы покупают билеты, фото- и видеосъемка оплачиваются отдельно. В общей сложности это обойдется в сумму от 8000 MNT (монгольских тугриков), а это – около 200 рублей.

Постарайтесь попасть сюда во время проведения религиозных церемоний (они, как правило, начинаются около 9 утра). На экскурсию лучше отправляться в сопровождении гида, иначе многие интересные объекты и детали можно пропустить.

Стоит сказать, что ваше впечатление от монастыря могут омрачить карманные воры, которые «работают» здесь с высоким профессионализмом. Так что будьте внимательны и не берите с собой крупные суммы денег.

В качестве сувенира приобретите, например, «поющую вазу». По форме продающиеся ритуальные сосуды схожи, но звучат по-разному.

Дворец Богдо-гэгэна

Этот дворцовый комплекс находится в юго-восточной части столицы, в районе Баянзурх. Его ансамбль создавался в 1893-1912 годах. Изначально он включал в себя четыре здания, которые были построены по распоряжению Богдо-гэгэна VIII.

На сегодняшний день сохранились центральная часть комплекса и Зимний дворец. Весь дворцовый ансамбль воплощает в себе черты китайской зодческой традиции и сооружен по типу смежных дворов.

Перед входом в зимнюю резиденцию последнего монгольского правителя, которая в большей части обнесена высокой кирпичной стеной, окрашенной в розовый цвет, особняком стоят Триумфальные ворота.

Это сооружение, предвосхищающее вход в резиденцию, словно подчеркивает ее значимость. Деревянный зодческий шедевр создан без единого металлического гвоздя, сооружению придана сложная, вобравшая в себя множество отдельных элементов, архитектурная форма. Вместе со Святыми воротами, находящимися позади и непосредственно открывающими вход в дворцовый комплекс, эти врата ярко подчеркивают один из концептуальных принципов китайского зодчества: на каждом элементе сложной конфигурации поставлен акцент – он либо подчеркнут цветом, либо украшен сквозной резьбой, либо декорирован сюжетной росписью. Все элементы, собранные в единое целое, создают впечатляющий эффект.

Изгиб монгольской «летящей крыши» ворот образуется за счет знаменитых в китайской архитектуре доу-гунов: балок и брусов, составленных таким образом, что это позволяет далеко выносить крышу. Ярко раскрашенные, расписанные орнаментами, они придают кровле особую форму и служат важным декоративным элементом, усиливающим впечатление легкости всего сооружения.

Крыша Триумфальных ворот покрыта железной кровлей, имитирующей черепицу, и окрашена зеленой краской. А столбы, поддерживающие ее – мистического ярко-красного цвета.

На гранях скатов крыши расположились созданные из керамики фигурки птичек, рыбок, собак, львов, конных всадников. Эти многочисленные детали декора характерны: их количество подчеркивало значимость сооружения. Еще одно предназначение этих фигурок – отгонять злые силы от святых мест.

Святые ворота также имеют безгвоздевую конструкцию. Они декорированы более богато, чем Триумфальные. Конфигурация их кровли более сложна: она многослойна, и каждый из ее многочисленных изломов «населен» фигурками зверей, драконов, всюду размещены колокольчики. Между двумя верхними центральными крышами расположились золоченые резные изображения лежащих газелей, а между ними – «колесо учения». Это непременный сюжет декора над входом в каждый значимый буддийский храм, напоминающий верующим о первой проповеди Будды-Учителя Шакья-Муни в Оленьем парке, которую слушали также газели.

В декорировании деревянных элементов использовался красный лак и золото. Створки ворот украшают изображенные в полный рост фигуры махараджей, великих царей – хранителей четырех сторон света, благодаря чему Святые ворота еще именуют храмом махараджей.

Двустворчатые двери в центральной части сооружения обычно были надежно закрыты – пройти через них дозволялось лишь самому «живому богу», его ближайшие приближенные могли воспользоваться боковыми проходам. Все прочие пользовались калитками в стенной ограде.

В трех дворах дворцового комплекса находятся семь храмов. Их расположение поддерживает безупречную композицию всего ансамбля. В оформлении этих культовых сооружений – обилие деревянных деталей, а их колонны, карнизы, двери броско декорированы. Основной мотив росписи – драконы в причудливых позах.

Ансамбль возведен по образцу подобных китайских сооружений, но если в Китае он утопал бы в пышной зелени, то в этих краях, в долине Толы, вокруг него лишь степи да пронзительно синее небо.

Здесь вам обязательно расскажут легенду о том, как монгольский хан Хубилай, правивший в Пекине, в каждом дальнем уголке своих многочисленных дворцов повелевал сеять лишь степную траву, и уединялся там, когда томила его душу тоска по родным монгольским душистым степям.

К восточной стене комплекса прилегает еще один двор. Здесь расположился двухэтажный выбеленный дом из кирпича со скромным крыльцом. Именно такое здание велел построить последний «живой бог», Богдо-гэгэн VIII, которому пришелся по душе дом, где располагалось русское консульство. Крышу здания покрывает листовое железо, а окрашена она зеленой краской. Поэтому весь дворцовый комплекс монголы часто называют Зеленым дворцом.

Последний правитель имел славу русофила. Узнав о начавшейся войне 1914 г., он, не мешкая, велел провести в честь грядущего триумфа русского войска молебен, который лично и провел. Его гвардию обучали русские офицеры, а в молодые годы он чаще пользовался автомобилем, подаренным русским консулом, чем желтыми носилками. Из России ему привозили животных для зверинца, который он обустроил в своей резиденции. Здесь повсюду стояли клетки и вольеры, где проживали попугаи, обезьяны, собаки. Место Богдо-гэген нашел и для слона, купленного в Красноярском цирке.

В музее дворцового комплекса хранится уникальнейшая библиотека, которую начал создавать еще Ундэр-гэгэн Данабадзар, она пополнялась каждым последующим правителем, и представляет собой невероятное количество раритетных рукописей и печатных изданий. В экспозиции музея представлены также личные вещи, принадлежащие Богдо-гэгэну, коллекция монгольских национальных инструментов, демонстрируется трон, созданный специально для коронации правителя в 1911 году самыми искусными монгольскими резчиками и живописцами.

Жемчужина музея – коллекция скульптур сияющей богини Тары работы великого Ундера-гэгэна Дзанабадзара. Она состоит из 21 фигурки богини, что соответствует буддийскому канону. Скульптуры Тары, освобождающей от бедности, печали, боли, дарящей добро и уничтожающей зло, отлиты из бронзы. Мастер вдохнул в металл жизнь, придав богине женственность, искренность и обаяние, подчеркнув совершенство линий ее тела. Различие между скульптурами прослеживается лишь в деталях, например, в положении рук, но именно такие тонкости очень важны в буддизме.

Согласно легенде, Дзанабадзар создал скульптуры после смерти своей возлюбленной, отравленной ламами на 21-м году жизни, чтобы «живой бог» не нарушил обет безбрачия, священный в те времена (XVII в.). Изваяниям мастер придал черты любимой.

Стоит сказать, что к ХХ в. монгольское духовенство начало проявлять большую терпимость к этому обету: супруга последнего Богдо-гэгэна была возведена священнослужителями в ранг Белой Тары.

Портреты супружеской пары висят в музее возле трона. Написать их правитель поручил самому известному в то время монгольскому художнику Балдугийну Шараву.

В музее экспонируется еще одно творение Шарава, отображающее жизнь зимней резиденции Богдо-гэгэна. На сравнительно небольшом полотне художник изобразил, словно с высоты птичьего полета, дворец, хозяйственные постройки, вольеры, конюшни, сумел показать в деталях жизнь горожан вокруг дворцового комплекса.

Время работы музея и цена входных билетов периодически меняются, но в 2017 году, с 1 апреля по 14 сентября он работает без выходных с 9.00 до 20.00, а с 15 сентября по 31 марта следующего года – с 9.00 до 17.00. Выходные дни – вторник, среда.

Стоимость билетов: 8000 MNT – для взрослых; 3000 MNT – для студентов, 1500 MNT – для детей. Фото- и видеосъемку нужно оплачивать отдельно, и цену за это удовольствие нужно уточнять, т. к. она постоянно растет.

Чойжин-ламын-сум

Этот храмовый комплекс был возведен в начале ХХ в. и служил резиденцией Чойжин-ламы – государственного оракула и младшего брата последнего Богдо-гэгэна Монголии. Оракул считался посредником между свирепыми божествами и обычными смертными. Ему полагалось распознавать явных и неявных врагов религии, «видеть» судьбу человека, предсказывая его будущее.

Магия являлась высшей ступенью буддийской философии, поэтому не удивительно, что один из самых значительных архитектурных ансамблей столицы был возведен именно для главного оракула Монголии. В 1904 г. для постройки резиденции было выделено обширное пространство, а уже к 1908 г. строительные работы были завершены.

Святые ворота, ведущие в храмовый комплекс, созданы из камня и дерева. Они украшены позолоченными газелями и «колесом учения», по скатам кровли расположились животные-охранители.

От Святых ворот через все подворья, где находятся монастырские сооружения пролегла вымощенная камнем дорога («высокий путь»), ведущая к гол-суму (главному храму), который представляли здесь два соединенных культовых сооружения. В первом проводились медитации, затем оракул перемещался во второе, где оглашал предсказания.

Вдоль всего главного фасада тянется галерея с колоннами. Над ней – падуга с весьма своеобразным живописными сюжетами: нетускнеющими минеральными и органическими красками художник создал изображения расчлененных тел, внутренностей, нарисовал букеты из висящих сердец, гирлянды из голов. Эти рисунки олицетворяли останки врагов религии и грешников, они должны были служить предостережением верующим.

В галерее гол-сума можно увидеть оригинальный подвесной потолок из дерева. Он расписан изображениями драконов на фоне облаков. Эти монстры с оскаленными пастями – основной мотив в росписи и резьбе храмового комплекса.

Стены-башенки гонхона (верхнего яруса башенного храма) завешены буддийскими иконами (живописными и аппликациями). В центре иконостаса можно увидеть золоченую фигуру Будды-Учителя Шакья-Муни, восседающего на престоле.

Неприметная дверь за иконостасом открывает путь в чертог храма, посвященный Идаму, божеству-покровителю Чойжин-ламы. Здесь, наедине с собой, он доводил себя до исступления – это помогало ему выяснить, кто же является врагом религии.

Сегодня в храме расположен музей тибетско-монгольского религиозного искусства. Среди экспонатов музея выделяются красотой формы, певучим и плавным благородством линий, подлинной духовностью образов скульптурные изображения пяти главных дхиани-будд – будд созерцаний. Они созданы великим Ундэр-гэгэном Дзанабадзаром. Здесь же находится и отлитая из металла, а затем позолоченная фигура, которая считается его автопортретом.

Большой интерес представляет и собрание масок, используемых в постановке религиозной мистерии-пантомимы – цам, что по-тибетски означает пляска, танец. Экспрессивный облик маски подчеркивается ее фактурой (основа создана из кораллов, а глаза, зубы, язык сделаны из камней, тщательно подобранных и искусно обработанных) – это придает маске особую живость и индивидуальность.

Среди экспонатов музея много любопытной церковной утвари. Как правило, отлитые из металла изделия декорированы узорами в технике чеканки, гравировки, резьбы. Здесь есть и ламские колокольчики с чудесным тембром, отлитые из сплава, секрет которого до сих пор не разгадан, а также ритуальные предметы, чье назначение давно забыто.

С июня по сентябрь храмовый комплекс открыт ежедневно с 10:00 до 18:00, с октября по май он принимает гостей со вторника до субботы с 10:00 до 16:30.

Цена билета для взрослых – 8000 MNT, для студентов – 3000 MNT, для детей – 1500 MNT. Услуги аудиогида – 5000 MNT.

Монгольский национальный исторический музей

Этот самый большой и самый богатый музей страны находится в центре Улан-Батора. Здесь можно познакомиться с историей Монголии, начиная с возникновения на ее территории первых общин и заканчивая современной эпохой.

На первом этаже можно осмотреть экспозиции, где демонстрируются экспонаты, представляющие каменный век, а также находки археологов, относящиеся к более позднему периоду, среди которых – оригинальные золотые изделия, в т. ч. тиара из чистого золота, найденные при раскопках в аймаке Уверхангай.

На втором этаже полюбуйтесь выдающейся коллекцией монгольских народных костюмов, головных уборов, ювелирных украшений (для создания некоторых из них было использовано 20-25 кг серебра).

Экспозиция, расположенная на третьем этаже, будет интересна любителям истории татаро-монгольских завоеваний. Здесь представлено оригинальное вооружение кочевников XII в., оружие более поздних периодов, а также конная амуниция.

Палеонтологическая коллекция демонстрирует останки вымерших животных, найденных на территории Монголии. Здесь, в пустыне Гоби, их немало. Среди экспонатов – цельный скелет динозавра.

Музей работает с 9.30 до 17.30.

В воскресенье и понедельник он закрыт.

Цена билета – 8000 MNT.

Заповедник Богдо-Ула

Горный массив Богдо-Ула можно увидеть из любого уголка Улан-Батора. Вершина горы Богдо-Улы поднимается над уровнем моря на 2256 м, а над долиной реки Толы – почти 1000 м. Лишь узкая полоска Толы отделяет ее от города. Площадь этой заповедной земли – 36, 6 тыс. га.

Нижний ярус гор – лиственная тайга, выше ее сменяют кедровники, смешиваясь кое-где с причудливым березовым криволесьем. Здесь обитают кабаны, косули, маралы, рыси лисицы, бурундуки, белки.

Этот заповедник считается самым древним в Азии. Фактически, он был основан в 1809 г., но монголы свято чтут этот уникальный уголок вот уже около восьми веков. Легенда связывает название горы («Богдо» – по-монгольски «Священная») с именем Чингисхана, нашедшего в лесистых дебрях ущелий горы убежище, в котором он скрывался от своих врагов. В благодарность за спасение великий завоеватель совершил жертвоприношение горе, и завещал своим потомкам чтить ее как священное божество и каждый код приносить ей жертвы. Традиция ежегодно устраивать жертвоприношения на горе Богдо-Ула сохранялась вплоть до начала ХХ в.

Этот самый южный район сибирской тайги на территории Монголии удалось сохранить лишь благодаря священному статусу Богдо-Улы. Густые лесные массивы, окружающие эти места с юга и севера, местные жители давно вырубили. Теперь на этих территориях находятся обширные зеленые пастбища. Здесь же над рекой господствует нежно-зеленая лиственная тайга, которую прорезают густые заросли барбариса, жимолости, смородины и шиповника. Крутые склоны ущелий окаймляют кусты малинового даурского рододендрона, который в Сибири называют багульником. На тенистых полянах северных склонов горы вспыхивают желтые огоньки лютиков, благоухают розовые облака пионов, синеет сон-трава.

Чтобы увидеть всю эту красоту, нужно встать пораньше, чтобы уже на рассвете оказаться у подножия священной горы. Жители Улан-Батора по выходным дням так и поступают. Вооружившись специальными палками и надев крепкую обувь, они поднимаются как можно выше в гору, чтобы зарядиться энергией и с удовольствием провести время.

Сюда удобно добираться на машине (дорога от центра Улан-Батора занимает около получаса, а южный склон горы примыкает непосредственно к краю городской черты). У подножия горы находится парковка, тут на щитах размещена информация о пешеходном маршруте с указанием расстояния. Сама экскурсия начинается от этой парковки, самый длинный маршрут – 5, 5 км. Во время путешествия можно осмотреть руины монастыря Манзушир, просто прогуляться по лиственному парку или же подняться на пик Цэцээ Гун, откуда открывается великолепная панорама на Улан-Батор.

Лучшее время для посещения заповедника – июнь-сентябрь.

Плата за вход на территорию – 3000 MNT.

Однодневный организованный тур из Улан-Батора в составе группы из 4-6 человек – 58 $, если группа больше, цена, соответственно, ниже.

Проживание

В последние годы в Улан-Баторе стремительно развивается туристическая инфраструктура, поэтому число отелей растет. Сейчас их около 20, но не все они соответствуют мировому уровню.

Лучшим и самым дорогим отелем города считается Shangri-La-Hotel, Ulaanbaatar. Этот роскошный отель расположен в 10 минутах ходьбы от главной площади города. Здесь царит идеальная чистота, номера – просторные и изысканные, ванны – мраморные, при этом везде ощущается местный колорит, но и цена за проживание здесь соответствующая – от 525 $ в сутки.

Еще один популярный отель – Blue Sky Hotel. Он расположен в самом сердце города, прямо напротив Дома правительства в узнаваемом модерновом небоскребе, напоминающем своей формой парус. Здесь отличная кухня: местная, корейская, японская, европейская. Вечерами можно любоваться закатом солнца на фоне гор или наблюдать за вечерней жизнью Улан-Батора. Стоимость проживания – от 190 $ в сутки.

В числе лучших гостиниц – Kempinski Hotel с просторными комфортными номерами и гостеприимным персоналом. Особенно хвалят туристы здешний шведский стол с огромным выбором блюд. От отеля до главной площади города и музеев – 15-20 минут ходьбы. Стоимость проживания – от 155 $ в сутки.

Можно остановиться в трехзвездочном отеле – здесь цены более демократичные: от 45 $. В них, как правило, комфортабельные чистые номера с бесплатным Wi-Fi и кабельным телевидением.

Учтите, что в Улан-Баторе в каждый первый понедельник месяца алкоголь не продают, и отели – не исключение.

Кафе и рестораны

В ресторанах и кафе Улан-Батора представлена как национальная кухня, так и мировая. Местные заведения не оставят равнодушным ни одного гурмана, кроме тех, кто исповедует вегетарианство. Основное блюдо везде – мясо в невероятном количестве вариантов его приготовления.

Как правило, местные кулинары сначала соблазняют туристов бараниной и кониной с гарниром из риса и картофеля. В статусных ресторанах вам непременно предложат внушительную порцию знаменитого боодога (запеченная изнутри целая туша козленка). Популярен и горгод – мясное рагу, томящееся на пару.

В местной кухне много молочных продуктов – йогуртов, сыров, среди которых особенно вкусен сыр бяслаг. И везде, конечно, предлагают бесподобный ароматный монгольский чай.

Одно из самых модных заведений города – ресторан Veranda, где обязательно нужно попробовать фирменный суп со шпинатом. Туристы хвалят рестораны «Марко Поло» с итальянской кухней, а также «Их Монгол» – отличный ресторан, где представлены также и корейские блюда.

Цены в кафе и ресторанах Улан-Батора вполне умеренные. Чудесный ужин в ресторане обойдется вам всего 20-30 $ на двоих, при этом тот же набор блюд в небольшом кафе стоить на 5 $ меньше.

Как добраться

Москва и Улан-Батор связаны прямыми авиарейсами «Аэрофлота» и «Монгольских авиалиний». Время полета – чуть более 6 часов, частота полетов – 5 раз в неделю. Цены – от 15 597 рублей в осенне-зимний период. Начиная с конца апреля цены поднимаются, и в июне-июле могут вырасти в два раза.

Если вы решите отправиться в Улан-Батор по железной дороге, обратите внимание на поезд Москва – Улан-Батор, который отправляется по этому маршруту с Ярославского вокзала 2 раза в неделю В конечный пункт он прибывает спустя четверо суток и 5 часов. Цена билета – 18 305 рублей (купе), 30 378 (люкс).

Из городов восточной России в Улан-Батор регулярно отправляются в путь автобусы. Например, из Улан-Удэ до Улан-Батора можно добраться за 10-13 часов. Есть регулярный автобусный маршрут (1 раз в день). Цена билета туда и обратно – 3800 рублей.

Смотрите также: Фото Хотина, Достопримечательности Сент-Китс и Невис, Города Уганды, Гондурас, Кристиансанн, Бенгази, Остров Ребун, Усадьба Натальевка

Наверх