Музей Рембрандта (Museum Het Rembrandthuis)

Музей Рембрандта — художественный музей на улице Йоденбреестраат в Еврейском квартале Амстердама. Музей открылся в 1911 году в доме, который Рембрандт приобрёл на пике славы в 1639 году и в котором проживал до своего банкротства в 1656 году.

Жизнь и творчество Рембрандта

Рембрандт Харменс ван Рейн родился в голландском городе Лейдене в семье мельника. С юных лет он проявлял интерес к живописи, а потому пошел учиться в мастерскую Якоба Сваненбурга. В 1623 году он переехал в Амстердам, где попал в руки Питера Ластмана. Свою первую мастерскую Рембрандт открыл в Лейдене, но в 1631 году все же вернулся в Амстердам, откуда больше никогда не выезжал. От первой жены, Саскии ван Эйленбюрх — дочери богатого бургомистра, у Рембрандта родился сын, Титус, вскоре поле этого она скончалась. После смерти своей возлюбленной Саскии, которая была музой для многих произведений художника, Рембрандт долгое время не женился, но в конце 1640-х сошелся со своей молоденькой служанкой Хендрикье, за что имел проблемы с местными церковниками. Хендрикье родила Рембрандту дочь Корнелию и жила с ним несмотря на все невзгоды до самой своей смерти. За свою жизнь художник создал сотни катрин, гравюр и рисунков, многие из которых были успешно проданы. Тем не менее, выбранный им стиль жизни был ему явно не по карману. В 1656 году, чтобы не обанкротиться, Рембрандту пришлось распродать большинство своей роскошной коллекции картин и антиквариата, включающих работы великих европейских художников, римские бюсты императоров, и даже японские боевые доспехи, а также переехать в более скромное жилище. Пережив вторую жену и даже собственного сына, Рембрандт умер в бедноте и одиночестве.

Рембрандт прежде всего завоевал признание, как портретист. После успеха картины «Урок анатомии доктора Тульпа», ему стали поступать серьезные заказы. Пик его творчества, в качестве портретиста — картина «Ночной дозор», которую можно увидеть в Национальном музее Амстердама. Среди библейских тем художника присутствуют сюжеты как из Ветхого, так и Нового Завета. Картины по Библии у Рембрандта имеют скорей повествовательно-исторический характер, и напрочь лишены фантастичности. Схожий подход Рембрандт применял и к мифологическим сюжетам.

Если пытаться в нескольких словах сформулировать творчество Рембрандта, то это стремительное движение от детального, буквально ощупывающего предмет реализма юношеского периода художника к уходу от деталей и видении картины в целом, а также богатой игре красок и света. Используя всего несколько цветов, Рембрандт ухитрялся создавать очень красочные картины, не говоря уже о свете, который в его произведениях живет отдельной жизнью, творит и созидает пространство.

История коллекции

Дом, в котором сейчас располагается музей, был построен в 1606 году и эта дата, окрашенная в золото, до сих пор украшает его на передней стене. В 1906 году в рамках Года Рембрадта был создан фонд для покупки дома художника.

10 июня 1911 года дом-музей Рембрандта был официально открыт для публики Королевой Вильгельминой. По предложению художника Яна Вета, одного из членов первого правления музея, было решено собрать коллекцию гравюр Рембрандта, для которых, казалось, вряд ли можно было найти место лучше, чем дом, в котором большинство из них было создано. Начало коллекции положил сам Вет, временно одолжив гравюры приемлемого качества из собрания Лебрет-Вета. Первых пожертвований долго ждать не пришлось. Первую гравюру преподнес в дар музею Пол Варбург из Нью-Йорка. Это был прекрасный ранний оттиск «Святого Иеронима у обрезанной ивы».

В том же году художник Йозеф Исраэлс подарил новому музею шесть гравюр, среди которых было «Жертвоприношение Авраама» из знаменитой английской коллекции Уильяма Эсдейла. Почетный член правления Харстен заслуживает отдельного упоминания. В начале его щедрые пожертвования помогли приобрести дом, а затем помогали продолжать пополнять фонд для покупок. Рейксмюзеум преподнес в дар музею одиннадцать гравюр-«двойников» из своего зала гравюр, которые с тех пор хранятся в доме Рембрандта.

Коллекция быстро росла. В мае 1913 года на аукцион в Амстердаме были выставлены тридцать три рисунка Рембрандта из известной английской коллекции Хезелтайна. Дому Рембрандта удалось приобрести четыре из них: «Женщина с ребенком на руках», «Руины старой ратуши в Амстердаме», «Вид на Монтелбансторен» и «Сидящая девушка, сон». Дом Рембрандта успешно принимал участие также и в других торгах. В 1914 году Ян Вет вернулся из Берлина с девятнадцатью гравюрами, включая такие важные произведения как «Смерть, явившаяся супружеской чете», «Большая охота на льва» и прекрасный оттиск «Вида Харлема и Блемендаала» для пополнения коллекции в то время слабо представленных пейзажей.

В последовавшие за этим военные годы рост коллекции временно прекратился, хотя в 1915 году учреждение сумело приобрести шестьдесят шесть гравюр из коллекции Вета, большинство из которых уже было передано музею в долг. В их число входило несколько прекрасных и редких оттисков, среди которых «Бегство в Египет», выгравированное на пластине Геркулесом Сегерсом, и «Давид и Голиаф», выполненный в качестве иллюстрации к книге Менассе бен-Исраэля «Преславный камень» (Амстердам, 1655).

В 1927 году дом Рембрандта получил в дар от де Брёйна одну из чрезвычайно редких копий первого издания этого мистического труда с четырьмя иллюстрациями Рембрандта. Другими экспонатами, полученными из коллекции Вета, стали ранние оттиски четвертой и последней версии «Трех крестов» и прекрасный маленький портрет матери Рембрандта. Музейная коллекция рисунков также росла, хотя и медленно. В 1919 году в музей попали два рисунка из собрания художницы Терезы ван Дойл, которая купила их на знаменитом аукционе Хезелтайна. Это были «Портрет старухи» и «Эскиз женщины с ребенком на руках», в настоящее время приписываемый Николасу Маесу. Вскоре после этого на аукционе Хезелтайна был приобретен еще один рисунок — «Автопортрет художника в рабочем костюме». Это означало, что музей теперь владеет единственным рисованным автопортретом художника в полный рост.

Ян Вет, энтузиаст и движущая сила музея, умер в 1925 году. Его преемником в правлении стал коллекционер де Брёйн, который во многом принял на себя роль Вета, как куратора. К этому времени коллекция уже стала очень большой. Однако существовали пробелы, главным образом, среди оттисков раннего периода, таких как автопортреты и эскизы попрошаек, лишь немногие из которых были редкостью. В феврале 1933 года на аукционе Хаутхаккер/Холлстейн было приобретено еще шесть гравюр, несмотря на то, что угроза войны уже нависала. В мае 1940 года, сразу же после вторжения, гравюры и рисунки были помещены в сейф в подвале дома. Когда весной 1944 года город оказался под угрозой наводнения, произведения искусства были перевезены в более безопасное место в надземном банковском хранилище, где они и оставались до освобождения.

Музей Рембрандта вновь открылся в июле 1945 года. За этим последовало несколько неблагоприятных лет. Отсутствие средств и недостаток финансирования практически лишили музей возможности совершать какие-либо приобретения. Однако в 1950 году музею удалось приобрести обратный оттиск четвертой версии «Трех крестов», ставший интересным дополнением к уже находившимся в музее версиям гравюры. Самым важным послевоенным приобретением музея стали сорок гравюр, завещанных музею де Брёйном, который умер в 1962 году. В их число входили очень редкая первая версия «Автопортрета с растрепанными волосами», прекрасный оттиск «Христа и самаритянки» на японской бумаге из коллекции Пьера Мариетта, интенсивный ранний пробный оттиск «Снятия с креста при свете факела», а также прекрасная первая версия «Купальщиков».

Становилось все сложнее восполнять пробелы в коллекции. Хорошие оттиски выходили на рынок лишь время от времени, но даже при этом средств часто не хватало, что было неудивительно из-за цен. Лишь изредка появлялась возможность что-нибудь добавить в коллекцию. Так, например, в 1977 году с помощью ассоциации Рембрандта музею удалось приобрести рисунок ученика мастера Константина ван Ренессе с правками Рембрандта. Другими приобретениями стали гравюра «Человек за столом, носящий цепь с крестом» в 1980 году и, совсем недавно, «Лысый человек в профиль» и четвертая версия «Бегства в Египет».

Экспозиция музея

Коллекция в ее сегодняшнем виде представляет собой практически полный обзор графических работ Ребрандта: представлены 260 из 290 гравюр, созданных мастером. Чрезвычайно большое значение имело приобретение в 1993 году четырех подлинных гравюрных пластин. До этого они были частью собрания из 78 медных пластин, которое оставалось единым целым с тех пор, как было впервые упомянуто в описи имущества амстердамского торговца гравюрами и эстампами Клемента де Йонгхе. Де Йонгхе, вероятно, приобрел пластины у самого Рембрандта. В январе 1993 года коллекция была выставлена на продажу, а дому-музею Рембрандта было предоставлено право первого выбора. Благодаря пожертвованиям различных организаций, правительства и множества частных лиц, музей получил возможность приобрести четыре самых интересных и лучше всего сохранившихся экземпляра.

В дополнение к коллекции гравюр, рисунков и медных пластин самого мастера, дом-музей Рембрандта также располагает некоторым количеством картин учителя Рембрандта, его учеников и современников. В последние годы музей все больше сосредотачивает свои усилия на коллекционировании графических работ предшественников и последователей Рембрандта. Среди наиболее важных приобретений — гравюры сотрудничавших с Рембрандтом лейденских художников Яна Ливенса и Йохана ван Влита.

Однако коллекционная политика не ограничивается исключительно художниками, которые находились под прямым влиянием Рембрандта. Музей расширил рамки коллекции, включив в нее поздних европейских последователей мастера, среди которых много немецких и австрийских художников XVIII века. В настоящее время коллекция включает гравюры Кристиана Вильгельма Дитриха, Георга Фридриха Шмидта и других. И наконец, в музее есть специальная экспозиция, посвященная копиям работ Рембрандта, и множество репродукций его рисунков и картин.

В настоящее время дом-музей Рембрандта привлекает огромное количество посетителей своей постоянной экспозицией гравюр художника и замечательными выставками. Растущее число посетителей вызвало необходимость расширения музея. Места общественного пользования и выставочные залы были перенесены в новое крыло, что сделало возможной реставрацию дома Рембрандта. К счастью, опись имущества 1656 года предоставляет нам детальное описание интерьера во времена Рембрандта. Рисунки художника также раскрывают характер помещений. Специалисты взялись за изготовление подробных эскизов, чтобы обеспечить историческую достоверность реставрации. На данный момент в доме Рембрандта ведутся работы по восстановлению комнат и предпринимаются попытки настолько точно, насколько это возможно, воспроизвести обстановку во времена Рембрандта.

Практическая информация

Адрес:Jodenbreestraat 4, Amsterdam
Часы работы: каждый день: 10.00-17.00
Телефон: +31-020-5200 400
Официальный сайт: www.rembrandthuis.nl

Стоимость билетов:
Взрослым (с 16 лет): € 8,00
6-15 лет: € 1,50
0-6 лет: бесплатно

Как добраться

Музей Рембрандта расположен в центре старого Амстердама, около 15 минут ходьбы от площади Дам, в непосредственной близости от квартала Ватерлоо. Общественным транспортом можно добраться на метро до станции Waterlooplein , или на трамвае №9 или 14 до остановки Mr. Visserplein.

Другие достопримечательности Амстердама
Каналы Амстердама Каналы Амстердама – визитная карточка города, представляющая цепь водных путей, образованных рекой...
Музей Рембрандта Дом-музей Рембрандта — художественный музей на улице Йоденбреестраат в Еврейском квартале...
Амстердам Арена Амстердам АренА – крупнейший стадион в Нидерландах, находится на юге Амстердама. Исспользуется для...

Смотрите также: Фото Братиславы, Города Токелау, Молдова (Молдавия), Джайсалмер, Любляна, Ахаггар, Памятник Князю Владимиру в Белгороде



Наверх