Чан-Чан (Chan Chan)

Чан-Чан — крупнейший в мире город из глины, где умели делать удивительнейшие работы по металлу, а дома украшали золотом. Является бывшим центром культуры чиму и столицей государственного образования Чимор. Расположен на тихоокеанском побережье на севере Перу, к западу от города Трухильо в регионе Ла-Либертад.

История

Легенда гласит, что Чан-Чан был основан создателем Солнца и Луны. Недалеко от города Трухильо в долине реки Моче возносятся две пирамиды. Это — храмы Солнца и Луны. Исследователи допускают, что оба они существовали задолго до Чан-Чана. Их приписывают культуре индейцев Моче, период расцвета которой выпадает на VI век н.э. Однако некоторые ученые датируют эти сооружения двумя-тремя столетиями позднее.

По официальной версии Чан-Чан возник около 1300 года и по сегодняшний день занимает площадь около 28 км². Вероятно, он был самым крупным городом своего времени на южноамериканском континенте и одним из крупнейших городов мира, построенных из самана. В период наибольшего расцвета в нём жило примерно 60 тысяч человек и в городе в большом количестве хранились золото, серебро и керамические изделия.

Отсюда властелины чиму правили своей империей, раскинувшейся почти на многие километры вдоль тихоокеанского побережья. Расцвет их государства произошел в XII столетии после упадка могучей культуры Тиауанако. Индейцы чиму были очень умелыми архитекторами и инженерами. Они смогли выжить в этих краях только благодаря хитроумной и сложной системе водоснабжения. Чиму достигли больших успехов в обработке металлов. Предполагают, что когда-то стены главных строений города были украшены плитами из золота. И сегодня можно оценить утонченность и красоту орнаментов, выполненных глиняными кирпичами. Однако все ценные украшения Чан-Чана давно исчезли.

Столица чиму состояла изначально из девяти автономных округов, каждый из которых управлялся отдельным правителем, проявившим доблесть в бою. Эти правители почитались как короли. Каждый округ имел собственные места захоронений с богатыми вложениями в них драгоценных камней, керамических изделий и с десятками скелетов молодых женщин.

Основу пищевого рациона местных обитателей составляли рыба и овощи. Их было достаточно, чтобы прокормить все население. Не удивительно, что горожане так ценили воду.

В конце XV века пришли завоеватели-инки, но они не смогли взять Чан-Чан военным путём. Поэтому нападающие соорудили дамбу для того, чтобы повернуть реку, на которой стоял Чан-Чан, в другом направлении. Лишь нехватка воды заставила осаждённых сдаться инкам в 1470 году. После завоевания инками город стал терять своё значение. Однако разрушили и разграбили его не инки, которые больше стремились к расширению своей империи, чем к богатству. Разрушение пришло, когда Империей Инков завладели испанцы. Конкистадор Франциско Писарро вместе со своим отрядом открыл город для европейцев, разграбил то, что осталось от когда-то могучего Чан-Чана, после чего город был практически стерт с лица земли. От всей культуры Чиму после этого мало что осталось.

В 1986 году Чан-Чан обрёл статус Всемирного наследия ЮНЕСКО. Одновременно из-за изменения климата и усилившихся разрушений руины города были внесены в Красный список объектов Всемирного наследия, находящихся под угрозой уничтожения. В наше время от Чан-Чана сохранилась лишь небольшая часть, которой угрожает климат, который сильно изменился в этой части страны — частые торнадо и проливные дожди разрушают и без того некрепкий материал (глиняные кирпичи), из которого построен город. Сегодня сохранились лишь огромные ареалы с обветшалыми домами из необожженного глиняного кирпича и руины культовых сооружений.

Архитектура

Лучше всего в городе Чан-Чан сохранился район Чуди, названный в честь швейцарского исследователя Иоганна Якоба фон Чуди (Johann Jakob von Tschudi). Этот район постепенно восстанавливается и открыт для посещения туристов. Здесь можно увидеть некоторые праздничные залы с роскошными орнаментами. До 1998 года сооружения из необожженного кирпича покрывали специальной глазурью, защищавшей их от осадков. Однако теперь необходимо было построить стальные леса, чтобы древние сооружения не размыло.

Наряду с кварталами бедноты, состоявшими из глинобитных хижин и не имевшими упорядоченной планировки, в городе находились резиденции зажиточных и знатных граждан. Центр Чан-Чана составляли «сьюдаделы» — огромные, до 10 гектаров, прямоугольные компаунды со стенами из сырца, поднимающимися на высоту до 9 м. Их ширина у основания достигает 4 — 5 м. Сьюдаделы имели только один вход с северной стороны, где в специальных нишах стояли деревянные статуи божеств-стражей. Столица чиму состояла изначально из десяти автономных районов-сьюдадел, каждый из которых управлялся отдельным правителем, проявившим доблесть в бою. Эти правители почитались как короли.

Внутри каждого района имелся автономный набор, необходимых для жизни города, коммуникаций. Здесь проживало несколько тысяч человек и располагались органы управления, храмы, частные дома и, конечно же, один или два роскошных дворца. Каждый район делился на три части. В первой, северной, находились двор с колодцем, большая кухня, хранилища и «аудиенсии» — П-образные постройки, считающиеся чисто административными сооружениями. Проход в поперечной стене вел отсюда в центральную часть, где основное место занимала сырцовая платформа с погребальными камерами. Здесь были собственные места захоронений с богатыми вложениями в них драгоценных камней, керамических изделий и с десятками скелетов молодых женщин. При ней также имелись кухня, колодец, хранилища и несколько аудиенсий. Третья часть сьюдаделы была занята жилыми и хозяйственными постройками.

Центр города составляет крепость-храм Чуди. Особенно хорошо сохранился Зал 24 ниш. Сейчас это прямоугольный двор, огороженный стеной, в котором сделаны ниши для сидения. По некоторым гипотезам здесь заседал совет старейшин. Отличная акустика позволяла разговаривать шепотом на достаточно большом расстоянии — в этом можно убедиться и сегодня. Согласно другой гипотезе, в нишах стояли фигуры богов. Однако о назначении многих зданий в этом городе можно только догадываться. Здесь можно осмотреть также руины домов, бассейн для сбора воды, административные здания и платформы, на которых проходили различные религиозные церемонии.

Центральный компаунд представлял собой дворцовый комплекс, передняя часть которого предназначалась для накопления, хранения и распределения продуктов, собиравшихся государством как с сельской округи, так и с более отдаленных территорий, подвластных Чан-Чану. Погребальная платформа в центральной части сьюдаделы содержала гробницы правителей и их близких. Эта часть явно носила сакральный характер. Южная часть комплекса была местом обитания правителя, его семьи, многочисленной свиты и обслуживающего персонала. Считается, что после смерти и захоронения очередного правителя сьюдадела оставлялась. Для каждого последующего строился новый дворцовый комплекс.

Сельская местность вокруг Чан-Чана была занята полями, орошавшимися при помощи сложных ирригационных систем. В них входила сеть оросительных каналов и магистральные акведуки. Крупнейший из них — Ла-Кумбре — должен был перебрасывать воду реки Чикама в смежную долину Моче. С течением времени под влиянием постепенного тектонического поднятия Тихоокеанского побережья ирригационные системы переставали функционировать и перестраивались. При этом посевные площади неуклонно сокращались.

В узловых пунктах ирригационной системы среди полей размещались поселения, в отдельных из которых обнаружены небольшие компаунды с аудиенсиями. Они, видимо, представляли собой административные центры, контролировавшие процесс ирригации и концентрировавшие земледельческие продукты, которые затем переправлялись в государственные хранилища Чан-Чана.

До сих пор различимы фрагменты этой прекрасной архитектуры. В случае необходимости стены города могли применяться для его защиты. Однако основным их назначением было улучшение жизни горожан. Эти стены гасили ветер, дующий с моря. Их строили из сырого, глиняного кирпича с узорными отверстиями. Толстые стены препятствовали попаданию в город горячего воздуха летом и холодного, зимой. Решетчатая конструкция стены позволяет воздуху проникать через нее, отдавая часть тепла холодному камню летом и наоборот, нагреваясь от него, зимой. Эта оригинальная конструкция оптимизирует температурный режим в любое время года. Жители города всегда ощущали либо умеренную погоду, либо слабое тепло.

Сырцовые стены сьюдадел были покрыты рельефными узорами «коврового» стиля, состоявшими из повторяющихся изображений божеств и мифологических стен, геометризированных фигур птиц, рыб и животных. Встречаются и чисто геометрические орнаменты — ступенчатые мотивы, спирали. Архитектурный декор стилистически тесно связан с орнаментикой текстильных изделий, которые также встречаются среди археологических находок.

Сходными изображениями была украшена чернолощеная и красноглиняная посуда, в которой выделяются бутыли со стремявидным горлом, восходящие к мочикским прототипам, сосуды с мостовидной ручкой и двугорлые. Они часто делались в формах и имели на тулове панель с оттиснутым изображением. Очень характерны маленькие скульптурные фигурки обезьяны или птицы у основания горла сосуда. Изображения на керамике, так же как и вытесненные на металлической посуде, демонстрируют определенную преемственность с образами мочикского искусства, но со следами заметного влияния горных культур. Особенно выделяется фигура антропоморфного божества в сложном головном уборе и с дисковидными серьгами.

Храм-крепость Чуди образует один из десяти районов, которые составляют город Чан-Чан. Среди других достопримечательностей города – Изумрудный храм (Huaka Esmeralda) и храм Радуги (Templo del Arco Iris), который еще называют храмом Дракона (Huaka del Dragon). Изумрудный храм был раскопан в 1923 году, а через два года сильно пострадал от ливневых дождей. Это здание в форме двухъярусной пирамиды, чрезвычайно богато украшенное рельефными орнаментами с мотивами морской флоры и фауны. Такой же богатый и разнообразный декор имеет храм Радуги.

Храм Солнца стоит на массивной платформе высотой 18 метров, это гигантское сооружение из глиняного кирпича. Нижний ярус прямоугольной пирамиды имеет размеры 228 x 136 метров, высота храма — 23 метров. Расположенный рядом храм Луны, возможно, строился в то же время. Археологи считают, что оба эти сооружения принадлежат важному ритуальному центру, связанному с культом мертвых. Здесь были обнаружены остатки большого кладбища. Рядом с храмами стояли и другие священные строения.

Храм Луны, известен своими удивительными фресками с изображением оружия, которое приобретает человеческое подобие и нападает на людей. Этот мотив часто встречается в керамике Моче — еще один аргумент в пользу предположения, что оба храма построены в VI веке н.э.

На береговых равнинах Перу, которые протянулись полосой между Андами и Тихим океаном, нет никаких значительных каменоломень. Основным строительным материалом тут издавна служит адобе — высушенный на солнце кирпич из глины.

В городе много широких улиц разделенных высокими стенами. В прошлом, стены были украшены золотыми фигурами, которые давно исчезли. Несмотря на разграбление, в этом городе ещё и сегодня многое говорит об удивительном архитектурном таланте чимуков.

Близость чимуков к природе находит отражение в архитектурном стиле. Некоторые стены украшены изображениями морских божеств, рыб и птиц. Многие рисунки были восстановлены по эскизам, однако другие сохранились неизменными на протяжении 700 лет. Эти изображения могут поведать о древних, религиозных обрядах. Здесь много рыб и пеликанов.

Чимуки поклонялись морю, божествам воды в форме рыб. Они так же обожествляли пресную воду – источник жизни и создали ирригационную систему. На барельефах вода изображается горизонтальной чертой. Вода была источником благосостояния народа чимуков. Она же стала и причиной его исчезновения, но следы цивилизации чимуков свидетельствуют о высоком уровне ее развития.

Любой желающий, может убедиться, как велик был город Чан-Чан. Его строения простираются насколько хватает глаз. За одной стеной, сразу начинается другая. Из любой точки города можно увидеть океан. Вода повсюду и отовсюду доносится гул прибоя. Это памятник цивилизации жившей дарами моря, собирательством и рыбной ловлей.

Есть даже ритуальный водоем. Сегодня он служит украшением города, но раньше использовался для выращивания морских растений и снабжения населения водой. Местные жители вырыли котлован, чтобы достичь водоносных слоев. В этой воде нет ни грамма соли.

Другие достопримечательности Перу
Озеро Титикака Титикака — высокогорное озеро, расположенное на высоте 3812 метров в Андах на границе двух...
Сипан Сипан или Сипанский правитель — название, под которым в мировой археологии известна гробница...
Чан-Чан Чан-Чан — крупнейший в мире город из глины, где умели, делать удивительнейшие работы по металлу, а...

Смотрите также: Фото Дома-музея И.И. Левитана, Города Мавритании, Абхазия, Тюмень, Задар, Бачковский монастырь, Ростовский зоопарк



Наверх