Ольянтайтамбо (Ollantaytambo)

Ольянтайтамбо — древний город и археологический памятник культуры инков на юге Перу в 60 км к северо-западу от города Куско. Расположен на высоте 2792 метра над уровнем моря в начале так называемой Священной долины инков, которая вела к Мачу-Пикчу. До настоящего времени памятник сохранился очень хорошо. Современный поселок построен на фундаментах инкских домов и сохранил до-испанскую планировку улиц.

На вершину ведет единственная узкая каменная лестница, сбоку от которой раскинулся каскад из 17 земледельческих террас. Испанцы один раз в 1536 году попытались захватить Ольянтайтамбо, но безуспешно. Отряд Эрнандо Писсаро был вынужден в спешке отступить, едва избежав гибели.

Видео: Ольянтайтамбо

История и факты

Считается, что храмовый комплекс Ольянтайтамбо инки начали строить перед самым нашествием испанцев, и завоевание помешало закончить строительство. Свидетельство тому — несколько десятков гранитных блоков весом по 10 тонн и более, разбросанных на вершине холма, у его подножия и на дороге, ведущей к каменоломням. Эти монолиты называют «уставшими камнями». Гранитные каменоломни, где вырубались блоки, расположены на другой стороне долины, на расстоянии в несколько километров, если считать по прямой. Каменоломни лежат на крутом, примерно в 50°, склоне горы на высоте около 900 м над долиной.

Возникает закономерный ряд вопросов: как индейцы могли спустить по такому склону многотонные блоки, затем переправить их через бурную горную реку Урубамбу (ширина ее здесь — около 50 м), протащить несколько километров по долине и поднять по такому же крутому склону на высоту в 60 м? Принято считать, что индейцы для подобных работ использовали деревянные катки и канаты. Но здравый смысл заставляет усомниться в возможности проведения подобных работ. В иллюстрированной книге Гуамана Помы приведен рисунок, где индейцы тащат на канатах каменный валун. Правда, никакие катки здесь не изображены и размеры изображенного камня отнюдь не гигантские.

Гарсильясо де ла Вега в своей хронике приводит следующий факт: один из правителей инков решил доставить к месту строительства один из «уставших камней». Для этого он снарядил 20 000 индейцев, которые тащили его на канатах. В одном месте над обрывом камень сорвался и раздавил более трех тысяч человек. Вряд ли стоит обращать особое внимание на цифры, испанские хронисты часто грешили преувеличением, когда речь шла об индейцах. Но данный факт, прежде всего, свидетельствует о том, что инки не были в состоянии не то что построить подобные сооружения, но даже доставить к месту строительства такие блоки.

В Ольянтайтамбо «уставшие камни» лежат не только на дороге, ведущей к каменоломням, но и на территории поселка в прямо противоположном от каменоломен направлении. И это свидетельствует о том, что они не были брошены по пути, а скорее всего, являются результатом разрушения древнего храма. Инки, пришедшие сюда последними, не были в состоянии даже сдвинуть монолиты и поэтому оставили их там, где они и лежали. Не меньшей загадкой является и «полигональная» техника кладки гигантских блоков. Каким образом укладывались монолиты весом в десятки тонн так, чтобы искусно вырезанные углы и пазы на соседних блоках входили друг в друга как детали детского конструктора? Существует гипотеза, основанная, правда, лишь на индейских легендах, о том, что древние перуанцы умели размягчать гранит при помощи растительных соков до состояния пластилина. Позже поверхность камня застывала и приобретала изначальные свойства.

И еще один любопытный факт. В циклопической кладке перуанских построек встречаются блоки, имеющие один-два трапециевидных выступа. Их функциональное назначение не понятно. Большинство блоков таких выступов не имеет. Такой технологический прием (гранитный блок с выступами) встречается кроме Перу лишь в одном месте планеты. А именно, в облицовке великих пирамид плато Гизы. Как можно объяснить наличие такого специфического архитектурного элемента в двух стол удаленных во времени и пространстве цивилизациях?

В 19 в. инкские руины привлекли внимание зарубежных путешественников, которые опубликовали сообщения о древнем городе.

В настоящее время Ольянтайтамбо — важный туристский центр, входит в туристический комплекс «Дорога инков» («Дорога в Мачу-Пикчу»), составляющий путешествие в 4 ночи и 3 дня по важнейшим памятникам культуры инков.

Планировка и основные здания

Основное поселение имело трапециевидную планировку с четырьмя продольными улицами, которые пересекали семь более коротких параллельных улиц. Вероятно, в центре этой «решётки» находилась большая площадь, открытая с востока. С других сторон площадь была окружена зданиями и другими городскими сооружениями.[9] Здания инкской эпохи с северной стороны площади были выполнены из необработанных каменных блоков, а на западе и на юге — из обработанных и подогнанных по размеру камней. Все блоки в южной половине города были выполнены по одному и тому же проекту: каждый представлял собой две «канча», окружённых стенами комплексов с четырьмя однокомнатными зданиями вокруг центрального двора. Здания в северной половине сильнее различаются по планировке, однако большинство из них — в таком плохом состоянии, что их оригинальный план трудно восстановить.

Точная хронология строительства Ольянтайтамбо в настоящее время неизвестна. Часть построек в современном городе датируется концом 15 века. Ольянтайтамбо является одним из наиболее хорошо сохранившихся инкских поселений, населённых до настоящего времени. Его планировка и здания подвергались различным изменениям в результате более позднего строительства. Например, в южной части города оригинальная эспланада инкского периода была превращена в Площадь Оружия (Plaza de Armas), окружённую зданиями колониального и республиканского периодов. Площадь в центре города исчезла, поскольку на её месте в колониальный период было построено несколько зданий.

Храмовый холм

Недостроенный в эпоху инков Храмовый сектор был выполнен из вытесанных и подогнанных друг к другу каменных блоков, в отличие от двух других секторов Храмового холма, выполненных из необработанных камней. К нему можно подняться по лестнице, которая заканчивается на террасе с недостроенными воротами и Пристройкой десяти ниш, состоящей из одной комнаты. Позади них находится открытое пространство, где расположена Платформа с резным креслом и две незаконченных монументальных стены. Основным сооружением сектора является Храм солнца, незавершённое здание, в котором имеется Стена шести монолитов. В Среднем и Погребальном секторах расположено несколько прямоугольных зданий, некоторые из них — двухэтажные. В Среднем секторе имеется также несколько фонтанов.

Незаконченные здания на Храмовом холме и многочисленные каменные блоки, расположенные в разных местах, говорят о том, что храм всё ещё строился в то время, когда город был покинут инками. Некоторые блоки были явно изъяты из готовых стен, что говорит о том, что здания пытались перестраивать. Неизвестно, какое событие прервало постройку храма, по разным версиям, это могли быть Инкская гражданская война между Уаскаром и Атауальпой, испанская конкиста или бегство Манко Инки из Ольянтайтамбо в Вилькабамбу.

Террасы

Долины рек Урубамба и Патаканча покрыты широкой сетью сельскохозяйственных террас, которые начинаются в низинах долин и поднимаются вверх по окружающим холмам. Террасы позволяли вести сельское хозяйство на ранее непригодных к обработке землях, а также позволяли воспользоваться различными экологическими зонами, возникшими в результате разницы высот. Террасы в Ольянтайтамбо были выполнены с гораздо большим искусством, чем обычные террасы инков, например, они окружены более высокими стенами, изготовленными из высеченных камней, а не из необработанных. Подобные же сооружения обнаружены в таких важных центрах инков, как Чинчеро, Писак и Юкай.

Дворец Пачакути

На южной оконечности Кальехона над рекой Урубамба находится археологический памятник эпохи инков под названием Келью Ракай (Q’ellu Raqay). Его соединённые друг с другом здания и площади имеют необычную конструкцию — для инкской архитектуры были характерны совсем иные сооружения, в основном однокомнатные. Поскольку это место было отделено от прочих строений Ольянтайтамбо и окружено террасами, предполагается, что здесь располагался дворец, построенный для императора Пачакути.

Зернохранилища

На склонах гор вокруг Ольянтайтамбо инки соорудили несколько зернохранилищ колька (кечуа qullqa) из необработанных камней. Благодаря нахождению на большой высоте, где сильнее ветер и ниже температура, зерно естественным путём защищалось от гниения. Кроме того, хранилища были снабжены системой вентиляции. Считается, что в них хранилась продукция сельскохозяйственных террас, расположенных вокруг города. Зерно, по-видимому, засыпали через окна со стороны, расположенной лицом к вершине холма, а высыпали через окна с противоположной стороны.

Каменоломни

Основные каменоломни для постройки Ольянтайтамбо находились у Качикхата (Kachiqhata) в ущелье у реки Урубамба в 5 км от города. В каменоломнях добывались блоки из розового риолита для постройки сооружений на Храмовом холме. Сложная сеть дорог, скатов и спусков соединяла их с основными зонами застройки. В районе каменоломен обнаружено несколько чульпа, небольших каменных башен, служивших в качестве погребений в доколумбовы времена.

Другие достопримечательности Перу
Мачу Пикчу Мачу-Пикчу — легендарный город, который укрыт в сердце Анд на высоте 2400 м. Это древнее поселение...
Писак Писак – город в Перу, который является древней цитаделью инков. Он расположен в 33 км от известного...
Чан-Чан Чан-Чан — крупнейший в мире город из глины, где умели, делать удивительнейшие работы по металлу, а...

Смотрите также: Фото Монако, Города Арубы, Американские Виргинские острова, Санта-Моника, Бандунг, Гора Фудзияма, Балтийское море



Наверх