Массандровский дворец

Массандровский дворец – расположенный в Крыму, в окрестностях Ялты, памятник архитектуры конца XIX века. Не столь величественный, как Ливадийский или Воронцовский, дворец Александра III привлекает своим изяществом и теплой, домашней атмосферой уютных залов и окружающего здание ландшафтного парка. Заложенный при генерале Воронцове, он вскоре перешел во владение императорской семьи. При советской власти, после окончания Великой Отечественной войны, комплекс облюбовала партийная верхушка – Массандровский дворец на долгие годы стал резиденцией генсеков КПСС. После распада Советского Союза хорошо сохранившееся здание превратили в музей. Сейчас в залах дворца воспроизведены исторические интерьеры, дополненные подлинными экспонатами, принадлежавшими семейству Романовых.

Видео: Массандровский дворец

История Массандровского дворца

Окрестности Массандры перешли в собственность российского дворянства сразу после вхождения Крыма в состав империи. При Софье Потоцкой и ее дочерях был заложен Массандровский парк площадью около 42 га, однако достойный его помещичий дом начали строить только в 1881 году, когда владельцем земель стал князь Семен Михайлович Воронцов. Активный участник Крымских войн, генерал, он надеялся на старости лет обосноваться в собственном дворце. Мечтам его не суждено было сбыться: уже через год после начала работ Воронцов умер, а дом по проекту французского архитектора Этьена Бушара так и остался недостроенным. Наследники князя по боковой линии, графы Шуваловы, не нуждались в лишнем имении, поэтому в 1889 году перепродали его императорской семье.

Новый архитектор Максимилиан Месмахер, известный своими санкт-петербургскими проектами, получил «в наследство» от француза внешние стены и крышу. Все это он дополнил деталями, придавшими Массандровскому дворцу декоративный, «сказочный» облик. Под его руководством были отделаны внутренние помещения, облицованы плиткой парковые дорожки и лестницы. Несмотря на усилия архитектора, полноценной летней резиденцией комплекс не стал. Для размещения всего двора в нем просто не хватало места. Но Александр III с удовольствием использовал его как охотничий домик, отдыхая в доме после вылазок на природу.

После национализации дворца в советское время в нем разместился противотуберкулезный санаторий. Лечение было эффективным благодаря морскому воздуху и зарослям хвойных растений в парке, уже начинавшем приходить в запустение. Во время войны здание внешне не пострадало, уцелели и некоторые детали интерьера. После войны уединенное расположение дворца, его труднодоступность для любопытствующих оценили по достоинству власти страны и на долгие годы превратили комплекс в свою летнюю резиденцию. Статус музея объект получил только после распада СССР, сейчас это филиал «Алупкинского дворцово-паркового музея-заповедника».

Архитектурные особенности дворца Александра III

Заказывая проект дома французскому архитектору, князь Воронцов рассчитывал, что здание будет соответствовать лучшим европейским образцам. Этьен Бушар выбрал в качестве ориентира знаменитые своими готическими арками и башнями луарские дворцы конца XV века Амбуаз и Шенонсо с более поздним декором в стиле Людовика XIII. В отличие от белокаменных французских строений, Массандровский дворец возводили из местного природного камня теплых желтовато-коричневых оттенков. Размерами здание значительно уступало французским замкам. Одинокий князь не нуждался в слишком большом доме, и впоследствии в трехэтажном здании нашлось место только для спален императора и императрицы, их кабинетов, нескольких комнат для отдыха наподобие бильярдной и служебных помещений для приближенных.

Экспозиция музея

Внутреннее убранство дворца в целом восстановлено по документам и изображениям предшествующей эпохи, но сохранились и подлинные детали: предметы мебели, дверные ручки, потолочная лепнина, декоративная плитка на стенах и полу. Обои, тщательно подобранные по стилю, были заменены в 80-е годы ХХ века. Интерьеры залов эклектичны – за это их и ценят посетители, успевающие за короткую экскурсию полюбоваться приметами различных архитектурных эпох.

Первый этаж: столовая и комнаты отдыха

Поднявшись по ведущей в здание лестнице, туристы попадают в вестибюль, похожий на залы средневековых рыцарских замков с низкими сводами и маленькими окнами-бойницами с цветными стеклами. Выбор архитектора в пользу романского стиля не случаен: так удалось обыграть недостаток пространства и малую высоту потолков. Чтобы помещение не казалось слишком мрачным, стены облицевали изразцами, расписанными в голубых тонах, на пол выложили ценную метлахскую плитку. Продуманное сочетание цветов облицовки создает в холле ощущение свежести и прохлады.

Для бильярдной был выбран стиль английского Возрождения: инкрустированные резные панели, выполненные лучшими русскими мастерами конца XIX века, сложная геометрия потолочной лепнины, чеканный медный камин с деревянной облицовкой. На стенах подлинные картины, современники дворца: пейзажи и исторические полотна работы Вильгельма Котарбинского, Владимира Орловского, Василия Верещагина.

В продолжение экскурсии гости переходят из бильярдной в столовую, возвращаясь к стилистике средневековой рыцарской Франции. Впрочем, присмотревшись, зрители обнаруживают множество деталей более поздних эпох: барочные настенные панели, камин и мебель в стиле Ренессанса, классические фарфоровые сервизы, изготовленные в конце XIX века на русских мануфактурах.

Второй этаж: спальни и кабинеты Романовых

Через южную башню дворца по винтовой лестнице можно подняться в личные покои императорской четы. Осмотр экспозиции начинается с приемной императрицы Марии Федоровны – самого изысканного помещения во дворце, украшенного сложной резьбой и гипсовой лепниной в стиле рококо. По коридору посетители проходят в приемную Александра III, в которой хранятся подарки, полученные императорской семьей на серебряную свадьбу. В просторном кабинете монарха, выдержанном в стиле ампир, можно увидеть портреты Александра III и его супруги. Кабинет со строгой деревянной аркой знаменит мебелью, выполненной по эскизу Огюста Монферрана, архитектора Исаакиевского собора.

Спальня императора оформлена в стиле рококо и обставлена мебелью работы знаменитого мастера Гамбса. Классицистический кабинет императрицы украшает спокойный коричнево-бежевый гарнитур, созданный столетием раньше. Дополняет декор комнаты немецкий фарфор. Картины на стенах – написанные 200 лет назад копии с портретов семьи Павла I, хранящихся в центральных музеях страны. Верхний вестибюль – еще одно эклектичное помещение Массандровского дворца с элементами стиля модерн и классицизм.

Картинная галерея третьего этажа

Ярким контрастом с императорскими интерьерами становится постоянная выставка, размещенная на третьем этаже Массандровского дворца. Здесь собраны произведения советских, преимущественно украинских художников и скульпторов 40-х-50-х гг., работавших в стиле соцреализма. Жанры и тематика картин разнообразны: это портреты героев труда и исторические полотна, зарисовки советских будней и традиционные композиции по мотивам жизни Ленина. Создатели экспозиции взывают к ностальгическим чувствам старшего поколения, но есть у массандровского верхнего этажа свой секрет, который привлекает посетителей любого возраста: с открытой террасы, выложенной метлахской плиткой, можно беспрепятственно любоваться парком и морем и делать отличные видовые фотографии.

Парк Массандровского дворца

Принципиальное различие между массандровским комплексом и замками-образцами кроется в ближайших окрестностях. Если рядом с Шенонсо разбит регулярный французский парк с ухоженными газонами, геометрическими клумбами и фигурно выстриженным декоративным кустарником, то Массандровский парк изначально выдержан в английском природном стиле. Разбитый в 1822 году, он остается одним из старейших в стране. В нем около 250 видов кустарников и деревьев, в том числе экзотический для Крыма гималайский кедр, криптомерия, гигантские секвойи. Все растения снабжены табличками с указанием отечественного и латинского названия, как в настоящем ботаническом саду.

В розарии в летний сезон благоухают десятки старинных и современных сортов королевы цветов. С ней соперничает сад ароматов с пряными запахами бархатцев, розмарина, шалфея. Террасы сада стараниями Месмахера выложены цветной плиткой. При императоре в парке было много статуй, но непрочный гипс рассыпался от времени – сохранились только фигуры играющих на древнегреческих музыкальных инструментах сатиров. Перед домом остался и действующий в теплый сезон фонтан со львами. Сегодня Массандровский парк создает ощущение заброшенности: здесь нет праздных гуляк, дорожки постепенно зарастают травой, ограды ломаются, но именно это и привлекает посетителей, любящих тишину и уединение.

Информация для туристов

В Массандровском дворце немало гостей и в разгар сезона, и зимой. Причина интереса туристов – отличная сохранность комплекса и экспонатов, связанных с именем Романовых, продуманность компактной экспозиции, занимательность экскурсий. В здании расположен бесплатный туалет для гостей и небольшое кафе. Среди недостатков филиала – отсутствие нормального подъезда для самостоятельных туристов и оборудованной парковки.

Как добраться до Массандровского дворца

Объект расположен к востоку от Массандры и в 2 км к западу от Никитского ботанического сада в Ялте. От Массандры к дворцу можно добраться пешком, но нужно учитывать, что дорога идет в гору, вдоль оживленной проезжей части. Остановка «Массандровский дворец» – конечная автобусного маршрута № 29 и троллейбусного № 2. Далее туристы по асфальтированной дороге поднимаются к комплексу пешком. Посещение достопримечательности лучше планировать отдельно: Массандровский винзавод, не менее популярный объект, расположен довольно далеко от дворца. Пешком до него по сложной дороге около 40 минут, на машине можно доехать за 15 минут, но придется быть внимательными на неудобных развязках.

Время работы и билеты

Вход во дворец открыт с 9 до 17 часов, по субботам – до 20 часов. Выходных нет, касса закрывается за 45 минут до конца дня. Единый билет на посещение придворцовой территории, императорских покоев и выставки картин перестают продавать за 3 часа до закрытия кассы. Экскурсии проводятся в 12 и 14 часов, если наберется не менее 15 желающих. Учитывая небольшие размеры комнат, слушателям будет довольно тесно. Как альтернатива, возможна аренда аудиогида. Полный билет стоит 550 рублей, только придворцовую территорию осматривают за 70, покои на 1-2 этаже – за 300. Посещение видовой площадки и выставки живописи на третьем этаже стоит 200 рублей. Студентам и пенсионерам предоставляется скидка в 50 %, для детей все билеты стоят по 70 рублей.

Другие достопримечательности России
Патриаршие пруды Патриаршие пруды – одна из наиболее известных достопримечательностей Москвы, которая является...
Самарская Лука Самарская Лука — национальный парк и самая большая и наиболее известная излучина Волги. Она...

Смотрите также: Фото Испанской школы верховой езды, Достопримечательности Маврикия, Города Колумбии, Французская Полинезия, Салала, Бихач, Каджурахо, Куршская коса



Наверх