Самара

Город Самара

Самара — город в Российской Федерации, центр Самарской области, один из крупнейших промышленных, культурных и научных центров России. Город расположен на левом берегу реки Волги (Саратовское водохранилище), в среднем ее течении, при впадении в Волгу реки Самара, в 1098 км к востоку от Москвы. Самара — крупный узел железнодорожных линий и автомобильных дорог, в городе находятся речной порт и аэропорт, с 1987 года действует метрополитен. Основные отрасли городской промышленности: авиакосмическое машиностроение (производство космической техники, самолетов), авиационных двигателей, машиностроение и металлообработка, черная и цветная металлургия, нефтеперерабатывающая, электротехническая, легкая, пищевая промышленность.

История

Крепость Самара на стрелке рек Волги и Самары была возведена в 1586 году для обеспечения безопасности волжского речного пути. Строительством крепости руководил воевода князь Григорий Засекин. В 1600 году в Самаре была устроена таможня и пристань на Волге. На самарском базаре торговали купцы из России и среднеазиатских стран. По повелению царя Алексея Михайловича в 1645 году в Самаре строятся дополнительные укрепления. В августе 1670 года в городе поднялось восстание бедноты, и ворота крепости были открыты Степану Разину. Но после поражения под Симбирском, в крепость разинцев уже не пустили. 25 декабря 1773 года Самара перешла на сторону Емельяна Пугачева. Город от пугачевцев освобождала полевая команда подполковника П. Гринева, ставшего прототипом одного из персонажей повести A. C. Пушкина «Капитанская дочка».

В 1688 году крепость Самара была переименована в город. В 1730 году был утвержден первый герб города. В 1780 году он был подтвержден указом Екатерины II в прежнем виде — в форме щита, на котором изображена «дикая коза белая, стоящая на траве, в голубом поле». В 1851 году Самара становится центром губернии. До революции это был важный центр хлебной торговли на Волге. В поисках характеров для своих картин приезжали на волжские берега в Самарский край И. Репин и В. Суриков.

27 января 1935 года Самара была переименована в Куйбышев. В годы Великой Отечественной войны город приобрел статус второй столицы СССР. Сюда переехали Наркомат иностранных дел, дипломатический корпус, аппараты ЦК партии и комсомола, Совет Народных Комиссаров СССР. В войну в городе находились труппы ряда московских и ленинградских театров. Здесь была завершена и впервые исполнена знаменитая Седьмая симфония Дмитрия Шостаковича. В эти годы в Куйбышеве жили писатели А. Толстой, В. Василевская, И. Эренбург, В. Иванов, В. Катаев.

Осенью — зимой 1941-1942 годов в Самару эвакуируется оборудование ряда предприятий Украины, Белоруссии, Москвы, Ленинграда. Заводы, выстроенные в Самаре в военное время, и специалисты этих предприятий предопределили мощное развитие промышленности области в послевоенное время. Большая концентрация военно-промышленных предприятий «закрыла» город для посещения иностранцами.

После войны Куйбышев продолжал развиваться как крупный промышленный центр. Куйбышев был административным центром Куйбышевской области.

После распада СССР городу было возвращено историческое название – Самара, а Куйбышевская область была переименована обратно в Самарскую.

На сегодняшний день Самара – очень красивый и современный город с очень большим количеством музеев и исторических достопримечательностей, что позволяет ей на равных конкурировать с Санкт-Петербургом и Нижним Новгородом.

Достопримечательности

Самара — один из красивейший поволжских городов — сохранила очарование старокупеческого города. Ведущая роль в устройстве жизни, бытового уклада и культуры города принадлежала купечеству. В архитектуре города отсутствуют сооружения в стиле ампир, но зато присутствуют эклектика, неорусский стиль и модерн. Интересны ансамбли в стиле конструктивизма.

Среди построек второй половины 19 — начала 20 веков, возведены в стилях эклектики и стилизаторства: Драматический театр (1887-1888, «русский» стиль — под московское барокко; архитектор М. Н. Чичагов); похожий на сказочный домик гномика особняк инженера И. А. Клодта (1880-е гг., неоромантика, архитектор А. А. Щербачев); Торговая биржа (1890-е гг., неоклассика, архитектор А. А. Щербачев); Крестьянский Поземельный банк (Технический университет; 1912, в стиле скандинавской архитектуры, архитектор А. И. Гоген); Волжско-Камский банк (1913-1915 гг., неоклассика, архитектор В. И.Якунин); бывшая мельница Якимова (рубеж 19-20 в., «русский» стиль); особняки Шихобаловых (1890-е гг., необарокко, архитектор А. А. Щербачев); Наумова (1903-1905, неоренессанс, архитектор А. А. Щербачев); доходный дом Субботиной-Мартинсон (1914, неоготика; архитектор Квятковский); лютеранская кирха (1860-1870-е гг., неоготика); костел Сердца Иисуса (1906, неоготика, архитектор Ф. О. Богданович).

В стиле модерн выстроены реальное училище (1840, реконструирован в 1906-1909; архитектор П. В. Шаманский); театр-цирк «Олимп» (1907, архитектор Шаманский); гостиница «Гранд-Отель» (ныне — гостиница «Жигули», 1908-1909, архитектор М. Квятовский), особняки фон Вакано (северный модерн; архитектор Д. Н. Вернер), Курлиной (начало 1900-х гг., архитектор А. У. Зеленко). В районе Центрального парка почти у самой кромки обрывистого берега стоит здание бывшей дачи художника Константина Головкина (1908-1909 гг.; архитектор В. Тепфер), на площадке перед которым — два каменных слона, обращенных друг к другу. Фасады этого здания в стиле модерн совершенно непохожи друг на друга и четко вырисовываются на фоне окружающей зелени.

Одно из самых старых культовых сооружений — Самары Вознесенский собор (1830). Покровский кафедральный собор (1859-1861) был построен на пожертвования состоятельных семей Самары, среди которых были купцы Шихобаловы, чей семейный склеп был устроен в ограде церкви. Петропавловский храм (1861) построен в классицистических традициях, иконы для иконостаса храма написаны мастером Григорием Журавлевым, калекой от рождения, писавшим иконы, держа кисть в зубах. Самарская синагога (1903-1908; архитектор З. Клейнерман) построена в мавританском стиле, на время постройки была одной из крупнейших в Европе. В 1999 году открылась Соборная мечеть в Самаре, на тот момент самый крупный мусульманский храм в России.

Большой интерес представляют музеи Самары: краеведческий, истории Самары, авиации и космонавтики, военно-исторический, художественный, литературный, археологии Поволжья, бункер Сталина и дом-музей В. И. Ленина. В экспозиции Самарского художественного музея можно увидеть работы Репина, Сурикова, Крамского, Поленова, Ярошенко, Маковского, К. Головкина, которые поступили из коллекций богатых самарских купцов. Здесь богатейшее собрание произведений русского авангарда начала 20 века, хранятся первоклассные работы Малевича, Кончаловского, Лентулова, Бурлюка.

В экспозиции Музея-мастерской народных костюмов Самарской губернии представлены национальные костюмы и атрибутика народов Поволжья (русская, мордовская, чувашская, татарская), изделия мастеров декоративно-прикладного искусства. В окрестностях Самары в Сокольих горах находится пещера братьев Греве, где в лабиринтах карстовой системы ученые обнаружили следы стоянки бронзового века. Здесь же найдены кости пещерного медведя и шерстистого носорога. В санаториях «Волга», «Красная глинка», «Ивушка» проводится лечение заболеваний сердечно-сосудистой системы, центральной и периферической нервной системы, опорно-двигательного аппарата, гинекологических, кожных.

Экологическое состояние

Основными стационарными источниками загрязнения атмосферы являются предприятия строительной, нефтехимической, нефте­перерабатывающей, электротехнической, металлургической, авиа­приборостроительной, энергетической отраслей промышленности, расположенные на всей территории города, однако наибольшая их часть сосредоточена в районе так называемой Безымянской промзоны.

  • В Самаре больше на 43 % показатель загрязнённости воздуха взвешенными веществами над территорией города, чем в среднем по России.
  • Самый неблагополучный район по состоянию окружающего воздуха — Кировский район Самары. Максимальное содержание в атмосфере хлористого водорода отмечается в Зубчаниновке.
  • В городе находятся 105 мощных промышленных предприятий, ежедневно выбрасывающих в воздух десятки тонн загрязняющих веществ, многие из них располагаются вблизи жилых массивов. Основные загрязнители воздуха среди промышленных предприятий — это ОАО «КНПЗ», ОАО «ЗПОН», ОАО «Металлист-Самара».
  • Согласно данным наблюдений, в 2007 году выше нормы было отмечено среднегодовое содержание в атмосферном воздухе трех веществ — формальдегида (превышение нормы в 3,3 раза), бензапирена (в 2,4 раза) и углеводородов (в 1,2 раза), основным источником которых является автотранспорт. Содержание в атмосферном воздухе остальных ингредиентов находилось в пределах допустимого на уровне 0,1 — 1,0 ПДК.

На территории городского округа отсутствуют участки с превышением регламентируемой величины потенциальной радоноопасности. За весь период проведения наблюдений уровень радиационного фона не превышал 15 мкР/час (среднегодовой 10-11мкР/час), что ниже установленного критического значения для данной местности (20-21 мкР/час).

Площадь зеленых насаждений общего пользования составляет составвляет в целом по городу 13,5 м² на человека, что соответствует нормативной.

Транспорт

Самара — один из крупнейших в России транспортных узлов, через который пролегают кратчайшие пути из Центральной и Западной Европы в Сибирь, Среднюю Азию и Казахстан.

Автотранспорт

Междугородное автобусное сообщение осуществляется с Центрального автовокзала (пересечение ул. Авроры и Московского шоссе).

Авиационный транспорт

Самарский регион обслуживается международным аэропортом Курумоч, который принимает большинство типов воздушных судов и рядом «заводских» аэродромов ведомственного подчинения.

Железнодорожный транспорт

Железнодорожные перевозки осуществляет Куйбышевская железная дорога (ОАО Российские железные дороги). С октября 2007 по январь 2008 конкуренцию ей составляла компания «Тверской экспресс». Пригородные железнодорожные перевозки осуществляет ГУП «Самаратранспригород» (моторвагонное депо «Безымянка»). Электропоезда «Самаратранспригород» работают на участках «Самара — Похвистнево — Абдулино», «Самара — Курумоч — Жигулёвское Море — Тольятти — Отвага», «Самара — Сызрань».

Речной транспорт

Водные транспортные пути, позволяющие принимать суда системы «река-море», имеют развитые подъездные коммуникации, погрузочно-разгрузочные и терминальные комплексы.

«Самарский речной порт» — крупнейший транспортный узел в Среднем Поволжье России. Географическое положение порта, граничащее с развитой системой железных дорог и автомагистралей, позволяет обеспечить экономически выгодные транспортные связи с Уралом, Сибирью, Средней Азией, районами Центра и Севера европейской части России. Порт также имеет выходы в зоны Волго-Камского и Волго-Донского бассейнов, Балтийского, Белого, Азовского, Черного, Каспийского, Средиземного морей.

Поток пассажирского транспорта обслуживается Самарским речным вокзалом и рядом дебаркадеров.

Другие города России
Москва Москва на протяжении веков остается центром Российского государства. Сюда ведут многие пути и...
Чита Чита — город в Российской Федерации, административный центр Читинской области; расположен в...
Ульяновск Ульяновск — город в Российской Федерации, административный центр Ульяновской области, крупный...

Смотрите также: Фото Базилики святого Иштвана, Города Перу, Эритрея, Бежа, Норидж, Каналы Бангкока, Парк Ривьера



Наверх