Дворец Белосельских-Белозерских

Дворец Белосельских-Белозерских занимает далеко не последнее место в списке исторических достопримечательностей Невского проспекта. Не поражающий масштабностью архитектурного замысла и не овеянный скандальными интригами, ставшими уже своеобразной традицией для сооружений подобного рода, этот «розовый замок», тем не менее, обладает особым очарованием.

Олицетворение светской жизни дореволюционного Петербурга, место проведения бесчисленного количества пышных балов и раутов, дворец Белосельских-Белозерских и сегодня продолжает держать марку. На его сцене до сих пор проходят выступления и культурные мероприятия, а по залам все так же неспешно прогуливаются посетители, благо теперь вход в дворцовые покои доступен не только местному бомонду, но и простому туристу.

История строительства

В конце XVIII в. угол набережной Фонтанки и Невского занимал обычный, ничем непримечательный домик. В 1797 г. судьбу этой заурядной постройки решила княгиня А. Г. Белосельская, пожелавшая обзавестись собственным дворцом. Участок, понравившийся титулованной особе, спешно выкупили, а незатейливое строение тут же снесли, воздвигнув на его месте первую скромную версию дворца – трехэтажный особняк.

В середине XIX в. новый владелец имения, князь К. Э. Белосельский-Белозерский пришел к выводу, что столь скромное жилище не соответствует высокому статусу его семейства и поручил архитектору А. И. Штакеншнейдеру превратить здание в настоящий дворец. Вдохновленный работами гения архитектуры елизаветинской эпохи Б. Ф. Растрелли, Штакеншнейдер «подогнал» свое детище под стиль того времени. В результате сооружение превратилось в уменьшенную копию другой достопримечательности проспекта – Строгановского дворца. Не была забыта и внутренняя отделка: княжеская резиденция обзавелась роскошной лестницей, каминами из белого мрамора, а также античными статуями.

Дворец Белосельских-Белозерских и его владельцы

Несмотря на то что строительство здания было начато по приказу генерала К. Э. Белосельского-Белозерского, владеть им пришлось совершенно другим людям. Сам потомок знатного рода умер еще на стадии закладки фундамента, в связи с чем его предприимчивая супруга быстро сменила статус вдовы на титул княгини Кочубей. Дворец к тому времени был полностью достроен, и новоиспеченная хозяйка решила организовывать в его роскошных залах балы и светские приемы. На протяжении нескольких десятилетии княжеская резиденция играла роль светского центра Петербурга. Здесь собирались исключительно сливки столичного общества, не брезговал заглянуть «на огонек» к Белосельским-Белозерским и сам государь.

К концу XIX в. Россию накрыл экономический кризис, в результате которого фактический хозяин дворца, князь Кочубей, чуть не оказался в долговой яме. Чтобы рассчитаться с многочисленными кредитами, незадачливый вельможа передал здание в государственную казну. Дальнейшая история сооружения неразрывно связана с династией Романовых. Сначала дворец был преподнесен в качестве свадебного подарка великому князю Сергею Александровичу, но после получения им должности Московского генерал-губернатора некоторое время пустовал. После трагической гибели князя, резиденция перешла к его племяннику Дмитрию, который позднее «прославился» своим участием в убийстве Распутина.

С начала Первой мировой войны в дворцовых покоях действовал госпиталь, открытый Британским Красным крестом и просуществовавший вплоть до 1918 г. После Октябрьской революции здание сразу же национализировали, разместив в нем комитет партии. И лишь в 1992 г. райком благополучно закрыли, а бывшую княжескую резиденцию передали в ведомство комитета культуры.

Дворец сегодня

Начиная с 2003 г. состоянию дворца Белосельских-Белозерских стало уделяться повышенное внимание. Так, например, последняя масштабная реставрация была проведена здесь в 2015 г. К сожалению, большая часть уникальной коллекции первых владельцев, включавшая в себя бронзу, редкий фарфор и живописные полотна, не выдержала проверку временем, хотя общий облик внутренних интерьеров неплохо пережил советскую эпоху и серьезно не пострадал.

Первое, что встречает посетителей этого архитектурного памятника – изящная парадная лестница, украшенная ажурными металлическими перилами. Если повнимательнее присмотреться к их позолоченной арматуре, то можно увидеть затейливый фамильный вензель Белосельских-Белозерских. Поднимаясь вверх, обратите внимание на мемориальную доску, уведомляющую посетителей о том, что некогда в здании располагался госпиталь Красного креста. С левой стороны от лестницы находится Музей становления демократии в современной России им. А. Собчака, занимающий пять дворцовых комнат. Основная часть здешней экспозиции – это агитационные плакаты, листовки и фотографии различных социальных явлений, характерных для России 90-х гг. прошлого века.

Кроме музея, для посетителей дворца открыты следующие части здания:

  • Парадная столовая;
  • Картинная галерея;
  • Дубовый зал;
  • Зеркальный зал;
  • Золотая Малиновая и Бежевая гостиные.

Помещение столовой оформлено в серо-зеленых тонах. Приятный эффект контраста создает белоснежный лепной орнамент и немногочисленные живописные полотна на стенах комнаты.

Картинная галерея дворца, к сожалению, утратила большую часть своих экспонатов. Основная масса полотен была вывезена в Эрмитаж еще в первые годы советской власти, поэтому сегодня здесь можно увидеть лишь несколько образцов настенной живописи.

Массивные двустворчатые двери галереи выходят в бывшую библиотеку, более известную под названием «Дубовый зал». Главная «фишка» этого помещения – массивные деревянные панели со встроенными шкафчиками, а также второй ярус зала, выполненный из резного дерева и оборудованный миниатюрным балкончиком. Отдельного внимания заслуживает и оригинальный потолочный декор бывшей библиотеки. Изящное гипсовое кружево в виде ажурной сетки заметно выделяется на фоне потолков в других залах. Кстати, именно в этой части дворца можно увидеть фотографии бывших владельцев здания, а также познакомиться с газетными вырезками, рассказывающими историю резиденции.

«Сердце» дворца Белосельских-Белозерских – Зеркальный зал. Помещение в традиционном стиле рококо отличается от остальных комнат тем, что оно оборудовано театральной сценой. Большую часть этого салона занимают зрительские места, которых здесь около 400. Свое название зал получил, благодаря трем большим зеркалам, располагающимся слева от входа. Противоположную часть стены занимают три окна, в точности повторяющие форму зеркал. Кстати, два зеркала из трех сохранились еще со времен первых владельцев резиденции, но главную ценность изделиям придает то, что выполнены они из цельных серебряных пластин. Сегодня Зеркальный зал – это место проведения всевозможных концертов и спектаклей.

Совершая экскурсию по дворцу, не поленитесь заглянуть в Бежевую и Золотую Малиновую гостиные. Оба помещения принадлежит Первому каналу, поэтому использование фототехники здесь строго запрещено, а вот рассматривать великолепное оформление и восхищаться изяществом отделки залов можно сколько угодно.

Интересные факты и мифы, связанные с дворцом

Район, в котором располагается здание, имеет мистическую репутацию. Считается, что на этом участке проспекта можно встретить собственного двойника, являющегося предвестником скорой кончины. Например, известно, что некогда здесь столкнулись со своим вторым «я» императрица Анна Иоанновна и поэт П. А. Вяземский.

Фасад и внутренние помещения дворца украшают многочисленные фигуры атлантов и кариатид, работы Д. И. Иенсена. Если внимательно взглянуть на лица этих белоснежных статуй, то можно заметить явную иронию скульптора: мужские фигуры, держащие на своих плечах архитектурные своды, демонстрируют сильное физическое напряжение, их лица хмуры, а мускулы предельно напряжены. При этом женские статуи справляются с точно такой же ношей на удивление легко, а их мимика выражает самые позитивные эмоции.

Забавная байка связана с почетными гостями дворца: императором Александром III и его супругой. Дело в том, что императрица страстно любила танцевать, из-за чего венценосной чете приходилось задерживаться на балах Белосельских-Белозерских до поздней ночи. Чтобы отвлечь супругу от легкомысленного времяпрепровождения, царь постепенно отзывал музыкантов из зала. Когда все участники оркестра под разными предлогами удалялись, Марии Федоровне ничего не оставалось, как покинуть мероприятие.

Завсегдатаем музыкальных вечеров, проводимых во дворце, был великий русский композитор П. И. Чайковский.

Полезная информация

Записаться на обзорную экскурсию по резиденции можно на официальном портале дворца, ежедневно с 11:00 до 19:00. Стоимость билета для взрослого посетителя – 300 руб., для детей и представителей льготных групп населения – 200 руб. Если ваши культурные потребности не ограничиваются неспешными прогулками по пустым залам и рассматриванием интерьеров, попробуйте купить билеты на какой-нибудь концерт, мюзикл или фестиваль, которые постоянно проходят в стенах дворца.

Как добраться

Чтобы попасть во дворец Белосельских-Белозерских, лучше воспользоваться питерским метрополитеном. Поезжайте до станций «Гостиный двор» или «Маяковская», а дальше прогуляйтесь по Невскому в сторону набережной Фонтанки. Точный адрес объекта: г. Санкт-Петербург, Невский пр-т, д. 41.

Другие достопримечательности Санкт-Петербурга
Смольный Смольный — здание, где до марта 1918 г. размещалось первое советское правительство - Совет народных...
Александринский театр Александринский театр — старейший драматический театр в Санкт-Петербурге, созданный еще в середине...
Мраморный дворец Мраморный дворец, возведенный итальянским архитектором Антонио Ринальди, был подарком Екатерины II...

Смотрите также: Фото Висбадена, Города Доминиканы, Словения, Лакнау, Ямусукро, Музейный остров, Озеро Комо



Наверх