Фонтанка

Река Фонтанка прежде звалась Безымянным ериком, а теперешнее свое название получила от протянутых над ней фонтанных труб, которые вели воду к фонтанам Летнего сада. Она вытекает из Невы у Летнего сада, плавной дугой охватывает центральную часть города и впадает в Большую Неву у ее устья.

До середины XVIII в. Фонтанка фактически была южной границей Петербурга. Ее берега застраивались усадьбами, первой из которых стал Летний дворец самого Петра I. Позже, при Екатерине II, были сооружены гранитные набережные и спуски к реке, через нее были переброшены мосты. Первый из них - Прачечный - нам отсюда не виден, он находится у самого истока реки, рядом с Летним дворцом, зато мы имеем замечательную возможность полюбоваться Пантелеймоновским мостом. Его построили уже в начале XX в. на месте старинного висячего Цепного моста.

Не так давно мост отреставрировали, и он издалека привлекает внимание позолоченными деталями, изящными перилами, украшенными стилизованными воинскими щитами с доспехами, и фонарями в виде пучков копий.

Пантелеймоновский мост находится у самого истока Мойки, которая берет свое начало от Фонтанки. Через Мойку здесь же перекинут другой мост - 1-й Инженерный.

Рядом с этими двумя мостами со стороны Михайловского замка у самой воды на миниатюрном постаменте находится крохотная бронзовая птичка - памятник легендарному Чижику-Пыжику. Поставил его здесь в начале 1990-х гг. известный грузинский скульптор, художник и сценарист Резо Габриадзе. Почему именно здесь? Оказывается, неподалеку, в доме б по набережной Фонтанки, в XIX в. находилось привилегированное учебное заведение - Училище правоведения. В этом училище в свое время учились будущие композиторы Чайковский и Серов, искусствовед Стасов, поэт Апухтин.

Студенты-правоведы носили мундиры желто-зеленого цвета, за что их и прозвали «чижиками-пыжиками». Тогда же родилась и известная песенка: «Чижик-пыжик, где ты был? На Фонтанке водку пил...» Неподалеку от училища находился известный на всю округу кабак, куда, раздобыв штатскую одежду, тайно ходили воспитанники старших классов Училища правоведения.

Чижик-Пыжик - один из самых маленьких городских памятников (его высота всего 11 см, а вес около 5 кг), видимо, поэтому он постоянно вызывает у людей нездоровое желание похитить его. Это происходило уже несколько раз, но всякий раз Чижик-Пыжик упорно возвращался на свое место. А у горожан появилось новое поверье: если брошенная к бронзовым лапкам птички мелкая монетка удержится на миниатюрном подножии, то тебе обязательно повезет. Среди молодоженов начала существовать и другая традиция: жених на веревке спускает к птице рюмку и осторожно чокается с ее клювом. Считается, что это должно принести счастье в дальнейшей семейной жизни.

Если, стоя у Чижика-Пыжика, посмотреть налево, на другой берег Фонтанки, то мы увидим Соляной городок (в конце XVIII в. там находились склады соли и вина, затем перестроенные помещения использовались под выставки и музеи). Сейчас там расположен Музей обороны Ленинграда.

За Соляным городком с Фонтанки виден большой стеклянный купол Музея декоративно-прикладного искусства , сооруженного для учащихся Центрального училища технического рисования. А рядом здание самого училища, построенное в стиле итальянского ренессанса на средства барона Штиглица в конце XIX в. Сейчас оба здания принадлежат Санкт-Петербургской художественно-промышленной академии (Соляной пер., 13-15), которую по привычке в городе до сих пор называют Мухинским училищем, или в просторечии Мухой. Училище и музей славятся своими замечательными интерьерами.

Рядом с Соляным городком стоит Пантелеймоновская церковь (ул. Пестеля, 2). Ее построили в 1739 г. в память побед русского флота над шведским при Гангуте и Гренгаме. Эти значительные триумфы произошли в разные годы, но в один день - 27 июля, День святого Пантелеймона. Полуостров Гангут (по-фински Ханко) вновь стал местом ожесточенных сражений в 1941 г. Напротив церкви на стене дома - мемориальная доска в память об этом. Пантелеймоновская церковь - это единственное, что осталось от комплекса Партикулярной верфи, где по приказу царя строились небольшие корабли для частных лиц. Потом на ее месте возвели уже знакомый нам Соляной городок.

Дома на противоположном берегу Фонтанки прямо перед нами (напротив Михайловского замка) переносят нас в Петербург первой половины XIX в. Так, в ту пору в двухэтажном доме екатерининских времен, где сейчас городской суд (наб. Фонтанки, 16), находилось печально известное Третье отделение собственной Его Величества канцелярии, созданное во время следствия по делу декабристов. По определению Герцена, это была «главная шпионская контора» России.

Исторический анекдот рассказывает, что, когда Третье отделение только организовывалось, назначенный его шефом Бенкендорф спросил у Николая I, в чем будут его задачи. Тогда царь якобы протянул ему платок со словами, что единственная его цель - осушать слезы невинно обиженных. Однако, как известно, именно по вине этого учреждения было пролито немало слез.

О нравах, царивших там, писал поэт-сатирик Шумахер в стихотворении, которое он создал, когда узнал, что чиновникам Третьего отделения прочитали цикл лекций о праве:

У Цепного моста видел я потеху:
Черт, держась за пузо, помирал со смеху,
Батюшки, нет мочи! - говорит лукавый, -
В Третьем отделении изучают право?!
Право... на бесправьи?!
Этак скоро, братцы,
Мне за богословье надо приниматься...

Народ боялся и ненавидел это учреждение. В 1880 г. Третье отделение было преобразовано в Департамент полиции. На здании есть мемориальная доска Столыпину, который с 1906 по 1911 г. был министром внутренних дел.

В доме, принадлежавшем министру народного просвещения и личному другу императора Александра I Александру Голицыну (наб. Фонтанки, 20), в 1810-х гг. жили братья Александр и Николай Тургеневы. В их квартире собирались участники литературного кружка «Арзамас», членом которого был Пушкин. Именно здесь, глядя в окно на Михайловский замок, Пушкин сочинил свой блестящий экспромт, раз и навсегда определив ему место в истории: «...пустынный памятник тирана, забвенью брошенный дворец».

В доме 26 в пушкинское время жил генерал-губернатор Западной Сибири Иван Пестель - отец будущего декабриста, руководителя Южного общества Павла Пестеля. Интересно, что руководить Сибирью он умудрялся, не покидая свой дом на Фонтанке. По этому поводу рассказывали один эпизод: однажды Александр I, стоя у окна в Зимнем дворце вместе с Пестелем и Ростопчиным, спросил: «Что там чернеет на церковном кресте?» Ростопчин ответил: «Я не могу разглядеть, Ваше Величество, это надобно спросить у Ивана Борисовича, у него чудесные глаза, он видит отсюда, что делается в Сибири...»

Пойдем по набережной Фонтанки вправо от Михайловского замка. Скоро мы увидим на этом же берегу главный петербургский цирк (наб. р. Фонтанки, 3). Это был первый стационарный цирк России, его называли цирком Чинизелли по фамилии его первого владельца - знаменитого итальянского вольтижировщика и антрепренера.

Площадь перед цирком, мост через Фонтанку и улица за мостом носят имя Виссариона Белинского. Раньше мост и улица назывались Симеоновскими по названию церкви Святых Симеона и Анны (Моховая ул., 48), которую мы видим на другом берегу реки. Это один из немногих сохранившихся в Петербурге памятников церковной архитектуры раннего барокко. Ее построил на месте петровской деревянной церкви ученик Трезини, русский архитектор Михаил Земцов. Это произошло в 1 734 г., в царствование Анны Иоанновны, которая уделяла особое внимание этому храму. Он даже был объявлен придворным, и в нем в те годы происходили торжественные богослужения.

Пройдите немного вперед, и на другой стороне Фонтанки вы увидите длинное желтое здание за узорчатой оградой - Шереметевский дворец, называемый также Фонтанным домом. Он был построен в середине XVIII в. русскими архитекторами Чевакинским и Аргуновым для сына петровского фельдмаршала Бориса Шереметева (того самого «Шереметева благородного», о котором писал Пушкин в «Полтаве») графа Петра Борисовича. Шереметевы были одним из самых знатных и прославленных дворянских родов России. Их Фонтанный дом представлял собой обширную усадьбу с садом, парадным двором, различными хозяйственными постройками, расположенными между Фонтанкой и Литейным проспектом.

У графов Шереметевых был свой оркестр и известный музыкальный театр, где исполнителями были талантливые люди из числа их же собственных крепостных крестьян. С этим дворцом связана известная романтическая история. Крепостная актриса Шереметевых Прасковья Ковалева (ее сценический псевдоним был Жемчугова), имевшая потрясающий талант и хорошее образование, настолько очаровала сына Петра Шереметева графа Николая Петровича (между прочим, одного из самых богатых и блестящих женихов столицы), что он, к огромному неудовольствию своих родственников, женился на ней. Брак «богатейшего в мире вельможи с рабынею» потряс современников.

К сожалению, они недолго прожили вместе. Молодая супруга умерла от туберкулеза вскоре после рождения сына. Убитый горем граф Николай Шереметев, после смерти жены всецело посвятивший себя благотворительности, пережил ее всего на шесть лет.

Что бормочешь ты, полночь наша?
Все равно умерла Параша,
Молодая хозяйка дворца.
Тянет ладаном из всех окон,
Срезан самый любимый локон,
И темнеет овал лица.
Не достроена галерея -
Эта свадебная затея... -

так писала Анна Ахматова, жизнь которой тоже была тесно связана с Фонтанным домом, о чем будет рассказано немного ниже.

Во дворце Шереметевых сейчас находится Музей музыки и проходят разнообразные концерты.

В 1989 г. в Фонтанном доме был открыт музей поэта Анны Ахматовой, прожившей в дворцовом флигеле, превращенном после революции в коммуналки, почти тридцать лет.

Напротив Шереметевского дворца, на той стороне Фонтанки, где вы сейчас находитесь, интересен дом 11. Обратите внимание на мемориальную доску на нем: «В этом доме с 1900 по 1906 год жил и работал выдающийся деятель русской культуры Сергей Павлович Дягилев». В доме этого «мецената европейского толка», как называл себя он сам, собирались художники, поэты, писатели. Дягилев посвятил себя пропаганде русского искусства на Западе, прорубив «культурное окно» в Европу. Особенно много он сделал для пропаганды русского балета, не случайно на мемориальной доске -силуэты балерин. В этом же доме находилась редакция журнала «Мир искусства», одним из вдохновителей которого был Дягилев.

На углу Итальянской улицы и набережной Фонтанки в 1795 г. предположительно по проекту архитектора Кваренги был построен красивый особняк, ставший собственностью Нарышкиных - вельмож старинного дворянского рода (наб. Фонтанки, 27). Нарышкины устроили в нем прекрасную картинную галерею, пристроили к нему корпус с Белоколонным залом, украсили дворец редкостями, привезенными из заграничных путешествий, устраивали здесь блестящие балы и концерты, где звучала роговая музыка и где собирался весь цвет петербургского общества.

Хозяин дома обер-егермейстер двора Дмитрий Нарышкин был женат на польке Марии Святополк-Четвертинской, славившейся потрясающей красотой. Один из современников, Филипп Вигель, писал о ней: «Разиня рот, стоял я перед ее ложей и преглупым образом дивился ее красоте, до того совершенной, что она казалась неестественною, невозможною... в Петербурге, тогда изобиловавшем красавицами, она была гораздо лучше всех». Прелесть Марии Антоновны заметил и оценил сам император Александр I, в результате чего она стала его фавориткой.

В середине XIX в. дом был значительно перестроен в связи со свадьбой наследницы владельцев дома Софьи Нарышкиной и Петра Шувалова. Начиная с этого момента дворец стали называть еще и Шуваловским. В 1941 г. в него попала немецкая бомба, разрушив Белоколонный зал. После войны дворец был восстановлен, и в нем открылся Дом дружбы и мира с народами зарубежных стран. Сейчас здание реставрируется под музейно-выставочный комплекс.

На этой же стороне в доме 25 в начале XIX в. жила семья Муравьевых. Братья Муравьевы Никита и Александр принимали активное участие в движении декабристов. В их доме устраивались бурные собрания, о которых Пушкин писал в «Евгении Онегине»:

Витийством резким знамениты,
Сбирались члены сей семьи
У беспокойного Никиты...

На другой стороне Фонтанки за Шереметевским дворцом находится построенное в начале XIX в. по проекту Кваренги на месте бывшего Итальянского сада желто-белое классицистическое здание Екатерининского института (учебного заведения для девочек из дворянских семей). Сейчас оно принадлежит Российской национальной библиотеке (наб. р. Фонтанки, 36).

Вот вы и дошли до уже знакомого вам Аничкового моста со знаменитыми конями Клодта. В этом месте Фонтанка пересекает Невский проспект. О зданиях, находящихся здесь, мы уже рассказывали. Тут и Литературный дом, и дворец Белосельских-Белозерских, и Аничков дворец. Переходите Невский и продолжайте свой путь вдоль Фонтанки.

На другой стороне реки рядом с дворцом Белосельских-Белозерских вы увидите два старинных здания, ныне принадлежащих библиотеке Маяковского Это бывшее подворье Троице-Сергиевой лавры (наб. р. Фонтанки, 44) своего рода монастырская гостиница для монахов стрельнинского Троице-Сергиевского монастыря, и отделенный от набережной оградой с парадными воротами особняк Карловой (наб. р. Фонтанки, 46).

История особняка примечательна. В 1895 г. его купил герцог Георгий Мекленбург-Стрелицкий, внук владельца Михайловского дворца великого князя Михаила Павловича. Герцог полюбил фрейлину своей матери Наталью Ванлярскую и, несмотря на сопротивление родных, женился на ней. Молодой супруге пожаловали титул графини Карловой (по названию имения Карловки, которым владела мать герцога Георгия). В этом браке родилось четверо детей, одна из дочерей вышла замуж за князя Голицына, потомки которого в 1994 г. открыли в особняке Карловой мемориальную библиотеку Голицына, куда вошли книги о России, изданные за рубежом на английском и русском языке.

Чуть дальше по той же стороне находится впечатляющий памятник архитектуры позднего модерна - шестиэтажный доходный дом, построенный в 1912 г. для домовладельца графа Михаила Толстого архитектором Федором Лидвалем (наб. р. Фонтанки, 54). До сих пор в Петербурге его называют Толстовский дом. Основу его сложной планировки составляют три двора различной конфигурации, образующие своеобразную «улицу» с хорошо организованным внутренним пространством. Это место полюбилось многим кинематографистам. Его можно видеть, например, в фильме «Вам и не снилось», или у Масленникова в «Шерлоке Холмсе», или в «Зимней вишне».

Проходные дворы дома ведут на улицу Рубинштейна, известную большим количеством ресторанов, баров и кафе, двумя театрами - Малым драматическим и детским музыкальным «Зазеркальем». В том доме, где находится театр «Зазеркалье», в 1980-х гг. размещался легендарный Ленинградский рок-клуб, а в доме 23 по Рубинштейна жил Сергей Довлатов.

Вернемся к набережной Фонтанки. Здания на ее правом берегу от Аничкова дворца до уже знакомых нам моста и площади Ломоносова сохранили характер типичной застройки первой половины XIX в.

Напротив площади Ломоносова - бывшее Главное казначейство, ныне его здание принадлежит Центральному банку России (наб. р. Фонтанки, 70-72). Чуть дальше на правом берегу - бело-зеленое здание Большого драматического театра (наб. Фонтанки, 65).

Пройдя еще немного вперед, вы окажетесь на углу набережной Фонтанки и Гороховой улицы. Здесь сверните вправо и по Гороховой выйдите на параллельную Фонтанке Садовую улицу. Места между Фонтанкой и каналом Грибоедова назывались в дореволюционном Петербурге Спасской частью.

Другие достопримечательности Санкт-Петербурга
Летний сад Летний сад — самый старый сад в городе, место для которого было выбрано самим Петром. Первое...

Смотрите также: Фото Винчестера, Достопримечательности Американских Виргинских островов, Города Гвинеи-Бисау, Восточный Тимор, Луисвилл, Шарлеруа, Казанский собор в Петербурге, Пещера Эмине-Баир-Хосар



Наверх