Петербургский метрополитен

Метро Санкт-Петербурга – один из главных видов общественного транспорта Северной столицы. С помощью разветвленной сети питерского метрополитена можно легко и быстро добраться почти в любую часть города. В наши дни общая длина линий скоростного подземного транспорта Санкт-Петербурга составляет 113,6 км. На пяти ветках расположено 67 станций. Для удобства передвижений здесь создано 7 крупных пересадочных узлов. К вокзалам и железнодорожным платформам примыкает 12 станций, а это значит, что до центра города легко могут добраться жители Ленинградской области.

Первая линия метро в Санкт-Петербурге приняла пассажиров в 1955 году. Она была построена на 20 лет позже подземного транспорта в Москве. До 1982 года питерский метрополитен имел статус самого северного метро планеты, потом пальму первенства получили подземные поезда Хельсинки. Однако, в России метро Санкт-Петербурга продолжает оставаться самым северным.

Питерский метрополитен состоит из 67 станций, между которыми курсируют 6-ти, 7-ми и 8-ми вагонные составы. Они двигаются под землей с максимальной скоростью 90 км/ч. На всех ветках метро обходится шестью-семью вагонами, а на самой загруженной, красной линии жителей города и туристов перевозят более длинные поезда, состоящие из восьми вагонов. По ежедневно перевозимому объему пассажиров метро Санкт-Петербурга занимает 19 место в мире.

Метрополитен в Северной столице был первым на планете, где появились необычные станции, названные «горизонтальными лифтами». На них автоматические двери в стенах открываются одновременно с дверьми вагонов. Сегодня в городе 10 таких станций. С определенного времени строительство «горизонтальных лифтов» было прекращено. Подобные станции признаны более опасными для пассажиров, да и машинистам оказалось непросто останавливать скоростные составы с предельно высокой точностью.

Метро Санкт-Петербурга не удовлетворяет транспортные потребности растущего города-гиганта, а значит должно постепенно развиваться. В ближайшее время планируется увеличивать длину желтой и фиолетовой веток. А вот продлевать в северном направлении красную и синюю ветки, а также строить Кольцевую линию в ближайшие годы не будут.

История питерского метро

Первые публичные обсуждения строительства подземного транспорта в столице Российской империи проходили еще в конце XIX столетия, однако все созданные дореволюционные проекты были отклонены Николаем II. К возведению тоннелей приступили в начале 1941 года. Первую ветку решено было пустить к концу 1942 года. Но Великая Отечественная война внесла существенные коррективы, и к возведению подземки вернулись лишь в 1946 году.

Проблем при строительстве метрополитена в Санкт-Петербурге хватало. Город построен на берегах реки и островах в дельте Невы. Под его улицами и зданиями проходит много водоносных слоев, и поэтому необходимо было строить систему станций и перегонов, расположенных достаточно глубоко под землей.

Участки метро, которые проходили через неустойчивые водосодержащие грунты, строители замораживали фреоном, охлажденным до температуры -12°С, а это неизбежно удлиняло сроки строительства и увеличивало финансовые затраты. В некоторых местах для возведения наземных павильонов приходилось сносить старые здания и храмы.

Первые составы на отрезке от «Автово» до «Площади Восстания» были пущены в 1955 году. По сей день первые восемь построенных станций считают самыми пышно декорированными во всем метро Санкт-Петербурга.

За последующие десятилетия примерно раз в год возводили по одной новой станции. Всего их построили 67. Почти все станции открывали перед Новым Годом, и они становились прекрасным предпраздничным подарком для жителей города.

Время от времени у метростроителей возникали проблемы. Так, станцию «Пушкинская» хотели открыть среди первых – еще в 1955 году. Но случилось непредвиденное: перед самым пуском произошло обрушение наклонного хода и эскалатора. Пришлось проводить большие ремонтные работы, и станция заработала годом позже.

Одну из станций на красной ветке метро Санкт-Петербурга – «Дачную», наоборот, навсегда закрыли. Раньше это была наземная станция, расположенная сразу за «Автово». Когда ветку продлевали, «Дачную» переделали под здание. Сейчас в нем расположен межрайонный регистрационно-экзаменационный отдел ГИБДД.

Водоносные питерские грунты дали о себе знать большим размывом одного из тоннелей. Это произошло в конце зимы 1995 года в подземном перегоне, расположенном между станциями «Площадь мужества» и «Лесная». Незамерзший плывун затопил тоннель, и в нем едва не пострадали рабочие. Повреждения были столь сильными, что движение составов пришлось перекрывать. Чтобы предотвратить дальнейшее затопление, возле станции «Лесная» возвели специальную перегородку. Ремонтно-восстановительные работы продолжались долго и были завершены только к лету 2004 года. После этого поезда на Выборгской линии стали возить пассажиров в обычном порядке.

Пятая ветка метро Санкт-Петербурга была построена в 2008 году. Дольше всего метростроевцы возводили станцию «Адмиралтейская». Работы на ней были начаты в 1997 году, а закончены только к 2011 году. Такой долгострой был вызван и инженерными трудностями, и проблемами с финансированием.

Рекорды метро Санкт-Петербурга

  • Метрополитен Северной столицы считается самым глубоким в мире. Более полусотни станций в нем заложены на глубине свыше 30 метров. Это произошло из-за обилия водоносных грунтов, на которых стоит город. На островах в дельте Невы построено 24 станции.
  • Метро Санкт-Петербурга имеет статус самого западного и одновременно самого северного в стране. В России самой западной считается станция «Приморская», а самой северной – «Парнас».
  • Самая глубокая в стране станция «Адмиралтейская» расположена на уровне 102 метров ниже поверхности земли.
  • «Проспект ветеранов» считается станцией, наиболее загруженной по объему ежедневного пассажиропотока. По этому показателю она даже опережает московское метро.
  • Наименее загруженная станция – «Политехническая» – расположена рядом с Политехническим университетом.
  • Наибольшую длину эскалатора имеет станция «Площадь Ленина». Его 729 ступеней растянулись на целых 100 метров.

Что интересного можно увидеть в питерском метро

  • На станции «Площадь Александра Невского» расположен необычный барельеф с изображением пяти всадников, восседающих на четырех конях.
  • Станция «Автово» имеет 46 колонн. Только 16 из них облицованы граненым стеклом, а остальные отделаны камнем. Перед пуском станции была сильная спешка, подрядчики никак не успевали к сроку, и поэтому только 16 колонн декорировали по изначальному проекту. Остальные временно закрыли камнем. Однако, как оказалось, нет ничего более постоянного, чем временное. Любопытно также то, что эта станция стала первой в метро Санкт-Петербурга, которую построили совсем без эскалаторов. Видимо, строительство пришлось на период, когда экономили на всем.
  • В наземном вестибюле станции «Нарвская» установлена необычная скульптурная композиция. Люди в ней смотрят в одном направлении. А то место, куда направлены их взгляды, пустует, то есть главный персонаж памятника отсутствует. Предполагают, что первоначально на этом месте должны были установить фигуру Сталина. Панно с его изображением сохранилось на станции, но пассажиры не могут его увидеть. С 1961 года панно закрывает декоративная стена, за которой расположены служебные помещения.
  • Памятники поэту А.С. Пушкину установлены сразу на двух станциях метро Санкт-Петербурга – «Пушкинской» и «Черной речке».
Другие достопримечательности Санкт-Петербурга
Мраморный дворец Мраморный дворец, возведенный итальянским архитектором Антонио Ринальди, был подарком Екатерины II...

Смотрите также: Фото Таджикистана, Города Афганистана, Вьетнам, Ахмадабад, Сургут, Бухта Халонг, Парадайз парк на Самуи



Наверх