Транспорт Санкт-Петербурга

Метро

Это самый быстрый и удобный вид общественного транспорта и, соответственно, самый популярный среди горожан - его используют в день около 2,3 млн пассажиров. Метро - самый надежный транспорт Санкт-Петербурга, оно не зависит от пробок на поверхности, в нем крайне редки аварии.

Первые станции метро появились в городе в 1955 г. Сейчас в петербургском метро 5 линий (красная - Кировско-Выборгская, синяя - Московско-Петроградская, зеленая - Невско-Василеостровская, желтая -Правобережная и совсем новая «Фиолетовая») общей длиной 112 км, 65 станций, 7 пересадочных узлов. Расстояние между конечными станциями самой длинной (синей) ветки поезд преодолевает за 45 минут.

Внутреннее убранство многих станций, построенных в советский период, впечатляет. Украшенные мрамором, гранитом, колоннами, скульптурами, барельефами, витражами, мозаиками, они иногда напоминают пышные дворцовые залы. Особенно красивы залы Кировско-Выборгской линии. Каждая станция имеет свой особый стиль, обычно соответствующий названию, многие из них связаны с историей СССР. Например, интерьеры станции «Технологический институт» напоминают об истории советской науки, «Электросилы» - о плане электрификации, «Кировского завода» - об индустриализации. Современные станции более практичны, на них меньше украшений. В питерском метро есть несколько станций, где в целях безопасности пути отделены от платформы автоматическими раздвижными дверями. В метро обычно очень чисто.

Гостей города особенно впечатляет глубина петербургского метро. Оно по праву считается самым глубоким в мире. Время спуска или подъема на эскалаторе обычно занимает от 3 до 5 минут. Поскольку город стоит на болотах, тоннели пришлось рыть в толще кембрийских глин на глубине до 110 м, кроме того, линии метрополитена несколько раз пересекают Неву, как бы подныривая под нее.

Насколько проблематично строить метро в Петербурге, стало особенно ясно в 1995 г., когда под воздействием плавуна (скопления подземных вод) на месте древнего русла Невы затопило тоннели между станциями «Лесная» и «Площадь Мужества». Аварийный участок пришлось закрыть, и целых девять лет жители густонаселенного района, отправляясь в центр, были вынуждены подниматься на поверхность на «Площади Мужества», ехать до следующей станции на автобусе и затем снова спускаться в метро. Сейчас проблема решена, и движение по этой линии восстановлено в полном объеме.

Самой глубокой станцией петербургского метро и одновременно самой глубокой в России и одной из самых глубоких в мире стала открывшаяся в конце 2011 г. «Адмиралтейская» - длина ее эскалаторного тоннеля превышает 120 м.

Найти метро в Петербурге достаточно легко, так как почти всегда это отдельно построенное здание-павильон со светящейся буквой «М» на фасаде. Однако иногда вестибюли метро прячутся внутри домов или находятся в подземных переходах. Ориентир - все та же синяя буква «М».

Чтобы войти внутрь метро, надо купить в кассе специальный одноразовый металлический жетон. Бросаете его в турникет, загорается зеленый свет - и можете проходить. Касс обычно несколько, они находятся при входе, около них обычно хоть небольшая, но очередь. Если у вас с собой крупногабаритный багаж, за него надо платить отдельно. Можно сэкономить, купив магнитный проездной билет (в Петербурге их называют «карточками») на 10-50 поездок или на фиксированный срок, тогда в расчете на одну поездку выйдет дешевле. Такие магнитные карты просто прикладываются любой стороной параллельно считывателю в зоне светлого круга на турникете, при этом загорается зеленая стрелка, и можно проходить.

Кроме того, если вы планируете остаться в городе надолго, можно купить единую карточку, действительную для проезда в метро, трамвае, автобусе и троллейбусе в течение месяца. В такую карту включены 70 поездок на метро. Ученическая и студенческая карточка (по предъявлении соответствующих документов) стоит дешевле.

Ориентироваться в метро несложно: на каждой станции есть множество указателей и схема линий, такие же схемы висят в каждом вагоне у дверей, в поезде по громкой связи объявляют названия станций. Метро работает примерно с 05.30 до 00.45 (у каждой станции свой график). Интервал движения поездов составляет от 2 до 4 минут, в зависимости от времени дня. Время проезда между двумя соседними станциями в среднем 2-3 минуты.

Следует иметь в виду, что в часы пик (08.00-10.00, 17.00-19.00) метро переполнено. Иногда случается серьезная давка при входе на станцию и в вагонах. На некоторых станциях может быть ограничен вход и выход пассажиров. Старайтесь избегать поездок на метро в это время или оставляйте запас времени в расчете на подобные проблемы. Если вы не выходите на следующей станции, не стойте у дверей вагона и не оставляйте рядом с ними ваш багаж.

Спускаясь по эскалатору, держитесь правой стороны, так как слева бегут спешащие пассажиры. Однако, как уже отмечалось, при подъеме вверх это правило в Петербурге не действует - люди встают как справа, так и слева, так что подняться бегом здесь будет затруднительно.

Фотосъемка с применением вспышки, кино- и видеосъемка в метро официально запрещены, могут оштрафовать, однако снимать на фотоаппарат без вспышки вы можете.

Телефоны справочной службы петербургского метрополитена 301-97-00,314-50-32
Подробная информация на сайте www.metro.spb.ru

Наземный общественный транспорт

Автобусы, троллейбусы, трамваи работают с 5.45 до 0.00. Проезд оплачивается билетами, которые продаются непосредственно в салоне. Обычно кондуктор сам подходит к новым пассажирам. Иногда деньги за проезд принимает водитель. Плата не зависит от количества остановок. Существуют месячные проездные билеты для определенного вида транспорта и единая карточка для всех видов, включая метро. За безбилетный проезд полагается штраф, однако контролеры встречаются не слишком часто, их функцию с успехом исполняют сами кондукторы.

В городском транспорте традиционно принято уступать места престарелым, инвалидам, беременным женщинам и пассажирам с маленькими детьми, хотя, конечно, это дело добровольное. Тем не менее общественное мнение всегда на стороне этих слоев населения.

Маршрут обычно расписан на борту машины - на табличке с номером.

Маршруты петербургского общественного транспорта можно узнать на сайте www.pitertransport.com, а выбрать оптимальный маршрут поможет удобный и практичный интерфейс сайта spb.rusavtobus.ru. Введите точку отправления и конечный пункт, и вам будут предложены несколько различных вариантов следования.

Трамвай

Самым старым видом массового пассажирского транспорта в городе является трамвай. Его история началась в 1860-х гг. с конки - конно-железной дороги. Первую линию электрического трамвая проложили в 1907 г. Постепенно трамваи получили широкое распространение и сделались основным видом пассажирского транспорта, связав окраины с центром. Трамвай - единственный вид городского общественного транспорта, который работал в блокадном Ленинграде.

Трамвайные линии Петербурга занесены в Книгу рекордов Гиннесса как самые длинные в мире. Даже сейчас, когда часть рельсов сняли, Петербург сохраняет титул трамвайной столицы мира: около 600 км путей. Сейчас в городе работают около 40 трамвайных маршрутов. Знаки трамвайных остановок висят на тросах над дорогой.

Петербуржцы привыкли к трамваю, относятся к нему как к чему-то извечному и надежному и очень волнуются, когда городские власти принимают решение убрать с какой-либо улицы трамвайные рельсы. Тем не менее это, к сожалению, неизбежный процесс -увеличение количества машин ведет к большим пробкам на дорогах, автомобили заезжают на трамвайные рельсы, блокируя трамвайное движение, поэтому в последнее время трамвай стал очень медленным видом транспорта. Часто можно видеть полупустые трамваи - люди предпочитают переполненные, но более маневренные маршрутки. Эту проблему решают по-разному: где-то попросту снимают трамвайные рельсы, освобождая дорогу автомобилям, а где-то, как, например, на Литовском проспекте, выделяют для трамваев и автобусов отдельную огороженную полосу.

Троллейбусы

Ленинград был третьим городом страны (после Москвы и Киева), в котором было организовано троллейбусное движение. Первые троллейбусы были пущены в 1936 г. Сейчас в городе действует более 40 троллейбусных маршрутов.

Автобус

Движение первых автобусов было организовано в Петербурге в 1907 г. Сейчас автобусная сеть города и пригородов включает более 400 маршрутов. К сожалению, в настоящее время многие из них перегружены. Интервалы движения могут превышать 20-30 минут.

Коммерческие автобусы и маршрутное такси

Большой популярностью в Петербурге пользуются коммерческие автобусы и маршрутные такси (маршрутки). Особенно много их в густонаселенных и новых районах города. Стоимость проезда в них различается и превышает обычную примерно в 1, 5 раза. Карточки в них не действуют, оплата производится непосредственно водителю при выходе или при входе. Большие коммерческие автобусы впускают и выпускают пассажиров на остановках общественного транспорта, микроавтобусы останавливаются по требованию практически в любом месте маршрута. Маршрутку ловят, как такси, поднимая руку. Часто они забиты до отказа. Будьте осторожны при входе и выходе из маршрутки, не попадите под колеса проезжающих мимо машин. Сами маршрутки также часто попадают в аварии. Иные лихие водители маршруток, объезжая пробки, выезжают даже на тротуар или встречную полосу. Так что скорость передвижения в маршрутках зачастую сопряжена с некоторым риском.

Информация о маршрутах на сайте www.spbmar.info

Такси

Первые такси появились в северной столице России в начале XX в., а к 1911 г. их было уже более 400. Сейчас в городе несколько таксомоторных предприятий и множество частных предпринимателей, получивших лицензию на этот вид деятельности. Теоретически такси должно быть обозначено «шашечками» на крыше и на боках и буквой «Т» на дверце. Однако в настоящее время существует множество такси, внешний вид которых может отличаться от этого стандарта.

Проще всего вызвать такси по телефону (таксопарки города предлагают круглосуточный вызов). В таких случаях стоимость поездки обычно рассчитывается диспетчером на компьютере и сразу же сообщается вам. Минимальная стоимость заказа - в районе 300 р.

Вызов такси:

  • Городская служба такси — 972-33-33, 633-33-33, 333-43-33, 972-13-33
  • «Евротакси» — 740-13-13
  • «Новое желтое такси» — 600-88-88
  • «Петербургское такси» — 068
  • Такси «Семь миллионов» — 700-00-00
  • «Народная служба такси» — 322-00-00
  • Такси «Шесть миллионов» — 600-00-00

Если брать такси непосредственно на улице, то стоимость поездки будет зависеть от времени суток, места посадки, цели поездки и даже внешнего вида пассажира и его умения торговаться. Ночная поездка стоит дороже дневной примерно в полтора раза. Дороже всего вам обойдется поездка на такси от аэропортов, вокзалов, отелей и из района Невского проспекта. У больших гостиниц имеются свои собственные такси, обычно они безопасны и комфортабельны, но существенно дороже обычных городских.

Поймать такси на улице поднятой рукой в последнее время все сложней. Конечно, вы быстро поймаете машину, только, скорее всего, это будет не официальное такси, а частник, желающий подзаработать. Многие жители города так и поступают, тем более что поездка в этом случае обойдется дешевле. С таким водителем можно поторговаться и в большинстве случаев договориться на приемлемую для вас цену. При небольших расстояниях водители могут согласиться и на 100-200 р., из одного конца города в другой запрос водителя может достигнуть 500 р. и выше.

Садясь в частную машину, помните о правилах предосторожности: не садитесь в машину, если там есть другие пассажиры, если техническое состояние автомобиля или внешний вид водителя внушает вам опасения. Женщинам, путешествующим в одиночку, следует проявлять особую осмотрительность. Если что-то кажется вам подозрительным, лучше сразу отказывайтесь от поездки.

Если вам нужно много ездить по городу, надежнее и удобнее всего нанять машину с водителем с почасовой оплатой. Средний тариф - около 500-700 р. в час в зависимости от марки машины. Аренда автомобилей с водителем предлагается во многих гостиницах, в турагентствах и специализированных фирмах.

Аренда автомобиля

Тот же, кто уверен, что сможет справиться с вождением по городу сам, может арендовать машину без водителя. При этом следует иметь в виду, что дорожное движение в городе достаточно хаотичное, далеко не все водители старательно выполняют правила дорожного движения, в городе часто возникают серьезные пробки. Дорожное полотно во многих местах тоже оставляет желать лучшего.

Могут возникнуть и проблемы с парковкой. Собственные парковки есть в основном у крупных и дорогих отелей, в гостиницах попроще вам предложат оставить машину на улице у входа, где найти свободное место будет довольно сложно, да и к тому же это небезопасно. Можно попробовать поискать охраняемую платную стоянку. Крытые паркинги в основном расположены на окраинах. При парковке на улице обращайте внимание на знаки - в городе работают эвакуаторы, неправильно припаркованный автомобиль потом придется долго вызволять со штрафстоянки, да и денег придется заплатить немало.

Если все эти проблемы вас не пугают и вам важна свобода передвижения в городе, звоните по телефонам, данным внизу, выясняйте стоимость и условия аренды в разных фирмах и выбирайте то, что вам больше подходит. В Петербурге арендовать машину можно как в отделениях известных западных фирм, таких как Hertz, где цены на аренду иномарок сравнимы с общемировыми, так и в местных фирмах с умеренными тарифами и автомобилями попроще. Цены обычно начинаются от 900-1400 р. в сутки и зависят от срока, на который берется машина, и ее марки. Для оформления аренды у вас должны быть с собой действующие права и паспорт.

Разводка мостов

Не стоит забывать, что в Петербурге в период навигации (примерно с 5 мая по 20 ноября) производится ночная разводка мостов. Делается это для того, чтобы большие корабли, идущие из Финского залива в Ладожское озеро, смогли бы беспрепятственно пройти по реке. Свои перемещения по городу в это время необходимо планировать заранее.

График разводки мостов может меняться. Уточнить информацию на конкретный период можно по телефону 063 или 009.

Если вы опоздали на мосты, либо ждите где-нибудь в баре трех часов ночи, когда ненадолго сводятся Благовещенский и Тучков мосты, либо берите такси и отправляйтесь в путь через недавно появившийся неразводной вантовый мост (Большой Обуховский). Имейте в виду, что он находится на краю города, ехать туда далеко и дорого, так что, может быть, проще будет дождаться промежуточного сведения мостов.

Разводка мостов - очень живописное зрелище, всегда собирающее множество наблюдающих. Люди смотрят на него и с набережных, и с теплоходов и катеров, которых всегда много на реке в это время. Так что можно воспользоваться случаем и совершить незабываемую прогулку на кораблике под разведенными мостами. Иногда, договорившись с капитаном, на катере можно и попросту переправиться на другой берег. Это удовольствие обойдется недешево, и к тому же не стоит забывать, что, ступив на борт такого плавсредства, вы рискуете, так как подобные рейсы, по существу, являются пиратскими и никто не может застраховать вас от разного рода форс-мажорных ситуаций.

Актуальный график разводки мостов публикуется на сайте razvodka-mostov.ru.

 

Смотрите также: Фото Сент-Люсии, Города Беларуси, Маврикий, Закопане, Агджабеди, Гора Эверест, Андаманское море



Наверх