Софийский собор в Новгороде

Собор Святой Софии или, как чаще его называют – Софийский собор, около тысячи лет является главным православным храмом Великого Новгорода. Он расположен на левом берегу реки Волхов на территории Новгородского кремля, в самой древней его части – там, где находился Владычный двор.

Софийский собор в Новгороде, выдающийся памятник древнерусского зодчества и самый старый из дошедших до нас православных храмов на территории России, был возведен новгородским князем Владимиром Ярославовичем по велению его отца киевского князя Ярослава Мудрого. На строительство храма ушло пять лет: работы велись с 1045-го по 1050-й годы.

Его освятил епископ Лука (Лука Жидята), русский священник, которого князь Ярослав Мудрый, несмотря на возражения константинопольского духовенства, избрал преемником новгородского епископа грека Иоакима.

Лука, ставший первым епископом русского происхождения, почитается Русской православной церковью в лике святых. Он известен также тем, что является автором первого собственно русского произведения духовной литературы «Поучение к братии», представляющего значительный историко-культурный интерес.

На протяжении столетий Софийский собор был духовным центром Новгородской республики – русского средневекового государства, существовавшего с 1136 по 1478 гг.

В 1478 г. Новгородская республика вошла в состав Московского государства. При правящем в то время Московском князе Иване III Софийский собор утвердился как один из главных храмов объединенной державы. С тех пор все русские цари считали своим долгом поклониться святыням храма, оставить здесь память о себе и своих деяниях.

Сохранившиеся иконы, драгоценная утварь, шитые покровы, плащаницы, рукописные и старопечатные книги доносят до наших дней имена знаменитых жертвователей – царей и бояр, священнослужителей и светских меценатов. Пожертвованиями и вкладами в Софийский собор сопровождались и все великие баталии русского воинства.

Но драгоценные реликвии на протяжении веков нередко и уничтожались. Ущерб аутентичности храма был нанесен в период петровских времен, когда древнее художественное наследие энергично вытеснялось светской культурой, и в XIX в. во время синодальных обновлений.

Более всего древний храм пострадал в ХХ в. В 1922 г., во время проводимой советской властью кампании по изъятию культовых ценностей, церковное имущество по большей части было реквизировано, а в 1929 г. власти и вовсе закрыли собор для богослужений. В его помещении разместился антирелигиозный музей, где были представлены сокровища, которые таила ризница собора – это должно было обличать церковь, демонстрируя ее «неправедные» богатства.

Следует сказать, что Софийский собор был не только культовым сооружением. В его огромных подземельях хранилась городская казна и многочисленные сокровища не только религиозного происхождения. Собственно, решение создать музей, принятое благодаря усилиям Общества любителей древности, члены которого входили в состав комиссии по изъятию ценностей, позволило сохранить и оставить в соборе исторические реликвии.

В годы Великой Отечественной войны храм разграбили оккупанты, сооружение было повреждено обстрелами и бомбежками. После войны здание было восстановлено и включено в состав Новгородского музея-заповедника.

В 1991 г. Софийский собор был передан Российской православной церкви. Патриарх Всея Руси Алексий II освятил храм 16 августа того же года. Сегодня он имеет статус кафедрального собора Новгородской метрополии.

Видео: Софийский собор и звонница

Архитектура

Первый камень в фундамент Новгородского Софийского собора был заложен 21 мая 1045 г., в День св. Константина и св. Елены. Согласно преданиям, в этот день сгорела («вознеслась») деревянная «о тринадцати главах» церковь Софии – первый храм Премудрости Божией на славянских землях. Другие источники утверждают, что церковь сгорела в год завершения постройки нового храма, но точных подтверждений обеим версиям нет.

К этому времени в Киеве уже возвышался Софийский собор, возведенный в византийском стиле. Может показаться, что Новгородский храм во многом повторяет киевский образец. Это отчасти верно: ведь в первой половине XI в. традиции возведения сооружений из камня еще не сложились. Вероятно, князь Владимир Ярославич пригласил мастеров-каменотесов из Киева или даже из самого Константинополя.

Строительные материалы и техника смешанной кладки из камня и плинфы практически аналогичны киевским сооружениям. Кладка скреплена цемянкой – розовым известковым раствором, замешанном с толченым кирпичом.

Оба храма пятинефные, с галереями и лестничными башнями, обширными хорами.

Но традиционная крестово-купольная система в новгородском храме была дополнена приделами, основой которых послужили три уже существовавшие небольшие часовни. Зодчие объединили их в единый храмовый комплекс, связав дополнительными галереями.

Эти архитектурные объемы стали отличительной чертой облика Софии Новгородской. Они определили высоту сводов храмового ядра, способ перекрытия кровли. Необходимость увязки уровней всех построек, объединяемых в одно здание, обусловила надстройку стен, возведение опорных арок (акбутанов). Вынужденное увеличение высоты хоров, подкупольных пространств и других объемов собора были неканоничными для византийской и киевской церковной архитектуры. Эти вытянутые в высоту пропорции в дальнейшем стали отличительной чертой собственно новгородского храмового зодчества.

Внутренние стены собора заполнены голосниками – специально изготовленными сосудами из керамики. Их расположение тщательно продумано. Отверстия большинства голосников направлены во внешнее пространство, но некоторые сосуды обращены горловинами вовнутрь. Благодаря такому чередованию в большом объеме храма обеспечена прекрасная акустика, при этом исключается эхо.

Голосники имеют еще одно предназначение. Сферическая форма придает сосудам особую прочность, а поскольку они пустотелые, вес купола значительно уменьшается. Соответственно, снижается нагрузка массивной конструкции на опорный барабан, несущие арки и кирпичные своды.

Храм имеет пять куполов, шестой венчает лестничную башню, которая находится в западной галерее к югу от входа. Они выполнены в форме, напоминающей древнерусские шлемы. С креста среднего купола, впервые позолоченного еще в XV в., вот уже почти тысячелетие на город взирает свинцовый голубь. По преданию, присев отдохнуть на возвышающийся крест, птица увидела мучения новгородцев, на которые их обрек Иван Грозный, прислав сюда своих опричников. Голубь окаменел от ужаса. Согласно легенде, Новгород будет существовать до тех пор, пока его крылатый символ не улетит.

Звонница собора была возведена в XVII в. На нее можно подняться и обозреть с высоты живописные окрестности. Здесь периодически проходят выставки колоколов.

Росписи Софийского собора

Вероятно, собор начали расписывать сразу после завершения строительства. Но от оригинальной росписи остались лишь фрагменты фресок центрального купола, где изображены фигуры пророков и архангелов. Образ Христа Пантократора, который располагался в центре росписи, был уничтожен в результате прямого попадания в храм снаряда во время Великой Отечественной войны.

Помимо этого, в Мартирьевской паперти под более поздними росписями реставраторам удалось обнаружить древнее настенное изображение равноапостольных Константина и Елены. Существует мнение, что эта фреска должна было стать основой для мозаики, так как выполнена начерно изрядно разбавленными красками.

Представленная ныне роспись Софийского собора в основном относится к концу XIX в.

Реликвии

Храм знаменит своими иконостасами. Главный украшают иконы XV- XVI веков, среди них – София, Премудрость Божия (XV в.). Она выделяется мистическим символизмом: на изображении преобладают алые тона – Премудрость в новгородском исполнении имеет красный цвет, означая жертву Христа.

На Рождественском иконостасе находится Тихвинская икона Богородицы (XVI в.). Она освящала заключение Столбовского мира, положившего конец русско-шведской войне 1614-1617 годов. Она оправлена в ризу, изготовленную по заказу царевны Софьи. На этом же иконостасе – образ «Спас на престоле» XIV в., а также образы XVI – XIX в. в.

Первостепенная святыня храма – икона Божией Матери «Знамение», особо почитаемая в православном мире. Богоматерь изображена на ней с раскинутыми в стороны руками, раскрытыми ладонями наружу, т. е. в традиционном жесте, обозначающем заступническую молитву. Этот иконописный тип изображения Божьей Матери называется Оранта.

Согласно легенде, икона спасла жителей Новгорода от осады суздальского князя Андрея Боголюбского в 1170 г.

Западный фасад Софийского собора украшают Магдебургские врата, которые также именуют Корсунскими, Плоцкими, Сигтунскими. Они выполнены из бронзы, в романском стиле и покрыты многочисленными горельефами и скульптурами, изображающими евангельские сцены.

Врата на протяжении многих столетий служили парадным входом в храм. Сегодня они открыты лишь по праздникам, в часы службы, которую проводит архиепископ Новгородский и Старорусский.

Согласно одной из версий, которая наиболее пришлась по душе жителям Новгорода, ворота были изготовлены в 1153 г. в Магдебурге, и являют собой трофей новгородцев, ходивших в военный поход на шведскую столицу Сигтуну в 1187 г.

О красоте ворот, искусно созданных западноевропейскими мастерами, слагали легенды. По одному из преданий, в XVII веке, когда Новгород оккупировали войска шведского короля, монарх велел доставить на родину утраченную пять столетий назад реликвию. К счастью шведам не удалось снять массивные врата с главного новгородского храма.

Главный крест церкви также стал легендой. 5 июля 1942 г. советские войска обстреляли немецкую комендатуру, располагавшуюся на территории Кремля. Пять из 80 выпущенных снарядов нанесли храму значительный ущерб. От взрывов значительно пострадал купол. Его золотую обшивку немцы пустили на сувениры, которые в виде тарелок, табакерок и прочих солдатских поделок отправляли на родину.

Повисший же на цепях крест вместе с голубем-хранителям достался союзникам немцев – испанцам: в городе базировался персонал инженерного корпуса их «Голубой дивизии». Храмовая реликвия была вывезена в Испанию в качестве трофея, и до начала нынешнего столетия находилась в Мадриде. Ее временным приютом стала часовня музея Военно-инженерной академии.

С начала 2000-х годов между Россией и Испанией шли переговоры по поводу возвращения креста на родину. По итогам беседы российского президента с королем Испании испанцы согласились вернуть реликвию. В Мадриде осталась ее точная копия.

16 ноября 2004 г. в стенах Храма Христа Спасителя, кафедральном соборе Русской православной церкви, глава министерства обороны Испанского государства торжественно передал крест Патриарху Московскому и Всея Руси Алексию II. Сегодня он находится во внутреннем помещении Софии Новгородской, а на его месте возвышается копия, изготовленная в 2006 и установленная через год. На вершине креста снова сидит легендарный голубь, охраняющий город.

Практическая информация

  • Адрес: территория Кремля, 11.
  • Как добраться на общественном транспорте: Автобусы № 17,17А,26,7,7А до Сенной площади.
  • Время работы: ежедневно с 8:00-20:00.
  • Вход свободный.
Другие достопримечательности Великого Новгорода
Памятник Тысячелетие России Памятник Тысячелетие России установлен в Великом Новгороде. Его открыли в 1862 году в память о...
Витославлицы Витославлицы — уникальная деревенька в четырех километрах к югу от Великого Новгорода, похожая на...

Смотрите также: Фото острова Корсика, Достопримечательности Абхазии, Города Норвегии, Никарагуа, Белу-Оризонти, Тимбукту, Море Бофорта, Бассейн Амазонки



Наверх