Музей народного деревянного зодчества "Витославлицы"

В четырех километрах к югу от Великого Новгорода расположилась уникальная деревенька, похожая на иллюстрацию к русским народным сказкам. В ней никто не живет, но здесь обычно шумно, людно и весело. В этом старинном уголке, у озера Мячино и рядом с летописной речкой Волхов, вот уже более полувека радушно встречает гостей музей «Витославлицы», на территории которого собраны уникальные памятники русского деревянного зодчества XIV-XIX веков, разысканные и свезенные сюда из всех уголков древней новгородской земли.

Своим названием музей обязан деревне с мелодичным и жизнеутверждающим названием «Витославлицы». Известно, что еще в XII в. она стояла между Новгородом и Юрьевым монастырем, первой православной обителью на Новгородской земле. Со временам это поселение окружили еще несколько небольших монастырей: Пантелеймонов, Благовещенский, Аркажский.

Время не пощадило ни саму деревеньку, ни большую часть монастырских построек, но сохранило тот великолепный природный ландшафт, который в древние времена воодушевлял новгородских мастеров на возведение в этой местности селений и культовых сооружений.

Искусство строить из дерева на русской земле уходит корнями в глубокую древность и имеет богатейшие традиции. Сам Великий Новгород являл собой творение рук народных плотников, чьи имена история не сохранила. В этом богатом лесами крае дерево было самым доступным материалом: в основном здесь строили из сосны и ели, реже использовали дуб и деревья лиственных пород. Из инструментов отдавали предпочтение топору и долоту. С давней поры новгородским мастерам была известна и пила (при археологических работах в слоях X-XIII вв. были обнаружены ножовки, лучковые пилы), но такие инструменты применялись в столярном деле.

Возводя деревянные сооружения, народные мастера не ограничивали себя в фантазии, выдумке, изобретательности, но время и природа всегда были безжалостными к постройкам из дерева. Сегодня лишь благодаря исследованиям историков, археологов и этнографов можно составить представление о былом великолепии деревянного Новгорода и его окрестностей.

Работа, проводимая специалистами в Новгородской области на протяжении более полувека, привела к тому, что на этой территории были обнаружены интереснейшие деревянные памятники истории – церкви, часовни, терема, хозяйственные постройки. В основном они располагались в отдаленных деревнях и селах, что не оставляло им шансов уцелеть.

Для того, чтобы спасти шедевры деревянного зодчества и дать людям возможность полюбоваться ими, в 1964 году министерством культуры РСФСР было принято решение создать вблизи Новгорода, в местности, где когда-то стояла деревня Витославлицы, музейный комплекс под открытым небом. Деревянные сооружения аккуратно разобрали и бережно перевезли в созданный музей, который назвали по имени древнего селения.

Вдохновителем и одним из исполнителей этой идеи был талантливый архитектор-реставратор Леонид Красноречьев. Именно под его руководством проводились основные реставрационные работы в музее. Сегодня в Витославлицах находится более 20 уникальных построек. Их время от времени ремонтируют, подновляют, и они всегда выглядят нарядно и привлекательно.

Видео: Витославлицы

В царстве старины

Памятники деревянного зодчества расположили в Витославлицах согласно устоявшимся русским традициям, памятуя о том, что гармоничное единение архитектурных построек с природным ландшафтом – одна из главных особенностей русского зодчества.

Наиболее скрупулезно всегда выбиралось место для культовых построек. Деревенские церкви возводили обычно на самом лучшем, видном, месте: высоком холме, живописном берегу реки или озера.

Церкви и часовни

Самым древним и наиболее значительным экспонатом музея является церковь Рождества Богородицы, доставленная из села Передки Боровичского района. Этот интереснейший памятник русского деревянного зодчества был перевезен в Витославлицы в 1967 году.

Благодаря надписи, сохранившейся на одном из колоколов храма, определили, что он был отлит в 1539 году, но историки полагают, что сам храм был возведен еще раньше, в 1531 году, и принадлежал Передскому монастырю. В период польско-литовской интервенции монастырь был разорен, а сама Рождественская церковь, вероятно, ощутимо пострадала. Работы по ее реставрации начались лишь в конце XVII столетия. В 1699 г. конструкции храма полностью перебрали, изменив в процессе восстановления оригинальные формы и добавив новые элементы.

О древности храма говорят и его архаичные формы, конструктивные особенности и детали. Эта постройка достаточно сложна по своему архитектурному замыслу: в ее основе заложена распространенная в XVI в. конструкция – восьмерик на крестообразной основе. Она располагается на высоком подклете («клеть» – четырехстенный сруб), что придает ей величественности. Свое начало клетские культовые сооружения ведут от обычной избы или амбара, и подобные постройки историки считают одним из древнейших.

С трех сторон храм окаймлен галереей, которую поддерживают мощные кронштейны, возвышающиеся над землей на высоту более четырех метров. При этом галерея не дублирует форму сруба, а придает ему округлость, что позволяет церкви выглядеть аккуратной и компактной, словно вписанной в круг.

Впечатляющая художественная экспрессия сооружения достигнута благодаря сочетанию разновеликих объемов основных конструкций, а также галереям и крылечкам. В старину на так называемых галереях-гульбищах собирались люди, ожидающие церковной службы.

Кровли церкви крыты двумя слоями теса, между которыми проложена берестяная кора – эту старинную гидроизоляцию делали для того, чтобы укрытие могло прослужить дольше.

Центральный шатер, купола и шейки главок покрывает осиновый лемех. Сырая осина чудесно поддается обработке. Когда же отколотые пластины податливой древесины подсыхают, они твердеют, но не трескаются, не коробятся. Такая свежеуложенная деревянная «чешуя» имеет золотистый цвет, который с течением времени трансформируется в благородный серебристый оттенок. Этот эффективный способ покрытия был популярен не только в деревянном, но и в каменном древнерусском зодчестве, однако, вместо осиновой, в кровлях белокаменных теремов использовали еще более долговечную дубовую «чешую».

Расположившаяся недалеко от величественного Рождественского храма церковь Успения из деревни Никулино выглядит миниатюрной и непритязательной. Это так называемая «клетская постройка», состоящая из трех разноуровневых прямоугольных срубов. Высота ее лишь 11 метров. При разборке церкви обнаружили фрагмент деревянного креста с надписью о ее строительстве и освящении, на котором зафиксирована дата – 1599 год.

А первенец музея – церковь Успения, построенная, как предполагается, в 1595 г. Ее перевезли в Витославлицы в 1964 г. и разместили среди заливных лугов на берегу острова Мячино. Ранее она располагалась в селе Курицко, на берегу озера Ильмень, что в 17 км от Новгорода. Почти четыреста лет ее высокий шатер служил ориентиром ильменским морякам. Храм впечатляет своей цельностью, простым и четким силуэтом.

Шатровые постройки возводились на Руси с древних времен, по крайней мере, с XIII в. В ту пору высота храма служила главным мерилом его красоты. Возводились такие знаковые сооружения по инициативе самих крестьян, ведь служили и культовыми, и общественными центрами. Для проведения строительных работ приглашали именитых плотников, которым деревенский сход представлял своего рода словесный чертеж с подробным объяснением, как должен выглядеть храм. О пропорциях же сооружения в одной из древних подрядных грамот говорится так: «… а рубить высотою, как мера и красота скажут». Именно это чувство меры, вкуса, а также мастерство сочетать разновеликие объемы придавали необыкновенную оригинальность постройкам народных умельцев – будь то величественный храм или заурядный зерновой амбар.

В середине XVIII в. часто строили так называемые ярусные церкви, в архитектуре которых была ярко представлена древнерусская зодческая традиция. К числу таких храмов принадлежит церковь Николы, привезенная из деревни Высокий Остров. Этот достаточно внушительный по размерам и форме храм, построенный в 1757 г., считается лучшей из сохранившихся ярусных церковных построек. Он рублен, как говаривали в старину, «кораблем»: все его составные части расположены строго симметрично по одной линии. Здесь можно полюбоваться иконостасом каркасной конструкции с образами XVIII-XIX веков.

Еще одна церковь во имя Николая Чудотворца привезена из деревни Мякишево Хвойнинского района. Дата ее постройки – 1642 год. В храме можно увидеть редко встречающуюся оконную композицию: сочетание «красного» окна с двумя окнами, расположенными ниже. В архитектурном аспекте церковь является одновременно ярусной и клетской постройкой.

Еще один храм, посвященный Св. Николаю, привезен из деревни Тухоли. Он расположился на небольшом возвышении в окаймлении вековых сосен и молодого ельника. Ландшафт этот рукотворный, и создан для того, чтобы Никольская церковь находилась в окружении, близкому к родному, тухольскому. Этой церкви мастера пытались придать некоторую монументальность, подвысив центральный объем, но в ее облике превалируют все же уютность и приветливость. Это неудивительно: все объемы храма, особенно трапезная и алтарь, хранят в себе черты крестьянских изб.

В 2012 г. для посещения открылась Троицкая церковь, привезенная в Витославлицы из глухих лесов Свято-Троицкой Реконской пустыни – местности, овеянной древними легендами и преданиями. Храм XVII в. обнаружили в 1969 г. в удручающе аварийном состоянии. С большими трудностями ее перевезли в музей и установили на обособленное место.

В Витославлицах также представлены и часовни, выполненные в традиционном древнерусском стиле. Одна из них привезена из деревни Кашира Маловишерского района. Ранее она возвышалась на берегу речки Каширы и считалась «полухрамом». В ней проводились венчания, а в дни престольных праздников – богослужения.

Документальные свидетельства о часовне отсутствуют, но натурные исследования и опросы крестьян-старожилов позволили определить приблизительное время постройки. Более точную дату – 1745 год – дал дендрохронологический анализ.

По рассказам местных жителей, часовня была перевезена в Каширу из какого-то другого селения, а во время Великой Отечественной войны в ней располагался клуб красноармейцев. Свой сегодняшний вид часовня приобрела в 1972 г., уже на территории музея.

Часовня Петра и Павла из деревни Гарь (также Маловишерский район) была построена во второй половине XVII в. Отличительная особенность сооружения – две маленькие узенькие галереи, которые устроены по его бокам (вероятно, они служили в качестве широких скамеек с навесами). Еще одна особенность часовни – отсутствие главки. Крест заделывался в охлупень (бревно с желобом, венчающее крышу).

Жилые и хозяйственные строения

Каждый посетитель «Витославлиц» имеет возможность заглянуть с дома с историческим прошлым. В заповедный музей перевезено пять жилых изб XIX в. Жилища возведены по единому принципу и были собственностью крестьян-середняков, которые, как правило, сами же и умели рубить избы, а также всяческие хозяйственные постройки.

Избы являют собой компактные, но достаточно высокие, как бы двухэтажные строения. Первый этаж, подклет, представляет собой хозяйственное помещение. Здесь хранилась снедь, заготовленная про запас, а порой располагалась мастерская хозяина. Верхний этаж, жилой, располагался на высоте, позволяющей сохранять в помещении тепло и предотвращать сырость.

Любопытная деталь части изб – галерея (прикролек). Эта пристройка одновременно являлась и украшением дома, и защитой нижних бревен от осадков. Верхнюю часть избы оберегает выступающая вперед живописная прочная крыша, что характерно для жилищ снежных северных районов России.

Каждая изба оформлена в традиционном интерьере, соответствующем определенному периоду жизни крестьянина. К примеру, убранство избы Царевой демонстрирует праздники Святки, Масленицу и Пасху, избы Екимовой – Троицу, Иванов день. В избе Утенкова, чудом в последний момент избежавшей распиловке на дрова, сегодня расположена экспозиция «Свадьба», в избе Шкипарева – подобрана экспозиция «Крестины».

Жилые помещения во всех избах небольшие, поэтому здесь с умом использовали каждый сантиметр площади. Мебель (полки, лавки, полати), как правило, встроена в сруб. Согласно традиции, в «красном углу», под домашним алтарем, расположен стол. Особая гордость хозяюшек – точеные, резные и расписные прялки – также находятся на видном месте.

Еще один жизненно важный атрибут избы – печь. Подле – «бабий кут», куда мужчинам приходилось заглядывать нечасто. Здесь представлена утварь для приготовления пищи – глиняная, деревянная, плетеная. От треснувшей посуды рачительные хозяева, кстати, не избавлялись, а чинили ее, оплетая для прочности берестяной корой. Этот обычай, согласно археологическим данным, пришел из глубины веков.

Все предметы быта, демонстрируемые в музее (соха, борона, конская упряжь, мебель, посуда) выполнены из природных материалов.

На пороге каждой избы гостей встречает улыбчивая говорливая хозяйка в традиционном новгородском убранстве, характерном для позапрошлого века. Она предлагает осмотреть двор, огород, сеновал, стойла для скота, объяснит предназначение каждого помещения. А на галерее у дома мастера предлагают посетителям приобрести сувениры из бересты и дерева и демонстрируют туристам, как работать с этими материалами.

С 2013 г. в музее открылась интерактивная выставка «Хозяйственный двор». Она находится недалеко от отреставрированного амбара, привезенного из Иверского монастыря. Центральная часть выставки – конюшня из деревни Сушилово Боровичского района. Здесь содержатся лошади и козы – животные, без которых не обходилось ни одно крестьянское хозяйство.

На краю деревни расположены амбары, кузница, мельница. Атмосфера, царящая в этом уголке, напоминает сказки о Василисе Прекрасной, Иване-царевиче и Змее Горыныче, так что посетители могут оказаться одновременно в царстве старины и в собственном детстве.

Праздники

В музее не только бережно хранят шедевры народного зодчества и корпят над традиционными интерьерами. Тут шумно и весело проводятся народные праздники. В морозные январские деньки здесь с размахом проходит праздник «Святки в Витославлицах», являющийся историческим воссозданием святочных обрядов. Гости музея с удовольствием принимают участие в колядовании, играх ряженых, «проводах невесты», и, конечно, святочных гаданиях.

Не забывают в музее о Масленице и Троице, а самое людное событие – праздник фольклора и ремесел – гремит в первый воскресный день июня и собирает тысячи жителей Великого Новгорода и гостей города. В это время зеленые поляны Витославлицы, галереи и крылечки построек вспыхивают яркими цветами костюмов артистов из народных коллективов, прибывающих сюда не только из сел и деревень Новгородчины, но и из-за рубежа. Съезжаются на праздник и мастера плетения из бересты, ткачи, гончары, резчики по дереву, лоскутники.

В летнюю пору музей организовывает и другие фольклорные праздники, во время которых здесь льются русские народные песни, вызывающе звучат озорные частушки, проплывают в хороводе девицы в длинных пестрых сарафанах и высоких кокошниках, отчаянно отплясывают «русскую» парни, наряженные в яркие косоворотки.

Начало праздников ознаменовывается торжественными перезвонами. Разные уголки музея становятся площадками для игр в бабки, лапту, рюхи, желающие могут заняться хождением на ходулях. В такие дни Витославлицы объединяют тех, для кого ценна традиционная культура.

Летом в музее на постоянной основе работают разнообразные выставки, среди которых и выставка новгородских мастериц, представляющих искусство старинной церковной вышивки.

Практическая информация

Музей работает ежедневно (10:00-20:00), входные билеты можно приобрести в кассе до 19:40. Избы можно посетить с 10:00 до 18:00.

Стоимость билетов:

  • для взрослых – 100 рублей;
  • для учащихся – 50 рублей;
  • для иностранных посетителей – 150 рублей;
  • для дошкольников и студентов ВУЗов – бесплатно.

Плата за любительскую фото и видеосъемку не взимается.

Посещение хозяйственного двора потребует дополнительной оплаты – 80 рублей. Здесь отличное место для отдыха с детьми: можно покормить животных и прокатиться на лошади.

На территории музея расположен рынок сувениров, где представлены оригинальные изделия мастеров, которые сами их изготавливают. Ваша покупка поощрит их талант. Особо хороши изделия из бересты.

Напротив музея расположен гостиничный комплекс и кафе.

Учтите, что на всей территории комплекса запрещено курить.

В настоящее время в «Святославлицах» проводится масштабная реконструкция, и многие объекты недоступны. Работы запланированы до 2019 г. Подробную информацию о них можно получить на сайте музея.

Как добраться

Добраться в музей можно на автобусах № 7 и № 7-А от вокзала Великого Новгорода.

Если вы путешествуете на автомобиле, поверните от Кремля, который находится в центре Новгорода, направо, на улицу Каберова-Власьевскую. Затем не пропустите четвертый поворот налево (на ул. Орловскую). Следующий поворот – направо – на Юрьевское шоссе. Далее езжайте по указателям на Юрьево. В начале поселка с правой стороны будет съезд на Перынский скит, а за селением вы увидите Свято-Юрьевский монастырь, основанный киевским князем Ярославом Мудрым в 1030 г. (его просто необходимо посетить, раз уж вы здесь). От стен монастыря дорога ведет налево. По правой ее стороне и находится территория музея «Витославлицы».

На территории музея есть просторная парковка.

Другие достопримечательности Великого Новгорода
Памятник Тысячелетие России Памятник Тысячелетие России установлен в Великом Новгороде. Его открыли в 1862 году в память о...
Витославлицы Витославлицы — уникальная деревенька в четырех километрах к югу от Великого Новгорода, похожая на...

Смотрите также: Фото Памятника Тысячелетие России, Города Румынии, Андорра, Аккра, Монтекатини-Терме, Затопленная колокольня, Монмартр



Наверх