Население, праздники и религия Шри-Ланки

К концу XX в. население Шри-Ланки составляло около 19 млн человек. Примерно миллион тамильских беженцев живет за ее пределами, преимущественно в Индии и Канаде. Самая крупная этническая группа в стране — сингалы-буддисты (74% населения), вторая по численности — тамилы (18%).

Ни одна из двух основных народностей Шри-Ланки не является коренной, но обе живут на острове очень давно. И тамилы, и сингалы прибыли сюда из Индии, и те и другие считают Шри-Ланку своей родиной. Давно накапливающаяся напряженность между ними дала о себе знать в 1980-е гг., когда тамилы попытались получить равные права, а сингалы захотели укрепить свое доминирующее положение.

Источники этой напряженности — в конфессиональных и этнических различиях. Сингалы считают своим прародителем легендарного принца Виджая, выходца из Северной Индии. Он покинул родину примерно в V в. до н.э., изгнанный отцом, правителем Синхабаху. Принц вместе со своими 700 подданными отплыл из Индии и через некоторое время высадился на берегу Шри-Ланки. Потомки этих людей постепенно заселили остров, основав здесь первые города. Согласно главной исторической хронике Шри-Ланки — «Махаванше», Виджая и его свита прибыли на остров как раз в тот день, когда в Индии умер Будда. Такая версия событий лишний раз подтверждает стремление сингалов провозгласить себя истинными хранителями буддийской веры. К тому моменту арии в Индии уже находились в упадке, и сингалы, одна из арийских народностей, двинулись на юг, чтобы покорить или хотя бы потеснить темнокожее неарийское население новых земель.

В отличие от сингалов, тамилы Шри-Ланки не представляют собой однородной этнической группы. Относясь к одному дравидийскому народу, они делятся на цейлонских тамилов (или тамилов Джафны) и индийских. Более многочисленные цейлонские тамилы считают себя потомками воинственных династий, которые, начиная с III в. до н. э., вторгались на Шри-Ланку и захватывали власть над отдельными районами острова.

Сегодня цейлонские тамилы живут преимущественно в окрестностях Джафны и на восточном побережье. Что касается индийских тамилов, то они — потомки тамилов, которых англичане в XIX в. переселили из Индии на Шри-Ланку для работы на чайных плантациях. Первоначально это были только мужчины, но с 80-х гг. XIX в. на остров стали приезжать и женщины, и даже целые семьи. Поток эмигрантов стремительно рос, и к 1920-м гг. на чайных плантациях работали уже полмиллиона тамилов. И сегодня большинство индийских тамилов живет в чаепроизводящих районах в центре острова, хотя большое их количество поселилось и в столице Шри-Ланки — Коломбо.

Примерно 3/4 тамилов — индуисты, остальные исповедуют христианство и ислам. Обе группы говорят на тамильском, дравидийском, языке, в котором много слов заимствовано из санскрита.

Тамильский язык практически ничем не напоминает сингальский; кроме того, ныне различают два его диалекта, они образовались из-за того, что индийские и цейлонские тамилы переселялись на остров в разные исторические периоды.

Тамильский язык имеет собственный алфавит, напоминающий алфавиты других дравидийских языков.

Третья по численности этническая группа Шри-Ланки — мавры (7%). Это потомки арабов и индийских торговцев, селившихся на острове с VII в. н. э. Большинство из них осели на Шри-Ланке благодаря коммерческому потенциалу острова. Даже сегодня мавры в основном занимаются торговлей, главным образом драгоценными камнями. Небольшая часть мавров имеет малайские корни.

Современные малайские мавры живут преимущественно на южном побережье, в районе города Хамбантота, они — потомки малайских мореплавателей и воинов, которых привозили сюда голландцы. Во времена британского правления полки малайских солдат размещались в районе Коломбо, называвшемся «островом рабов». Некоторые малайцы до сих пор сохранили язык предков, но таких становится все меньше. Малайские мавры говорят на сингальском языке, а те, что живут на севере и востоке страны, — на тамильском.

Этнический состав острова чрезвычайно разнообразен. Кроме сингалов, тамилов и мавров, здесь живут также бюргеры — потомки детей от браков коренных жителей Шри-Ланки с португальцами и голландцами.

В отличие от Индии, где потомков от браков индийцев с англичанами не признавали ни те, ни другие, бюргеры Шри-Ланки часто достигали высокого социального положения. И голландцы, и португальцы их весьма ценили. Португальские власти одно время даже активно стимулировали браки своих граждан с коренными жителями колоний.

После получения независимости большинство англоговорящих бюргеров утратило свое влияние. Многие из них эмигрировали, главным образом в США и Австралию. Сегодня бюргеры составляют менее 0,5% населения Шри-Ланки. Большинство из них христиане.

Коренными жителями Шри-Ланки являются ведды — они населяли этот остров задолго до появления на нем сингалов и тамилов. Многие антропологи считают веддов прямыми потомками людей каменного века. В некотором отношении они напоминают аборигенов Австралии и Андаманских островов.

По мере роста населения леса на острове стали вырубать, и веддам пришлось отказаться от традиционного образа жизни. Сегодня на Шри-Ланке осталось лишь несколько сот представителей этого древнего народа. В основном они занимаются натуральным хозяйством в джунглях провинции Ува.

Говоря о населении Шри-Ланки, нельзя не упомянуть о китайцах, пакистанцах и выходцах из Индии — парсах, синдхах, куи и бохра, исповедующих ислам.

Праздники и религия

Большинство населения Шри-Ланки буддисты, но на острове широко распространен и индуизм. Встречаются также мусульмане и христиане. Принимая во внимание огромное этническое разнообразие, отличающее население Шри-Ланки, не приходится удивляться тому, что в этой стране отмечается множество религиозных и светских праздников. Для одних установлена постоянная дата, а время проведения других вычисляется по лунному календарю, который меняется каждый год и состоит всего из 360 дней.

Вышесказанное означает, что, к примеру, мусульманские праздники каждый год смещаются на несколько дней, то есть даты их проведения не постоянны. Единственный способ определить эти даты — купить соответствующий календарь.

Мусульманские праздники зависят от времени наступления новолуния. Гораздо проще определить даты буддийских праздников, которые обычно отмечаются в дни полной Луны. Например, праздник Канди Перахера отмечается в полнолуние в июле — августе.

На эти месяцы приходится большинство важнейших праздников в Шри-Ланке, их отмечают представители самых крупных религиозных сообществ страны — буддисты и индуисты.

Январь

Дурутху Перахера. Отмечается в Коломбо. Праздник знаменует день, когда Будда прибыл на Шри-Ланку.

Февраль

Навам Перахера. Колоритный праздник с участием слонов. Гулянья проходят в течение двух дней на улицах Коломбо близ храма Гангарамая.

День независимости. Отмечается 4 февраля. В этот день устраиваются парады, представления, связанные с национальными достижениями и культурой. Повсюду танцуют и играют в национальные игры.

Март

Мавлид. Праздник в честь рождения Пророка Мухаммада. В 2010 г. отмечался в феврале.

Апрель

Сингальский и тамильский Новый год. Традиционный праздник, знаменующий переход Солнца из созвездия Рыб в созвездие Овна. По всему острову устраиваются гонки на слонах и разнообразные игры, в том числе с кокосами, и парные поединки на подушках.

Май

День труда. В этот день профсоюзы организуют шествия в честь международного праздника трудящихся. Праздник полнолуния Весак. Это праздник рождения, просветления и ухода Будды. Вы увидите огромные иллюминированные плавучие платформы — пандалы — и красочные представления. В этот день паломникам раздают еду и напитки.

Июнь

Праздник полнолуния Посон. Знаменует утверждение буддизма в Шри-Ланке (III в. до н. э.). Праздник отмечается в большинстве районов острова иллюминациями, представлениями, процессиями.

Июль / август

Канди Эсала Перахера. Главный и самый зрелищный буддийский праздник в Шри-Ланке, длящийся десять дней. Центр празднеств — город Канди. Здесь, как правило, проходит самое грандиозное шествие — с сотнями слонов, танцоров, барабанщиков и факелоносцев. Праздничные торжества в эти дни можно увидеть также в Катарагаме, Дондре, Белланвиле и Муннешвараме.

Вел. Главный ежегодный индуистский праздник, отмечаемый повсюду на острове. В этот день по городским улицам провозят от одного храма к другому богато украшенную колесницу бога войны Сканды. Катарагама. В городе Катарагаме ин-дуисты показывают чудеса умерщвления плоти.

Октябрь

Дипавали. Это праздник света, отмечаемый индуистами в честь богини Лакшми.

Рамадан. В 2009 г. начинался 21 августа, в 2010 г. — 11 августа.

Ид аль-Фитр. Праздник окончания Рамадана. В 2009 и 2010 гг. приходился на сентябрь.

Ноябрь

Ид аль-Адха. В 2009 и 2010 гг. этот мусульманский праздник приходился на ноябрь.

Декабрь

Праздник полнолуния Ундувап (День Сангамитты). В этот день на Шри-Ланку была доставлена ветвь от индийского дерева, под которым Будда достиг просветления. В дни праздника у священного дерева Бо в Анурадхапуре, первой столице Шри-Ланки, собирается особенно много верующих.

Рождество. Рождество на острове празднуют очень широко, и прежде всего, конечно, местные христиане.

Государственные праздники

В Шри-Ланке их огромное множество. В эти дни поезда и автобусы забиты людьми, а цены в отелях стремительно растут. Уточните, какие праздники придутся на время вашего пребывания, чтобы правильно спланировать свое время.

Несмотря на многолюдность и рост цен, ланкийские праздники — это впечатляющее зрелище, которое запомнится вам надолго. Самый красочный праздник в Азии — Канди Эсала Перахера.

Кроме праздников, о которых уже упоминалось, в стране отмечают множество других — индуистских, буддийских, мусульманских и христианских. Буддисты, например, празднуют каждое полнолуние; в эти дни спиртное продают только в нескольких туристических центрах. Большинство индуистских и мусульманских праздников отмечается по лунному календарю; чтобы выяснить их точную дату, откройте сайт www.srilankatourism.org.

Религия

Буддизм

Большинство жителей Шри-Ланки (74%, преимущественно сингалы) исповедуют буддизм, являясь приверженцами школы тхеравады, то есть «Пути старших».

Тхеравада главное внимание уделяет достижению нирваны, тогда как основой учения махаяны считается путь бодхисаттвы — отказ от перехода в нирвану ради того, чтобы помогать другим достичь просветления. Цель приверженца тхеравады — стать архатом, то есть «достигшим освобождения». Осуществить это можно, лишь пройдя Благородный восьмеричный путь и избавившись от «десяти оков» — ошибочных представлений о мире и жизни. Благородный восьмеричный путь символизирует буддийскую схему морального и духовного саморазвития, ведущего к просветлению. Вот его этапы:

  • правильное понимание;
  • правильное намерение;
  • правильная речь;
  • правильный поступок;
  • правильный образ жизни;
  • правильное усилие;
  • правильное направление мысли;
  • правильная сосредоточенность.

    Основой буддийского мышления являются четыре Благородные истины, которые Будда изложил в своем первом наставлении. Каждый, кто их постигнет, получит вожделенное освобождение. Вот эти четыре Благородные истины: Дуккха: все есть страдание; Самудая: причина страдания — в эгоистическом желании; Ниродха: избавление от желаний приносит избавление от страдания; Магга: единственный путь к прекращению страдания — это Благородный восьмеричный путь.

    Кроме того, все приверженцы буддизма обычно берут на себя обязательство хранить тройную благодать их веры, известную как «три драгоценности»: это Будда, дхамма (его священное учение) и сангха (буддийская община).

    Индуизм

    Индуизм в Шри-Ланке — вторая по распространению религия. Его исповедуют почти все тамилы.

    В индуизме признается существование множества божеств, среди которых главное — Брахма. Это довольно эклектичная религия, по крайней мере кажется таковой тем, кто ее не исповедует. В индуистском пантеоне присутствует и Будда, его считают инкарнацией великого бога Вишну. Подобно буддистам, индуисты тоже стремятся разбить кажущийся бесконечным цикл перерождений посредством достижения просветления, к которому ведут поклонение богам, медитация, аскетизм и бескорыстие.

    Наставничество в индуизме осуществляют жрецы и гуру. Самыми почитаемыми в Шри-Ланке индуистскими богами являются Сканда, бог войны, Вишну, охранитель Вселенной, Шива, творец-разрушитель, Ганпати, бог мудрости, Лакшми, дарительница богатства, и слоноголовый Ганеша, бог удачи и покровитель учения. Изображения индуистских богов можно встретить во многих буддийских храмах. Впрочем, и Будда очень часто появляется в индуистских храмах. Эти две религии весьма различаются, но в то же время тесно связаны между собой, связь эта формировалась в течение двух тысячелетий.

    Ислам

    Ислам в Шри-Ланке по числу приверженцев занимает третье место. Его исповедуют главным образом мавры и малайцы, составляющие примерно 7% населения. Почти все они сунниты (ортодоксы), последователи школы Шафи, сформировавшейся в районах близ побережья Индийского океана. Есть в Шри-Ланке и мусульмане-шииты, это преимущественно исмаилиты-бохра.

    Христианство

    С христианством жителей Шри-Ланки познакомили португальцы, поэтому здесь господствует римский католицизм. Наиболее распространена эта религия на западном побережье, особенно в районе Негомбо.

    Другие верования

    В Шри-Ланке есть также сикхи и парсы. Исконная религия веддов — анимистическая, но сегодня многие из них исповедуют буддизм.

     

    Смотрите также: Фото Судана, Достопримечательности Таджикистана, Города Македонии, Камбоджа, Дакка, Томск, Галерея Уффици, Остров Бекия



Наверх