Аюттхая

Город Аюттхая (Ayutthaya)

Краткая информация о Городе

Аюттхая (Фютия) — бывшая столица Сиама, - сегодня едва ли не самые впечатляющие руины на азиатском континенте - расположена в широкой плодородной долине Чаупхраи, в ее излучине. Чаупхрая и еще две реки задают естественные границы города. Они соединены каналом, так что город лежит на искусственно созданном острове.

Основные храмы можно обойти пешком, но, взяв в аренду велосипед, вы посмотрите намного больше. Самым большим храмом в Аюттхае был Ват Пхра Си Санпхет, он входил в дворцовый комплекс. Построен храм в XIV веке. Он имеет три ступы.

Некоторые храмы были сооружены в кхмерском стиле, многие, хотя и лежат в руинах, по-прежнему величественны. Здесь немало изображений Будды, включая и изображение в храме Ват Пха Меру из Шри-Ланки - говорят, этой статуе 1300 лет. К сожалению, многие фигуры были повреждены бирманскими захватчиками, к тому же, совсем недавно похитители сокровищ украли несколько голов статуй. Тем не менее для тайцев это священное место, здесь они облачают фигуры Будды в желтые одеяния, разбрасывают лепестки цветов и жгут благовония.

История города

Аюттхая была столицей королевства Сиам в 1350-1767 гг. Гости с Запада восторженно описывали ее как «прекраснейший из городов, которые когда-либо приходилось видеть». В XI в. кхмеры к северо-востоку от нынешнего вокзала по соседству с ватом Кхуди-Дау основали небольшой город - форпост своей империи. В XIII в. лежавшую в долине Чаупхраи страну захватили и освоили тайцы, и Аюттхая и Лопбури вошли в состав княжества Утхонг, вассала Сукхот-хая. После страшной чумы 1347 г., сократившей численность населения более чем наполовину, князь был вынужден покинуть город Утхонг. Своей новой столицей он сделал омываемую реками Аюттхаю, основная часть которой была расположена в удобном для обороны месте к югу от Чаупхраи. В очередной раз королевство Сиам распалось на несколько княжеств после смерти Рамы Камхенга, что стало поводом и для Утхонга сбросить с себя вассальную зависимость от Сукхотхая. В 1350 г. князь объявил свое владение самостоятельным государством, а себя - королем под именем Сомдет Пхра Рама Тхибоди I (иногда его называют королем Утхонгом). Новое государство получило название по своей столице - Аюттхае. Рама Тхибоди I объявил себя реинкарнацией бога Вишну, а также возродившимся героем индийского эпоса «Рамаяна». Эти претензии на божественное происхождение во время коронации подтвердили восемь брахманов из священного индийского города Варанаси.

История Аюттхаи насчитывает 33 короля. Город стал крупным процветающим культурным и торговым центром, где многие европейские торговые дома имели свои представительства. И по сей день можно видеть фундамент голландского товарного склада и отреставрированную французскую церковь Св. Иосифа. Из четырех таможен самая большая располагалась к югу от города на восточном берегу Чаупхраи. Военные корабли и королевские суда бросали якорь у северного берега реки Лопбури около вата Тин-Тха напротив королевского дворца. Король У Тхонг обнес город земляным валом и частоколом, и только в 1549 г. его сменила сплошная кирпичная стена. В 1580 г. северная крепостная стена была перенесена ближе к реке - остатки первоначальных стен до сих пор видны на улице Pa Maphrao Road. Из шести больших фортов сохранились лишь остатки форта Пхомпхет у впадения Пасака в Чаупхраю. После разрушения Аюттхаи кирпичи остальных башен и укреплений были использованы для сооружения городских стен Бангкока.

Разрушение Аюттхаи в 1767 г. означало временный упадок сиамской монархии. Члены королевской семьи боролись за власть. Король Экатот, последний и самый слабый правитель аюттхайской династии, не смог их примирить. Когда войска бирманцев в очередной раз стояли у городских ворот, соперники короля впустили врагов в город, способствовав разрушению и последовавшей за ним 15-летней бирманской оккупации бывшей столицы.

Бирманцы повели себя в Аюттхае, как вандалы в Древнем Риме. Разрушенные Они не пощадили ни одного храма и сровняли с землей древний храмы, королевский дворец Ванглуанг. Символом окончательного за- оскверненные хвата Аюттхаи стало разрушение тысяч скульптур Будды: окку- статуи Будды панты лишали фигуры «души», отрубая им головы, что с точки зрения верующих является особым кощунством. Некоторые из этих оскверненных статуй сохранились до наших дней.

Аюттхая сегодня

Сегодня Аюттхая представляет собой огромное скопление руин Всемирное дворцов и храмов. С 1956 г. начались последовательные раскопки культурное фундаментов нескольких храмовых комплексов. Департамент наследие изящных искусств признал около ста построек и развалин национальными памятниками, другие получили такой же статус по мере раскопок или реставрации. ЮНЕСКО в 1991 г. включила развалины Аюттхаи в Список всемирного культурного наследия.

На одном только острове, центре древней Аюттхаи, стояли три королевских дворца, триста семьдесят пять храмов и двадцать девять фортов, а городских ворот - девяносто четыре! Тому, кто хочет получить представление о прежнем величии и красоте Аюттхаи, рекомендуем экскурсию, начинающуюся на Мосту принца Дамронга, неподалеку от вокзала. На этот маршрут, проходящий мимо десяти храмов, двух музеев и двух дворцов, нужно запланировать полдня, а если есть желание осмотреть музеи, то и больше. Можно также взять такси и попросить водителя останавливаться у достопримечательностей.

Достопримечательности

Ват Суван-Дарарам

По Мосту принца Дамронга маршрут ведет на кольцевую улицу U Thong Road, по которой следует пройти налево около 700 м. Там в окружении трех небольших озер лежит ват Суван-Дурарам, построенный около 1700 г., а при королях династии Чакри расширенный, отреставрированный и украшенный многочисленными картинами. Святилище, основание которого понижается к центру, - единственное на острове Аюттхаи, где и ныне живут монахи. Интересен большой бот с передним залом, резьба по дереву на фронтонах, внутри - фрески бангкокского периода, а также прекрасный кессонный потолок и статуя Будды в стиле Аюттхаи. Вихан был построен Рамой II (1809-1824), а в 1931 г. украшен стенными росписями на сюжеты из истории Таиланда.

Форт Пхомпхет

По выходе из квартала храмов напротив, на берегу Чаупхраи, видны остатки единственного сохранившегося форта Пхомпхет. Теперь нужно снова идти налево по U Thong Road, а затем свернуть с нее у форта Пхомпратучакрайной на север, к развалинам вата Борома-Пхуттха-Рам.

Ват Борома-Пхуттха-Рам

Ват Борома-Пхуттха-Рам, от которого сохранились только стены, был построен в 1683 г. при короле Нарае. Три двери, ведущие в бот, были в 1740 г. украшены инкрустированными перламутром деревянными панелями. После разрушения Аюттхаи эти великолепные изделия попали в Бангкок. По одной двери установлено в Бангкоке в храме Бенчамабопхит (Мраморный храм) и в храме Пхракэу (Большой дворец). Из третьей двери сделали книжный шкаф, который выставлен в Национальном музее в Бангкоке.

Музей Чаусампхрая

Время работы:
ср.-вс.
9.00 – 12.00
14.00 – 17.00
Вход платный

Пройдя здание местной администрации Аюттхаи, попадаешь к основанному королем Пумипоном в 1961 г. Национальному музею Чаусампхрая. В нем - множество интересных экспо-натов в стиле Лопбури, Утхонг и Аюттхая, а также Дваравати и Сукхотхай. Здесь можно посмотреть на археологические находки из Аюттхаи, бронзовые и каменные скульптуры, керамику, резьбу по дереву, лаковые изделия, вотивные таблички, а также усыпанные драгоценными камнями золотые украшения. В разделе древностей особенно примечательны сидящий Будда (стиль Дваравати, XI—XII вв.) и колоссальная голова Будды (стиль Утхонг).

Аюттхайский центр исторических исследований

Время работы:
ср.-вс.
9.00 – 16.00

Хорошим дополнением к осмотру Национального музея Чаусампхрая может стать посещение Аюттхайского центра исторических исследований. Здесь зарубежные ученые могут изучать историю бывшей столицы. Здание было построено по совместному проекту тайских и японских архитекторов, внутри диорамы и витрины; трехмерные реконструкции храмовой и светской архитектуры иллюстрируют жизнь и быт древней Аюттхаи.

Вихан Пхра-Монгкхонболит

Если, выйдя из Национального музея, повернуть налево, оказываешься на площади Санамлуанг (Sanaam Luang, она же Пхра-мане, Phra Mane Ground), на западном углу которой находится вихан Пхра-Монгкхонбопхит, восстановленый в 1956 г. по указу премьер-министра Пхибунсонгкхрама в стиле сгоревшего при разрушении Аюттхаи первоначального здания. Благодаря этому весьма почитаемая и высокохудожественная бронзовая статуя Будды, одна из самых больших в Таиланде, снова вернулась на место, где стояла с 1603 г.

О ее прежней судьбе известно мало. Формальные признаки, приметы стилей Утхонга и Сукхотхай, заставляют предполагать, что фигура была отлита при короле Бороме Трайлоканате (1448-1488). При нем для скульптур Будды и в архитектуре чеди стали применять стиль Сукхотхай, сменивший кхмерский стиль. Статую неоднократно реставрировали, однако ее внешний вид практически не менялся. Несколько лет назад внутри скульптуры обнаружили несколько сотен мелких фигурок. Украшения пьедестала изготовлены в 1931 г. и отличаются от старых меньшим мастерством исполнения.

Ват Пхра-Рам

Большое впечатление производят Слоновые ворота расположенного неподалеку, среди прудов вата Пхра-Рам, заложенного в 1369 г. королем Рамесуаном и расширявшегося и перестраивавшегося в течение столетий. На просторной террасе выставлены наги, гаруды и полуразрушенные статуи Будды.

Дом Кхун Пхэна

Неподалеку, окруженный рвами с водой, стоит дом Кхун Пхэна в традиционном тайском стиле. Раньше здесь помещалась тюрьма. Дом - одна из немногих сохранившихся построек в этом стиле - был собран в 1940 г. из фрагментов других домов (наподобие домов Джима Томпсона в Бангкоке (см.: Знаменитости).

Ват Пхра-Сисанхет

Если идти по улице Si Sanphet Road до Naresuan Road, приходишь к вату Пхра-Сисанпхет, самому красивому и значительному храму древней Аюттхаи. Его три больших чеди на длинной террасе - один из самых запоминающихся образов города руин. Постройка в западной части террасы некогда также была увенчана чеди. Она имеет много входов с небольшими прангами, которые, как и небольшие чеди и часовни вокруг, хранили, вероятно, прах членов королевской семьи.

Королевские дворцы

По выходе из королевского храма (напротив стоит памятник королю Раме Тхибоди I) нужно идти налево, чтобы попасть к королевскому дворцу Ванглуанг, который называют также Старым дворцом в отличие от построенного позже дворца Чандракасем.

От третьего дворца - Клангсуан-луанга - у западной городской стены не сохранилось ничего. Стены Ванглуанга тянутся до самого берега реки Лопбури, но, кроме этих стен и хорошо реконструированных фундаментов, смотреть там практически больше нечего. В этой части города бирманцы особенно свирепствовали, так что от старинных тайских зданий ничего не осталось.

Зато получаешь представление о размерах дворцового комплекса, включавшего в себя и ват Сисанпхет. В целом он напоминает комплекс Большого дворца в Бангкоке, поскольку последний строился в подражание постройкам древней столицы Аюттхаи, хотя и в стиле другой эпохи.

Ванглуанг (Старый дворец)

Самое старое здание в Ванглуанге было построено королем Рамой Тибоди I в 1350 г., когда он объявил Аюттхаю столицей своих владений. В 1448 г. королем Бороморачей II к нему был добавлен расположенный напротив дворец Санпхетпрасат, высокие пилоны которого стоят до сих пор. Вихан Сомдет был построен в 1643 г. при короле Прасат Тхонге. Согласно преданию, дворец имел спереди и сзади по большой башне, а по бокам - две башни поменьше и был первым зданием в Аюттхае, украшенным золотыми пластинами, за что и был прозван Золотым дворцом. Из здания Чакраватпхайчайон, построенного в 1632 г., король Прасат Тхонг принимал военные парады и торжественные шествия. Банйонгратанат, построенный в 1688 г. при сыне Прасат Тхонга короле Нарае, находится в западной части комплекса на искусственном острове. Это была жилая резиденция короля (1688-1702).

Король Чулалонгкорн выстроил в 1907 г. новое здание - Тримук, открытый павильон на просторной террасе, где многие короли, в том числе и ныне царствующий Пумипон, устраивали церемонии в память почивших правителей Аюттхаи. Король Нарай Великий в XVII в. выстроил дворец Суриятамарин, от которого сохранилась только одна стена значительной высоты. Рядом находились стойла королевских белых слонов.

Ват На-Пхра-Мен

Мимо заполоненных дикой растительностью руин огромного храма Тхаммикарат (сохранились лишь остатки террасы, пилоны переднего зала и чеди с конусообразным шпилем) снова выходим на U Thong Road, откуда по небольшому мосту через Лопбури попадаем к вату На-Пхра-Мен. Это один из немногих храмов, уцелевших почти полностью при нашествия бирманцев. Время его постройки неизвестно. В хрониках упоминается, что он был построен при короле Боромакоте (1732-1758) и отреставрирован в начале Бангкокской эпохи. Его бот представляет собой большое величественное здание с изящной деревянной резьбой на фронтоне и дверных панелях. Трехъярусная крыша и большой портик, фланкированный двумя маленькими изящными пристройками, - свидетельство мастерства тайских зодчих.

Высота помещения подчеркнута двумя рядами восьмиугольных колонн, под держивающих покрытый искусной резьбой потолок. Маленький, изящных пропорций вихан содержит статую Будды, сидящего на европейский манер, - одну из немногих хорошо сохранившихся скульптур эпохи Дваравати (VI-X/XI вв.). Согласно надписи в вихане, статуя происходит из вата Пхра-Махатхат в Аюттхае. Однако выяснилось, что она стояла в храме Пхра-Мен в Накхонпатхоме, где обнаружилось богато орнаментированное каменное основание, служившее ей постаментом. Часть этого постамента можно увидеть в Национальном музее в Бангкоке.

Ват Яна-Сен

Если вернуться по мосту на остров Аюттхая и снова повернуть налево, то по улице, идущей вдоль Лопбури, через 800 м попадаешь к вату Яна-Сен. Высокий чеди этого храма прорезан нишами; его изящное, уравновешенное членение характерно для стиля Аюттхаи. От вата Яна-Сен уже видны развалины двух значительнейших храмов Аюттхаи: ватов Ратчабурана и Пхра-Махатхат.

Ват Ратчабурана

Ват Ратчабурана был построен королем Бороморачей II (1424-1448) в память о двух старших братьях Ай и Йи, убивших друг друга на поединке за трон. Перед виханом сохранились колонны, стены и развалины нескольких чеди, окружавших пранг, а также части внешней стены с несколькими воротами в форме наконечника копья. Прекрасно сохранился большой пранг с великолепной сюжетной лепниной (битва гаруд с нагами). Стены двух крипт в нижней части пранга покрыты интересными росписями.

По всей вероятности, они выполнены китайскими художниками, осевшими в Аюттхае и умевшими объединять такие различные с гили, как кхмерский, бирманский, Лопбури и Сукхотхай в поразительно гармоническое единство. Кроме того, во время археологических раскопок пранга в 1956 и 1958 гг. обнаружились более ста тысяч вотивных табличек, которые были проданы. Вырученные деньги пошли на строительство Национального музея Чау-сампхрая. Такие таблички делались из глины и привозились в храмы паломниками. На них изображались особо почитаемые места паломничества или просто фигура Будды. Кроме того, в пранге были найдены ремесленные изделия искусной работы, например широкие браслеты с геммами, головные украшения из золотой филиграни, а также из массивного золота с драгоценными камнями, сервиз из пяти предметов для бетеля, а также две чаши-плевательницы и золотые монеты с арабскими надписями (большинство находок выставлено в Национальном музее Чандракасем).

Пранг вата Ратчабурана представляет собой соединение цейлонского стиля с бирманским, породившее новую архитектоническую форму. Лепнина в верхней части сохранилась довольно хорошо. В каждом углу квадратной платформы когда-то стояло по маленькому чеди. Еще два чеди на перекрестке улиц хранили прах королевских братьев, а третий напоминает о королеве Си Сурийотхай, которая в 1550 г., переодетая мужчиной, сражалась с бирманцами верхом на слоне, спасла жизнь своему мужу, но сама при этом погибла. Рядом с этим чеди у полностью разрушенного вата Локая-Сутха можно взглянуть на огромную статую лежащего Будды.

Ват Пхра-Махатхат

Ват Пхра-Махатхат стоит через улицу от вата Ратчабурана. Согласно преданию, он воздвигнут в 1384 г. королем Рамесуаном, который велел соорудить центральный пранг для реликвий Будды. По другим источникам, первые здания этого храмового комплекса (в том числе и вышеупомянутый центральный пранг) были построены королем Бороморачей I (1370-1388). Пранг высотой 46 м - одно из самых величественных сооружений Аютт-хаи. В 1625 г. верхняя часть обвалилась, а в 1633 г. была отстроена заново, удлинившись при этом еще на 4 м. Но и это здание в свое время обрушилось, остались лишь углы, которые стоят и по сей день. А в 1956 г. в развалинах обнаружили потайную камеру, где хранились золотые украшения, золотой ящичек с реликвией Будды и парадная посуда искусной работы. На территории храма немало руин разнообразных пран-гов и чеди. Обращает на себя внимание восьмиугольный чеди с тупым навер-шием в цейлонском стиле.

Если вернуться на улицу U Thong Road и идти по ней вдоль Лоп-бури, попадаешь к музею Чандракасем, заслуживающему продолжительного осмотра. Здесь есть статуи Будды и бодхисаттв, золотые изделия и украшения, резьба по дереву, фронтоны, посуда и культовые принадлежности XIII-XIV вв. Музей размещен во дворце, заново отстроенном королем Монгкутом (Рамой IV) для наследного принца. Позже дворец служил резиденцией королей во время их пребывания в Аюттхае. Экспонаты музея дают лишь слабое представление о роскоши, царившей при дворе древних тайских королей, однако позволяют хорошо представить себе жизнь обитателей Аюттхаи. Мимо форта Пхоммахачей попадаешь к причалам, а оттуда по U Thong Road - к исходному пункту экскурсии.

Прочие достопримечательности

Церковь Св. иосифа

Тем, кто задерживается в Аюттхае на более продолжительное время и интересуется историей города, можно рекомендовать знакомство с расположенной на другом берегу Чаупхраи церковью Св. Иосифа. Она была построена в XVIII в. и отреставрирована в 1985 г. - память о значительной французской колонии, проживавшей в свое время в Таиланде.

Ват Яй-Чай-Монгкхон

На восточной окраине города (двигаться по дороге па Бангкок, пересечь реку Пасак и железнодорожные пути и через 300 м повернуть направо) расположен впечатляющий ват Яй-Чай-Монгкхон с мощным чеди на квадратном основании, по углам которого стоят четыре чеди поменьше. Ват был построен в 1357 г. при короле Раме Тхибоди I и передан в распоряжение монашеского ордена цейлонского происхождения, отличавшегося особенно строгими правилами аскезы. Члены этого ордена живут здесь и по сию пору. От чеди сохранились опорные столбы, на которых покоилась крыша старого храма. Вокруг чеди идет галерея с многочисленными фигурами Будды.

Расположенный в 3 км к северу от города загон для слонов был построен при короле Раме I и служил для ловли, приручения и показа слонов. Это единственное сохранившееся сооружение такого рода но всем мире.

Другие города Таиланда
Сукхотхай Сукхотхай — древняя столица, исторический и культурный центр эпохи, расположена на севере...
Прачуапкхирикхан Прачуапкхирикхан  — маленький город, административный центр одноименной провинции,...
Нонг Кхай Нонг Кхай — небольшой городок в Таиланде. Гостей привлекает близкая граница с Лаосом и его столицей...

Смотрите также: Фото Сум, Достопримечательности Парагвая, Города Египта, Босния и Герцеговина, Манама, Конакри, Крепость Арк, Музей греха



Наверх