Сукхотхай

Город Сукхотхай (Sukhothai)

Краткая информация о Городе

Сукхотхай — древняя столица, исторический и культурный центр эпохи, расположена на севере центральной низменности, в широкой, окруженной холмами долине бассейне реки Йом. Образцово раскопанные археологами руины старого города находятся в 12 км от современного Сукхотхая. К ним нетрудно добраться на автобусе, такси или взятом напрокат автомобиле.

История

На протяжении ста сорока лет Сукхотхай был столицей могущественного королевства. Согласно легенде, город основан в 500 г. Одним из его правителей был король Чау Алуна Кхмара (он же Пхра Руанг), родившийся от связи человека с мифической принцессой племени нагов. И потому династия из восьми королей, правивших великой империей, зовется Пхра Руанг. Первого короля звали Си Интхратхит (1235-1279); он сумел сбросить верховную власть кхмеров. Его владения состояли преимущественно из городов Сукхотхай и Сисатчаналай.

Если уже Си Интхратхит сыграл большую роль в становлении самостоятельной тайской культуры, то тем более это относится к его внуку Раме Камхенгу (1256-1279), расширившему свое государство на северо-востоке до Вьентьяна, на западе – до Пегу в современной Мьянме, а на юге – до Накхонситхаммарата, что составляет примерно две трети территории современного Таиланда. Король изобрел также тайский алфавит и дал толчок изготовлению фарфора и фаянса по китайскому образцу. Бурные события той эпохи (к которым относятся, в частности, первые дипломатические контакты с Китаем) прочно запечатлелись в народной памяти.

При преемнике Рамы Камхенга Ле Тхае (1299-1323), большая часть новообретенных территорий была вновь утрачена; не удалось вернуть империи былое величие и его сыну Ли Тхаю (1347— 1368), называвшему себя также Махатхаммарача I. Король Аюттхаи Боромарача I впервые завоевал Сукхотхай в 1378 г., а окончательно в состав государства Аюттхая эта территория вошла в 1438 г. Когда бирманцы в 1767 г. сровняли Аюттхаю с землей, горожане Сукхотхая также покинули насиженные места. Но уже 11 лет спустя Рама I, родоначальник правившей из Бангкока династии Чакри, основал новый Сукхотхай на левом берегу реки Йом. В 1968 г. пожар выжег город дотла, поэтому большинство домов в черте города — новые.

Король – своему народу

У подданных короля Рамы Камхенга в Сукхотхае был на редкость благородный и «современный» властитель. Одна из его надписей на камне, своего рода «правительственная декларация», хранится сегодня в Национальном музее в Бангкоке. Эта надпись гласит:

«Да благоденствует и процветает страна Сукхотхай! В воде довольно рыбы, а на полях – риса. Верховный правитель не взимает с подданных пошлины за пользование дорогами, по которым они гонят скот на рынок. Кто хочет торговать конями, пусть торгует. И кто хочет торговать слонами, пусть торгует. И кто хочет торговать золотом и серебром, тому не воспрещаем. Если умирает простой человек или знатный, то все его имущество, его слоны, жены, дети, закрома с зерном и рис отходят его сыну. Если подданные ведут друг с другом тяжбу, король изучает дело и принимает справедливое решение. Он не терпит воров и не потворствует обманщикам. Увидев чужое богатство, он не впадает в гнев. Если человек приезжает к нему на слоне, чтобы поручить свою землю защите короля, он щедро помогает просящему. Если человек приходит к нему без слонов и лошадей, без благородной свиты, без золота и серебра, король дает ему столько, чтобы тот мог обзавестись семьей. Если король берет на войне пленных, он не позволяет убивать и избивать их. У городских ворот он велел повесить колокол: если у кого-то из жителей его земли есть жалоба, от которой болит тело и рыдает сердце, пусть пойдет к воротам и ударит в колокол... Король Рамы Камхенг, верховный правитель страны, услышит его зов и рассмотрит жалобу, чтобы принять справедливое решение. И за это восхваляет его народ Сукхотхая».

Достопримечательности Сукхотхая

В 1988 г., после 25 лет работ, частично финансировавшихся ЮНЕСКО, король Пумипон открыл развалины Сукхотхая для общественности. Археологические раскопки и частичная реконструкция охватили сто девяносто три храма. Поскольку на мировом рынке антиквариата все время появлялись предметы, похищенные грабителями на раскопках Сукхотхая, ЮНЕСКО уже в 1978 г. забила тревогу и включила руины, которые сейчас строжайше охраняются, в Список мирового культурного наследия. Перед каждой постройкой имеется табличка на английском с датой постройки и прочими необходимыми сведениями.

Намок на юге, Оа на западе и Санлуанг на севере – трое были усилены укреплениями, остатки которых можно видеть и сейчас. Здесь были раскопаны двадцать один ват и четыре пруда: Тхонг, Нген, Тракуан и Со. Что до храмовых комплексов, то они имеются не только внутри городских стен, но и повсюду в окрестностях.

Музей Рамы Камхенга


Время работы ежедн., кроме праздничных дней
9.00-16.00
Вход платный

В Музее Рамы Камхенга, открытом в 1964 г., выставлены многочисленные находки: статуи, керамика, лепнина из Сукхотхая, Сисатчаналая и Кампхэнгпхета, трех столиц королевства. Экспозиция позволяет составить довольно полное представление о развитии стиля Сукхотхай от его зарождения, когда еще доминировала кхмерская культура, до позднего времени, где уже весьма ощутимо влияние Аюттхаи. Особого внимания заслуживают идущий Будда, считающийся лучшим образцом этого иконографического типа, сидящий Будда из храма Чанг-Лом в Сисатчаналае (оба на первом этаже), а также бронзовый сидящий Будда на втором этаже. В саду музея выставлены статуи и печь для обжига керамики. В цену билета включена подробная брошюра о музее на английском языке.

Ват Пхра-Махатхат

Ват Пхра-Махатхат был самым роскошным храмом древнего Сукхотхая. Он стоял подле королевского дворца, от деревянных построек которого не сохранилось никаких следов. Храмовый комплекс занимал территорию в 40 тыс. кв. м и включал сто восемьдесят пять чеди, шесть виханов различного размера, бот и одиннадцать сала. Участок окружала стена с несколькими воротами. Наибольшее впечатление производит центр комплекса – главный чеди с виханом и ботом. Высокий изящный чеди чистого сукхотхайского стиля завершен шпилем в форме бутона лотоса. Средняя часть напоминает кхмерский пранг, высокий прямоугольный цоколь украшен изображением процессии поклоняющихся, по сорок фигур высотой около метра на каждой стороне. Ниши четырех угловых часовен украшены лепниной, розетками, сценами из жизни Будды, борьбой богов и демонов. В нишах и на карнизах цоколя стоят статуи Будды. Четыре кхмерских пранга в центре каждой стороны указывают на четыре стороны света. С восточной стороны высокая лестница ведет внутрь центрального чеди. От маленького вихана XIV в. в стиле Аюттхая со статуей сидящего Будды и от мощного бота (40x15 м) уцелели колонны. Особенно впечатляюще выглядят ряды колонн пятичастного бота. Когда-то здесь стояла позолоченная статуя Пхра Будда Шакьямуни, которую король Рама I в конце XVIII в. велел перенести в Ват Сутхат в Бангкоке. В мондхопах по обеим сторонам в нишах стоят 8-метровые изображения стоящего Будды. В окружающих чеди, от которых остались развалины, был, вероятно, погребен прах членов королевской семьи.

Ват Си-Савай

Ват Си-Савай в кхмерском стиле, окруженный рвом и двумя рядами стен, был построен в XII-XIII вв., т. е. прежде основания самой столицы Сукхотхай. Здесь поклонялись сначала индуистским богам; после постройки бота и вихана Си-Савай превратился в буддистское святилище. Необычны его три кирпичных пранга, каждый высотой в семь этажей; они были облицованы каменными плитами и лепниной. На фронтонах верхних этажей еще стоят изображения Будды. Внутри каждого пранга находится целла. У самого высокого, центрального пранга она соединена с ботом галереей, а в две другие можно попасть только снаружи. Фрагменты рельефов, украшавших когда-то стены прангов, выставлены в Музее Рамы Камхенга. В храмовый комплекс входят еще один чеди и два святилища на прямоугольных основаниях.

Ват Трапханг-Нген

К западу от Вата Махатхат на острове посреди поросшего красными лотосами пруда Нген («Серебряного») красуются чеди храма Трапханг-Нген и колонны большого вихана. В нишах чеди стоят изображения Будды, шпиль имеет форму бутона лотоса.

Ват Чана-Сонгкхрам

Ват Чана-Сонгкхрам с колоколообразным чеди в сингальском (цейлонском) стиле и цоколями двух несохранившихся святилищ стоит на небольшом возвышении. Развалины небольшого здания к югу от Чана-Сонгкхрам стоят над символическим закладным камнем города, так называемым Лакмыанг.

Ват Са-Си

Ват Са-Си на маленьком острове когда-то отличался редким великолепием. В комплекс входят десять чеди с признаками цейлонского влияния. От большого вихана сохранились лишь шесть рядов колонн и красивая статуя Будды, касающегося «земли» правой рукой. Бот вата Са-Си стоит посреди заросшего лотосом пруда. Жилые помещения монахов на берегу относятся к позднейшему времени. Древний чеди из латерита в цейлонском стиле почти развалился. Каменный отпечаток стопы Будды, привезенный сюда из храма Пхра-Бат-Яй, был обнаружен королем Ли Тхаем в 1359 г. Богато украшенное лепниной основание вихана в храме Май частично сохранилось, от пранга остался только цоколь. В развалинах храма Тракуан было найдено множество статуй Будды в раннесукхотхайском стиле. От самого вата уцелели лишь изящный чеди и цоколь вихана. Они представляют собой необычную смесь элементов цейлонского и чиангсэнского стилей.

Ват Май, Ват Тракуан

Богато украшенное лепниной основание вихана в храме Май частично сохранилось, от пранга остался только цоколь. В развалинах храма Тракуан было найдено множество статуй Будды в раннесукхотхайском стиле. От самого вата уцелели лишь изящный чеди и цоколь вихана. Они представляют собой необычную смесь элементов цейлонского и чиангсэнского стилей.

Сан-Та-Пха-Дэнг

Развалины храма Сан-Та-Пха-Дэнг, построенного в XII— XIII вв., – один из значительнейших памятников кхмерской архитектуры в Таиланде. Святилище стоит на цоколе высотой 3 м и окружено четырьмя притворами. Здесь были найдены пять редкой красоты фрагментов каменной скульптуры, изображающей индуистских богов и богинь в стиле Ангкор-Вата.

Ват Сорасак

Ват Сорасак был возведен в 1412 г., то есть в позднюю эпоху Сукхотхая. Полуразвалившийся чеди в цейлонском стиле стоит на двадцати четырех слонах. Статуи Будды в нишах изображают Просветленного сидящим «по-западному», со свисающими ногами. Если выйти из городских стен через ворота Санлуанг, попадаешь к еще двум святилищам и печи для обжига керамики

К северу от городских стен

Ват Пхра-Пхай-Луанг

Обширный, окруженный рвом ват Пхра-Пхай-Луанг - одно из самых древних и, вероятно, наиболее почитавшихся святилищ в округе. Построен он был предположительно около 1200 г. Из трех покрытых лепниной латеритовых прангов сохранился только северный. На декоративном фронтоне изображен Будда с поклоняющимися ему людьми, ступени чеди, как и цоколь несохранившегося восточного чеди украшен лепными фигурами. От вихана уцелели лишь разделительная стена, фундамент и остатки четырех рядов колонн. В мондхопе были найдены статуи Будды во всех четырех канонических позах (асанах). Вероятно, в эпоху кхмеров это святилище было главным храмовым комплексом древнего города, а затем тайцы перенесли его несколько южнее, на современный участок городских развалин.

Ват Си-Чум

Мондхоп храма Си-Чум, массивное прямоугольное здание без окон (22x28x15 м) стоит на высоком цоколе, толщина стен – 3 м. Через проход в южной стене можно подняться на крышу. Потолок этого прохода был когда-то украшен каменными плитами с искусно вырезанными сценами из жизни Будды (одна находится сейчас в Музее Рамы Камхенга, другая – в Национальном музее в Бангкоке). Рисунок на камне выполнен с необыкновенным искусством, в нем ощущается влияние сингальско-индийских художников и сходство с изображениями на стенах храмов в Полоннаруве на Шри-Ланке. Внутри мондхопа находится колоссальная статуя сидящего Будды высотой 14,7 м, когда-то покрытая позолотой. Возможно, это то самое изваяние Пхра-Ачана, о котором упоминается в одной из надписей короля Рамы Камхенга 1292 г. Перед мондхопом расположен бот площадью 12x12 м, чьи тринадцать колонн из покрытого лепниной лимонита стоят до сих пор. К северу от мондхопа можно увидеть развалины маленького вихана и кирпичной постройки, укрывающей изваяние сидящего Будды.

Печь для обжига керамики

Заслуживают внимания и остатки печи для обжига керамики. Рассказывают, что когда-то здесь их было тринадцать (модель представлена в Музее Рамы Камхенга). Керамику и кирпичи начали обжигать здесь примерно в 1300 г., когда король Рамы Камхенг привез из Китая несколько сотен гончаров. Производство остановилось лишь в середине XV в. в связи с непрекращающимися войнами.

К западу от городских стен

Развалины храмов

Развалины храмов к западу от городских стен представляют сейчас мало интереса, некоторые из них находятся в процессе реставрации. Ват Па-Мамуанг был в эпоху Сукхотхай религиозным центром. О его истории говорят надписи на языках пали, кхмерском и тайском (сейчас в Национальном музее в Бангкоке). Сохранились фундамент мондхопа, цоколи нескольких маленьких чеди и развалины бота. От храма Тхык также уцелели лишь фрагменты мондхопа, вихана и нескольких чеди. Индуистское святилище Хо-Тхевалай воздвигнуто на высокой платформе, к которой ведет лестница. Наверху еще сохранились восемь колонн. Цоколь чеди храма Ват Чанг-Роп опирается на двадцать четыре слона, перед ним посреди развалин высятся латеритовые колонны вихана.

Ват Сапхан-Хин

Ват Сапхан-Хин расположен на холме на краю долины реки Йом. Отсюда открывается прекрасный вид до самых гору Сисатчаналая. К монастырю ведет мощенная каменными плитами дорога, отчего он и называется Храм каменного моста. Здесь король Рамы Камхенг ежегодно в октябре, по окончании буддистского поста, отмечал праздник Тхот Катхин. Высокие латеритовые колонны с лепниной в то время поддерживали потолок вихана. Впечатляет оказавшаяся на открытом воздухе и прислоненная к кирпичной стене фигура стоящего Будды в стиле Сукхотхай высотой 12,5 м; его правая рука поднята в жесте дарования бесстрашия, успокоения и защиты. Неподалеку видна статуя сидящего Будды, также в стиле Сукхотхай.

Ват Пхра-Бат-Ной

Интересен также Ват Пхра-Бат-Ной («Храм у отпечатка стопы Будды») с оригинальным чеди (смешение тайского и кхмерского стилей). Средняя часть, покоящаяся на квадратном основании, с каждой стороны имеет по нише, в которой стоит маленькая статуя Будды. Нижняя часть шпиля имеет вертикальные ребра, украшенные, как и ниши, рельефами с преобладанием индуистских мотивов. Отпечаток стопы Будды из вихана находится в Музее Рамы Камхенга.

Ват Чеди-Нгам

Здешний колоколообразный чеди стоит на богато орнаментированном основании. Нижний край колокола украшен фризом из цветов лотоса, на средней части с каждой стороны устроено по нише для изображения Будды. Перед чеди, примерно на метр ниже, стоят латеритовые колонны вихана и четыре маленькие каменные часовни.

К югу от городских стен

Ват Четупхон

Путь к храму Четупхон ведет мимо развалин вата Кампанг-Ланг, от которого сохранились фундаменты чеди и вихана и остатки храма Тон-Чан с чеди цейлонского типа. В храме Четупхон находится один из шедевров скульптуры чистого стиля Сукхотхай – гипсовый идущий Будда, единственная уцелевшая статуя из четырех. Три остальные изображали Будду стоящим, сидящим и лежащим. Этот ряд статуй украшал внешнюю стену мондхопа, массивного кирпичного здания, составлявшего центр храмового комплекса. Чеди в форме мондхопа укрывает статую Будды Пхра-Си-Арийя-Меттрайя («Будда будущего»). От вихана сохранились фрагменты резного обрамления окон. Уникальны здесь стены из сланца, скульптурные украшения которых имитируют резьбу по дереву.

Ват Чеди-Си-Хонг

В храме Чеди-Си-Хонг интересен главным образом скульптурный декор XIV в. на латеритовом основании постройки. Стоящие ангелоподобные фигуры верхней парой рук держат вазы с цветами, в то время как нижняя пара сложена в молитвенном жесте. В их одеяниях заметно как цейлонское, так и кхмерское влияние. Между многорукими ангелами стоят львы. От вихана сохранились лишь латеритовые колонны, а в притворе – цоколи двух чеди.

Ват Си-Пхичит-Кирати-Канлаярам

Высокий колоколообразный чеди храма Си-Пхичит-Кирати-Канлаярам (1403) виден издалека. Периметр квадратного основания составляет 15 м. Здесь есть несколько полукруглых «лунных» защитных камней с красивыми барельефами, какие часто встречаются на Шри-Ланке, но редки в Таиланде.

К востоку от городских стен

Ват Трапханг-Тхонг-Ланг

У дороги на новый Сукхотхай стоит храм Трапханг-Тхонг-Ланг с красивыми лепными рельефами на фасаде. Барельеф на южной стороне считается шедевром сукхотхайского стиля в этом жанре. Он изображает Будду спускающимся по ступеням из небесного мира Таватимса. Просветленный шествует под защитой двух солнечных зонтиков в сопровождении индуистских божеств Индры и Брахмы, а также поклоняющихся. Предполагается, что это первое изображение идущего Будды иконографического типа, впервые изобретенного в эпоху Сукхотхай. Менее искусный барельеф на северной стороне бота иллюстрирует историю о том, как Будда усмирил слона Налагири, которого натравил на него его двоюродный брат Девадатта. На западной стороне изображена сцена чуда в Шравасти с Буддой под манговым деревом. Аналогичный сюжет в живописном исполнении встречается в Полоннаруве (Шри-Ланка) и Пагане (Мьянма).

Ват Чеди-Сунг

Чуть дальше на восток стоит ват Чеди-Сунг с высоким, эффектно выстроенным чеди, сочетающим одновременно мощь и изящество. Эта покрытая лепниной постройка конца XIV в. относится к шедеврам сакральной архитектуры эпохи Сукхотхай. Высокая нижняя часть на квадратном цоколе свидетельствует о влиянии стиля Шривнджайя, а стройный «колокол» на восьмиугольном основании имеет явные цейлонские черты.

Еда

Ночные лотки вдоль улицы Charodvithithong Road в новом Сукхотхае – дешевый и интересный способ перекусить. На многих лотках имеются даже двуязычные меню, а на некоторых предлагаются такие «деликатесы», как жареные клопы или черви. Гастрономический рай для храбрейших!

По Сукхотхаю на велосипеде

Развалины Сукхотхая столь обширны, что обойти их пешком практически невозможно. У главного входа работает прокат велосипедов, на которых очень удобно объезжать храмы и прочие исторические постройки.

Лой Кратхонг в Сукхотхае

В честь этого святилища здесь в ноябре проходит самый красивый праздник Таиланда: Праздник огней (Лой Кратхонг). Обычное озеро превращается в море огней.

Как добраться

  • На автомобиле:
    из Бангкока по автодорогам № 1/32/117 до Пхитсаиулока, затем но автодороге № 12 (430 км).
  • Автобусом:
    из Бангкока с Северного автовокзала (Northern Bus Terminal) (440 км), из Саваикхалока, из Пхитсаиулока.
  • Поездом:
    ближайшая железнодорожная станция Саванкхалок (38 км).
  • Самолетом:
    ближайший аэропорт Пхитсалулок (58 км).
Другие города Таиланда
Пхимай Пхимай — город на бедном растительностью плато Корат основан кхмерами. Местное святилище – самый...
Пхангнга Пхангнга — город в Таиланде на берегу одноименной реки, стекающей с гор высотой до 1000 м. Природа...
Патхумтхани Патхумтхани — город в Таиланде чуть к северу от Бангкока, административный центр одноименной...

Смотрите также: Фото Арубы, Города Филиппин, Перу, Абуджа, Катманду, Спасо-Евфимиев монастырь, Колокольня Ивана Великого



Наверх