Кайруан

Город Кайруан (Kairouan)

Кейруан — старейший город Туниса, четвертый из святых центров ислама после Мекки, Медины и Иерусалима, является местом религиозного паломничества. Согласно легенде, арабский полководец Окба ибн-Нафи, завоеватель Северной Африки, в 670 году н. э. метнул в воздух своё копьё, и на том месте, куда оно воткнулось, заложили первый камень Большой мечети. По другим предположениям - несколько знамений заставили его объявить Кейруан святым местом и столицей страны. Во-первых, он обнаружил на земле у себя под ногами золотую чашу, которую в последний раз видел задолго до этого, во время паломничества в Мекку. Во-вторых, обнаружил источник, связанный со святым колодцем Зем-Зем в Мекке. Наконец, он видел здесь явления «зверей и рептилий», которых ранее изгнал.

До 1057 года Кайруан был тунисской столицей, потом одно время разделял этот статус с Махдией и в итоге утратил его в пользу города Туниса. Но и до сих пор Кайруан почитают как священный город: многие тунисцы верят, что семь паломнических поездок сюда могут заменить паломничество в Мекку.

Основная достопримечательность Кейруана, объекта Всемирного наследия ЮНЕСКО – Большая мечеть, или мечеть Икба, расположенная далеко на северо-востоке. Мечеть великолепна в своей простоте, особенно по сравнению с изящными деталями, заметными в более поздних образцах религиозной архитектуры.

Внутри мечети находится большой асимметричный двор, который когда-то использовался как площадка для сбора дождевой воды. В нем стоит смещенный по отношению к центру минарет, старейший в мире, - его датируют 730 годом. Окна в минарете становятся больше по мере увеличения высоты, благодаря чему создается интересная пространственная перспектива. В молитвенный зал, с шестью проходами по обеим сторонам и восемью проходами внутри, посетители входят сквозь чудесные резные деревянные двери. Этот зал сравнивают с лесом из-за большого количества колонн, поддерживающих потолок, – о них ходит немало слухов и легенд. Говорят, что стоит попытаться сосчитать колонны - и ослепнешь; другие говорят, что если не сумеешь протиснуться между этими колоннами - значит, никогда не попадешь в рай.

Поскольку Большая мечеть обладает огромным религиозным значением, легенда утверждает, что семь поездок сюда приравниваются к одному паломничеству в Мекку в Саудовской Аравии. В Большой мечети всегда полным-полно паломников.

Названия улиц здесь часто меняются, так что чаще всего улицу знают не по одному, а по двум названиям. Кейруан также известен великолепными вязаными и ткаными коврами.

Прогулка по городу

Отправной точкой для экскурсии по городу служит туристическое информационное бюро, расположенное у бассейнов Аглабидов. У информационной стойки можно получить билеты на посещение мечетей. Затем очень советуем подняться на террасу на крыше здания и полюбоваться сверху видом кайруанского Старого города. Окружённый стенами, с бесчисленными вздымающимися минаретами, весь в охристых и белых тонах, он выглядит совершенно по-сахарски.

Прямо по соседству с туристическим бюро видны несколько бассейнов, тоже защищённых стенами: это резервуары для воды, построенные в IX веке Аглабидами. На первый взгляд они кажутся круглыми, хотя на самом деле 64-угольные. Глубина обоих больших бассейнов - 5 м. В общей сложности в окрестностях Кайруана известно 22 таких бассейна. Они соединялись длинными водопроводами с источниками в горах Джебель Кеслат и во времена расцвета снабжали водой не только этот город.

Проспект Ибн-эль-Джаззара (Av. Ibn el-Jazzar) ведёт от этих бассейнов на юг до городской стены и Касбы, где теперь находится очень комфортабельная гостиница.

Если идти вдоль городской стены на северо-восток, вы в конце концов выйдете к Большой мечети (мечети Сиди Окбы), главной святыне Кайруа-на. Она была заложена ещё в 670 году н. э. и достраивалась при каждой новой династии тунисских правителей. Несмотря на облепившие её пристройки, эта мечеть с внутренним двором всё ещё сохраняет черты строгой, сдержанной архитектуры раннего исламского периода. Самым старым её частям уже исполнилось 1300 лет. Немусульманам разрешается зайти только в огромный прямоугольный внутреннин двор, окружённый колоннадой. Капители колонн в большинстве своём происходят из руин римских сооружений. Напротив молельного зала возвышается мощный трёхступенчатый *минарет, увенчанный воинственными зубцами, как сторожевая башня. Двор устроен с лёгким уклоном к центру, так, что вода после дождей через сетку в полу может стекать в расположенную под ним цистерну. В одном углу двора видны солнечные часы, которые тоже, вероятно, относятся к первым годам существования мечети.

В молельный зал вход открыт только для мусульман, но чаще всего ведущие в него двери распахнуты, так что можно оценить всю роскошь интерьера, который украшают более четырёх сотен колонн различной высоты. Эти колонны тоже большей частью извлечены из богатого запаса здешних римских руин, в том числе из Айн-Джелулы.

Средний неф ведёт прямо к нише михраба. Эта ниша в стене, обращенной к Мекке, украшена изразцовой мозаикой и считается одним из самых изящных михрабов, а её отделка - старейшим образцом фаянсовых изделий в Тунисе. Как полагают, эти плитки были изготовлены в 860 году в Багдаде. Одиннадцатиступенчатая кафедра проповедника, называемая минбаром, вероятно, тоже относится к этому времени и украшена уникальной резьбой. Полы покрыты коврами, люстры проливают тусклый свет, и в этой возвышенной атмосфере верующие, преклонив колени, молятся или изучают священные тексты. Посетителям следует непременно вести себя тихо и полностью воздержаться от неуместного здесь фотографирования со вспышкой.

А вот ворота Лалла-Рихана (Lalla-Rihana) у юго-восточной стены мечети лучше рассматривать снаружи. Эти ворота, ведущие прямо в молельный зал, представляют собой элегантную пристройку, увенчанную куполом. Они были возведены в 1294 году для того, чтобы высокопоставленные лица могли войти в мечеть, не обходя здание через двор.

В путанице узких улочек сложновато найти дорогу от Большой мечети через Старый город к району базара. Выйдя из храма, надо идти налево до угла, а затем по улице Эль-Кадрауи (Rue el-Kadraoui) в сторону юго-запада, удаляясь от мечети по диагонали. По дороге вы увидите мультимедийный центр Tunisia Experience, где в очень живо отснятом фильме показывают историю Кайруана.

На пересечении улиц Дар-эль-Бей (Rue Dar el-Bey) и Куд (Rue de Koud) нужно повернуть налево, а затем на улице Трёхвратной Мечети (Rue de la Mosquee des Trois Portes) - направо. Тут же будет и сама Трёхвратная мечеть, которую легко узнать по трём расположенным подряд входам. У этой мечети, основанной в 866 году богатым купцом, привлекает внимание прекрасный фриз на фасаде с лепным орнаментом и каллиграфией. Улица Трёхвратной Мечети выходит на небольшую площадь, на которой находится знаменитый колодец Бир Барута (Bir Barouta). «Бир» означает «источник», а именно этому приписывают особенные свойства: говорят, что он имеет магическую связь со священной рекой Зем-Зем в Мекке, поэтому его вода исцеляет все болезни, какие только можно себе представить. У верблюда, который крутит колесо с черпаками, постоянно двигаясь по кругу, завязаны глаза, чтобы у него не кружилась голова.

Здесь вы окажетесь в самом сердце базарного квартала. Но прежде чем отправиться за покупками, стоит ещё ненадолго заглянуть кзавийе Сиди Абид-эль-Гариани (Zaouia de Sidi Abid el-Ghariani). В этом религиозном центре исламской общины, основанном в XIV веке, особенно хорош красивый внутренний дворик, выложенный чёрно-белым мрамором. Тот же двухцветный декор использован и в подковообразных арках, замыкающих расположенную по периметру колоннаду. А сама эта колоннада украшена такой изящной и узорчатой лепниной, такими удивительными резными деревянными потолками, что можно ходить здесь часами, рассматривая каждую деталь.

Ворота Баб-эш-Шуада (Bab ech-Chouada) ведут из Медины в Новый город. Площадь Эль-Беджауи, или площадь Мучеников (Place el-Bejaoui, Place des Martyrs), окружена уличными кафе, в которых убивают время в основном мужчины.

Назад в Медину, в мир торговых улочек, теперь лучше возвращаться по главной улице - улице 7-го ноября (Rue du 7. Novembre). Слева и справа повороты ведут в покрытые навесами базарные ряды (souks) и на базарную площадь Кайруана, где в утренние часы продаются фрукты и овощи. Тому, кто ищет для обеденного перерыва настоящий местный ресторан, советуем отведать простую трапезу в Restaurant de la Jeunesse в базарном квартале, вместе с торговцами и покупателями. Обязательно попробуйте кайруанское сладкое блюдо, макруд (makroudh): эта выпечка с финиками, выложенная пирамидами, украшает витрины кондитерских.

У ворот Баб-эт-Тунес (Bab et-Tunes) Медина кончается, и дальше путь лежит по улице От-Марше (Rue du Haut Marche) на запад к проспекту Республики (Av. de la Republique). С левой стороны находится ещё одно святилище Кайруана, завийя Сиди Амор Аббада (Zaouia de Sidi Amor Abbada) Её называют ещё «Сабельной мечетью», потому что она была построена в XIX веке кузнецом, который украсил свой мавзолей всевозможными клинками. Уходящий направо проспект Республики ведёт к самой, пожалуй, важной цели паломников священного города: к завийе Сиди Сахаба (Zaouia de Sidi Sahab), называемой в народе также «мечетью Брадобрея». Здесь покоится соратник пророка Мухаммеда, которого часто ошибочно считают его брадобреем, потому что он был обладателем трёх волос из бороды пророка и носил их при себе как талисман.

Завийя, целый комплекс из гробницы святого, мечети, медресе и гостиницы для паломников, основательно перестраивалась в XVII, XVIII и XIX вв. Поэтому, в отличие от Большой мечети, она предстаёт в пышном архитектурном стиле эпохи Хафсидов, когда в Тунисе правили наместники османов. Поражает богатство майоликовых изразцов и лепнины на стенах; потолки из превосходного кедрового дерева украшены изысканной росписью, полы покрыты мрамором. Паломники молятся у гробницы и после этого идут к служителю, чтобы он окропил их розовой водой. К Сиди Сахабу приходят в первую очередь женщины и девушки, чтобы испросить у него счастья и плодовитости.

На машине или на такси можно добраться до одной из самых красивых коллекций исламского искусства, которые только может предложить Тунис. Она находится в пригороде Реккада (Reqqada). Но у этого Исламского музея (Musee Islamique) есть один недостаток: подписи к большинству экспонатов сделаны по-арабски. Это, впрочем, не мешает любоваться орнаментами и каллиграфическими надписями на стекле, на свитках Корана, на штукатурке и дереве.

Другие города Туниса
Тунис Тунис — старинный арабский город в Северной Африке, столица Туниса, его сердце, крупнейший центр...
Карфаген Карфаген — финикийское государство, существовавшее в древности на севере Африки, со столицей в...
Сиди-Бу-Саид Красивее всего Сиди-Бу выглядит в конце дня, когда туристы и местные жители бесцельно бродят по...

Смотрите также: Фото Нахичеваня, Достопримечательности Панамы, Города Монако, Нигерия, Геленджик, Порт-Вила, Водопады Карфигуэла, Флэтайрон-билдинг



Наверх