Остров Джерба (Djerba)

Остров Джерба — крупнейший остров у средиземноморского побережья Африки, расположен в заливе Габес в 120 км от границы Ливии. Остров претендует на звание страны лотофагов, которую описал Гомер в своей «Одиссее» как идеальное место, где странник может остаться навсегда. В легендарном повествовании Одиссей и его спутники наслаждались здесь приятно-наркотическими плодами лотоса, которыми они подкреплялись после сражений. Сегодня существует современный вариант прославленного эликсира - местный напиток букха, ферментированный алкоголь из инжира или фиников.

Небольшой, обрамленный пальмами мифический остров прекрасен, однако здесь немало туристов, устремляющихся не только отдохнуть на чудесных пляжах, но и осмотреть уникальные дома и мечети. На острове много ферм, на которых выращивают финики, и оливковых рощ. Побеленные мечети с крепкими стенами (это необычно для Туниса) сияют под яркими лучами солнца. Прогулка на велосипеде по острову - превосходный способ испытать на себе его очарование.

На Джербе процветает рыбная ловля, причем рыбу ловят по-прежнему традиционными методами. В порту можно увидеть длинные ряды нанизанных на веревку терракотовых горшков, каждый в форме репы и высотой около 45 см. На верху каждого горшка вокруг ободка завязана бечевка. Связанные один с другим горшки рыбаки оставляет в море в нескольких милях от берега. По какой-то необъяснимой причине эти горшки буквально притягивают осьминогов - их ловят так еще с тех пор, как финикийцы открыли этот способ ловли 3000 лет назад.

Остров Джерба соединён с материком дорожной насыпью длиной 6,5 км, которая, как полагают, осталась ещё от римских времён. Говорят, что этот остров - то самое таинственное место, где Одиссей повстречал лотофагов, «пожирателей лотосов». В отличие от Одиссея, многие из отдыхающих, когда-либо побывавших на Джербе, приезжают сюда вновь. Климат здесь очень приятный, люди доброжелательные, пляжи красивые и обширные, а вдали от побережья, несмотря на весь напор приморского массового туризма, всё ещё сохранился традиционный провинциальный Тунис. Водоснабжение сейчас обеспечивают два магистральных трубопровода, идущие с материка.

Джерба и её население пошли по другому пути развития, чем остальной Тунис. Как и на материке, на Джербе поначалу жили исключительно берберы. Но, в отличие от прочих областей Туниса, арабским завоевателям не удалось ни вытеснить, ни ассимилировать местные племена. Берберы Джербы принадлежат к особой исламской религиозной общине - ибадитам. Они отвергают любые развлечения и роскошь, ведут очень скромный и непритязательный образ жизни и не строят себе больших мечетей. Семьи собираются на молитву в простых сельских молельнях в собственных подворьях (мензелах).

Архитектура ибадитов Джербы тоже отличается от той, что мы видим в городах. Мензелы и мечети строят из глины и белят снаружи. Каждое такое сооружение похоже на маленькую крепость: оно окружено высокими стенами и имеет резервуар, в который собирается вода от скудных дождей. Мягкий строительный материал не позволяет получить ровные линии или прямые углы, и поэтому архитектурные формы кажутся очень мягкими, текучими и живыми.

Самая яркая черта ибадитов - это их склонность жить «единоличниками». Здешние крестьяне никогда не селились деревнями, а строили свои мензелы на приличном расстоянии от соседей. И, как следствие, на острове никогда не было больших городов. А те, что сегодня существуют, возникли из базаров, где обосновались торговцы с материка. Такой способ поселения удивителен ещё и потому, что Джерба без конца подвергалась угрозам и нападениям: после арабского завоевания (VII в.) последовали норманны (XII в.) и испанцы (XVI в.). Потом на острове поселились пираты, которых поддерживали османы. Все завоеватели старались обосноваться на побережье, а ибадитов, живших в центре острова, почти никто не трогал.

Два городка, Хара Сегира и Хара Кебира, были основаны евреями, которые, как полагают, обосновались на Джербе уже в VI веке до н. э. Письменные упоминания о еврейской общине на острове Джерба известны с XI века.

Хумт Сук

Хумт Сук (Houmt Souk) - это столица острова, и долгое время он был единственным крупным поселением на Джербе. Здесь собирался базар, отсюда и происходит название houmt souk, «базарный квартал». Несмотря на всю свою значимость для торговли, в наши дни этот базар занимает довольно скромную площадь. Когда жители Джербы идут за покупками, они предпочитают современные магазины или «Ливийский рынок» на окраине города, где торгуют смесью из секонд-хэнда и контрабандных товаров.

Лучше всего заходить на базар с восточной стороны, с улицы Абдель-Хамид-эль-Кади (Rue Abdel Hamid el-Khadi). По бокам узкого входа в Старый город стоят две мечети. Мечеть Чужеземцев (Mosquee des Etrangers) с квадратным минаретом и белыми куполами над молельным залом, как явствует из её названия, была предназначена для «пришельцев», посещавших Хумт Сук.

Напротив неё стоит заложенная в 1674 году мечеть Ибрагима эль-Джемни (Ibrahim el-Jemni), с собственным хамамом, расположенным в нескольких шагах от неё. По узкому переулку можно выйти на симпатичную площадь Хеди Шакера (Place Hedi Chaker) и далее на площадь Фархата Хашеда (Place Farhat Hached), где между цветущими бугенвиллеями и кустами гибискуса поджидают гостей кафе и рестораны. По дороге вам встретятся караван-сараи (foundouk), которыми так славится Хумт Сук. В караван-сараях раньше останавливались торговцы: на первом этаже помещались товары и вьючные животные, на втором находились комнаты для гостей. Сегодня в таких гостиницах, как «Er-Riadh» или «Touring Club», можно вкусить эту атмосферу караван-сараев - при условии, что вы готовы отказаться от душа в номере.

К северу от обеих площадей лежит базар (Souk), отчасти крытый, где можно найти множество ювелирных лавок. С золотом испокон веков работали жители Джербы еврейского происхождения, потому что берберы считают этот металл нечистым. Кроме украшений, на базаре продают тканые ковры, гончарные изделия и одежду, но всё по довольно высоким ценам. Если прийти сюда в первой половине дня, то вы можете попасть на рыбный аукцион. Свежепойманную рыбу расхваливают во весь голос, продавец держит её целой связкой высоко над головой, перекупщики толкаются, предлагают цену, кричат.

На северном конце базара, возле площади Ариша (Place Arisha) обнаружится ещё один караван-сарай и католическая церковь, в которой теперь возобновлены службы.

Улица Тайеб Мхири (Rue Taieb M'hiri) ведёт мимо семи куполов и круглого минарета Турецкой мечети (Jamaa Et Trouk) на северные окраины Хумт Сука и в сторону порта. Здесь, господствуя над всем, возвышается форт Гази Мустафы (Fort Ghazi Moustapha), построенный в XV веке на римском фундаменте. Он послужил ареной для одного из самых жутких злодеяний печально известного корсара Драгута, который начал свою карьеру на службе у османов, но вскоре откололся и наводил со своим флотом страх на средиземноморских соседей. В 1560 году, когда Драгут взял штурмом эту крепость, в форте укрывались около 6000 испанцев. Они были взяты в плен и обезглавлены. Из их черепов Драгут велел построить перед фортом зловещую башню, о которой ещё в XIX веке рассказывали путешественники. Об этом сегодня напоминает обелиск.

Напротив и наискосок находится ресторан «Haroun», который раньше считался лучшим на Джербе. Здесь можно прекрасно посидеть, но цена и качество уже явно не соответствуют друг другу. Тот же «Нагоип» организует экскурсионные поездки на Остров Фламинго (lie des Flamants). На этом полуострове накрывают походные скатерти и угощают тунисскими лакомствами, в то время как по воде безмятежно бродят фламинго, выискивая па дне корм.

Очень интересно будет посетить музей Хумт Сука, оборудованный в залах завийи на улице Абдель-Хамид-эль-Кади. Завийя - это религиозный центр мусульманской общины. Чаще всего завийя состоит из могилы её основателя, мечети и помещений, где могут остановиться паломники. Музей представляет традиционную одежду и замечательные украшения из Джербы. В куббе - мавзолее, где покоятся сразу два святых, поражает совершенно уникальная конструкция купола из вставленных друг в друга керамических трубок цилиндрической формы.

Гостиничные зоны

Гостиницы сосредоточены на северо-восточном выступе Джербы вокруг мыса Рас-Тагернес (Ras Taguerness).

В западном направлении от маяка у мыса (вход на который закрыт) простирается пляж Сиди-Махрес (Plage de Sidi Mahres), к югу гостиницы и рестораны тянутся вдоль пляжа Сегиа (Plage de la Seguia) в сторону Агира (Aghir). Обитатели гостиниц повсюду могут найти бесконечные песчаные пляжи. На пляже Сегиа есть и пара каменистых участков, да и сам пляж не настолько широк, как Сиди-Махрес. Ближе к гостиницам высокие песчаные дюны образуют естественный защитный вал против часто дующих с моря ветров.

У подножия маяка лежит мелкая лагуна, где собирается множество морских птиц и где очень хорошо гулять и наблюдать за нашими пернатыми собратьями.

Столь же близко от маяка находится прекрасная площадка для игры в гольф, зелёное, чуть неровное поле с 27 лунками, где новички за небольшую плату могут пройти вводный курс. Кроме того, здесь есть большое казино.

Самая последняя новинка среди островных развлечений - тематический парк Djerba Explore (рядом с маяком), представляющий архитектуру, культуру (в музее Lalla Hadria) и образ жизни ибадитов. Некоторое разнообразие в прогулку по воссозданной деревне Djerba Heritage с её традиционными домами и мастерскими вносят кафе и сувенирные магазины. На большой крокодиловой ферме («Crocod'iles») рядом с деревней можно полюбоваться на этих доисторических рептилий. Кормление крокодилов довольно впечатляющее зрелище, оно начинается примерно в 17 часов.

В гостиничной зоне пляжа Сиди-Махрес, на том краю, который обращён к Хумт Суку, вы найдёте несколько отелей и пансионатов попроще.

Экскурсия по острову

Джерба - остров не очень большой, площадью всего в 514 км², и к тому же почти полностью равнинный. Самое высокое его место - это глинистые холмы близ деревни Геллала (Guellala) (55 м). Поэтому остров идеально подходит для велосипедных прогулок. Велосипеды можно взять напрокат у гостиниц и в Хумт Суке.

Обзорная экскурсия по острову в большинстве случаев начинается в одной из двух туристических зон: Сиди-Махрес или Сегиа. Окружным центром и одновременно популярной целью для вылазок у туристов из гостиниц служит оживлённый городок Мидун (Midoun) здесь раньше находился рынок рабов. Этим объясняют тот факт, что у многих здешних жителей цвет кожи темнее, чем у остальных джерби.

На базарной площади гостей ожидает грандиозный выбор керамических блюд и ваз. В «Cafe de la Jeunesse» в тени старого платана сидят мужчины, потягивая кофе, играя в домино или читая газету. Несколько хороших ресторанов приглашают на обед, в их числе симпатичный ресторан «La Coucousserie», в меню которого можно найти удивительно разнообразные блюда на основе кускуса. На стадионе находчивый начальник управления по туризму организовал фольклорное празднество - Берберскую свадьбу (Manage berbere), которая каждый вторник привлекает туристов из прибрежных гостиниц.

Из Мидуна есть две возможности продолжить путь: либо повернуть назад к побережью и двигаться вдоль него через Агир и Эль-Кантару, либо поехать вглубь острова. Второй маршрут красивее, так как он проходит по сельской части Джербы с её хуторами и оливковыми рощами. Правда, прежде чем двинуться на запад, стоит немного отклониться в сторону и проехать 4 км по дороге в сторону Хумт Сука к мечети Фадлун (Fadhloun). Эта мечеть много лет назад была заброшена, а теперь она открыта для посетителей. По ней можно изучить отличительные черты архитектуры Джербы. В переднем дворе находится имплювий (водосборник): неглубокий выбеленный бассейн со сточным отверстием, в котором дождевая вода собиралась и переправлялась в стоящую под ним цистерну. Рядом находится место для ритуальных омовений перед молитвой. Через узкий проход во второй обводной стене вы попадаете в скромный внутренний двор мечети и оттуда в молельный зал без украшений, который опирается на четыре массивные колонны. По узкой лестнице можно подняться на минарет и полюбоваться на мечеть сверху.

Вернувшись назад в Мидун, можно теперь двинуться вглубь острова через деревушки Махбубин (Mahboubine) и Бедуин (Bedouine) в Седуйкеш (Cedouikech). патриархальное местечко, живущее гончарным ремеслом.

Но более известна в этом плане Геллала (Guellala), настоящая деревня гончаров. Впрочем, не трудитесь искать на прилавках и рынках Геллалы простые, не разукрашенные глиняные кувшины, формой напоминающие античные амфоры, которые изготавливали здесь испокон веков. Туристический вкус рождает предложение, и поэтому теперь всё уставлено керамикой с бело-сине-зелёным орнаментом, которую вообще-то производят в Набёле. То, что делается прямо здесь, лепят из глины, добываемой в толще холма под Геллалой. С течением времени, чтобы добраться до сырья, пришлось прокопать шахты и штольни. В старинных печах, расположенных наполовину под землёй, изделия из глины проходят обжиг. Некоторые печи в Геллале можно посмотреть - но в знак благодарности от вас ожидают покупку сувенира.

Достойный внимания музей немного в стороне от Геллалы рассказывает не только о гончарном ремесле, но и о тунисских народных обычаях. По соседству кафе-ресторан приглашает перекусить и выпить стакан мятного чая.

На юг и в Эль-Кантару можно проехать по хорошо укатанной дороге вдоль моря. По пути то и дело попадаются верши, поставленные в неглубоких местах, а кое-где на берегу лежат перевязанные верёвкой глиняные кувшины. Рыбаки Джербы ловят свою добычу точно так же, как и их коллеги на островах Керкенна: они загоняют косяк между двумя рядами сетей, так что рыбы плывут в постоянно сужающемся проходе и в конце концов оказываются в ловушке. Осьминогов же приманивают глиняными кувшинами, используя их привычку забираться в тёмные укрытия, - а потом остаётся только поднять наверх кувшины с сидящими в них моллюсками.

В Эль-Кантаре (El-Kantara) начинается дамба, которая тянется через морской пролив на материк. Эта перемычка появилась ещё в античные времена, и, конечно же, римская дорога (Chaussee romaine) на ней не сохранилась. Рядом с дамбой видны трубы водопровода, снабжающего Джербу водой с материка. На самом острове нет источников воды, а скудных дождей едва хватает для сельского хозяйства.

Если двигаться дальше вглубь острова, дорога приведёт вас в Эль-Мэй (El May). Здесь есть ещё один показательный пример своеобразной архитектуры мусульман-ибадитов: белая мечеть Эль-Мэя, укреплённая высокими стенами и мощными контрфорсами. Закруглённые углы и плавные линии смягчают внешний вид этого строения, вообще-то весьма неприветливый, и лишают его всякой грозности. Подобный архитектурный стиль можно найти в группе оазисов Мзаб (M'zab) в алжирской Сахаре, где тоже живут берберы, приверженцы одной из строгих религиозных сект.

Местечко Хара Сегира (Hara Seghira), оно же Эр-Риад (Er-Riadh), -ворота из мира исламской веры в мир иудейской. Здесь находится синагога Ла-Гриба (La Ghriba), самая старая в Африке, которая ежегодно, через 30 дней после еврейской ветхозаветной пасхи, становится одним из крупнейших мест паломничества североафриканских евреев.

Евреи живут на Джербе по крайней мере с 586 года. Хотя исторические документы о том умалчивают, но есть версия, что еврейские беженцы оказались в Северной Африке не позднее 70 года н. э., после завоевания римлянами Иерусалима. Правители исламских династий, как правило, евреев не трогали. Ислам признавал евреев как «людей Книги» (под Книгой подразумевался Ветхий завет) и ставил выше, чем «язычников». Правда, они, как и христиане, должны были платить особые налоги и жить в определённых районах города, называемых хара или меллах. После основания государства Израиль большинство евреев покинули Северную Африку; сейчас их на Джербе проживает около 1000 человек.

Нынешнее здание синагоги относится к 1920 году. Входить в неё разрешается только с покрытой головой (платки и шапки выдаются напрокат) и без обуви. Во внутреннем убранстве преобладают белые и голубые цвета, и всегда можно увидеть пожилых мужчин, сидящих в сумеречном свете за изучением Священного писания. Драгоценные свитки Торы тщательно оберегаются от глаз посетителей. Вероятно, они относятся к числу древнейших списков Торы, существующих на сей день в иудейском мире.

В Эр-Риаде недавно был открыт очаровательный отель, задуманный как альтернатива номерам в гостинице для паломников. Он открыт и не только для иудеев. В его ресторане подают блюда средиземноморской кухни.

Другие достопримечательности Туниса
Сахара Сахара — крупнейшая пустыня, расположенная в Северной Африке. Она является самой большой пустыней...
Атласские горы Атласские горы — большая горная система на северо-западе Африки, тянущаяся от атлантического...
Медина Туниса Медина Туниса — прекрасно сохранившийся исторический центр Туниса, с 1979 года внесённую в список...

Смотрите также: Фото Манамы, Города Коморских Островов, Синт-Эстатиус, Йезд, Алеппо, Маяк Хоуп-Тауна, Затопленная колокольня



Наверх