Город Мары (Mary)

Мары — город на юге Туркменистана, на территории Мургабского оазиса в дельте реки; является столицей Марыйского велаята. С юга город огибает Каракумский канал. В 1884 году с приходом в Среднюю Азию российских войск, в Мары, который в то время назывался красивым древним именем «Мерв», был, как и в Ашхабаде, образован военно-административный центр на месте текинского поселения. В 1937 году название города решили поменять на Мары, которое нам сейчас и известно.

Мары является одним из промышленных центров страны. Здесь работают машиностроительный завод, продукция которого - центробежные нефтяные насосы для перекачки нефти, экспортирующиеся в страны СНГ; авторемонтный завод, хлопкоочистительный завод, кожевенный завод, домостроительный комбинат, комбинат строительных материалов, Туркменский завод азотных удобрений. Помимо этого в городе функционируют шерстомойная, прядильно-ткацкая, швейная, ковровая, кондитерская и мебельная фабрики, пивоваренный и молочный заводы. Также город является центром газовой промышленности республики.

Особенности

Гордость Мары - производство ковров ручной работы. Здесь можно найти ковры, различающиеся по стилю и месту изготовления, они бывают нескольких видов: текинские, салорские, иомудские и эрсаринские. Из них текинские ковры - самые знаменитые, заключающие в себе секреты традиций коврового искусства племени теке.

Коневодство в Мары представлено разведением известной на весь мир скаковой лошади ахалтекинской породы. Кстати на гербе республики Туркменистан изображен конь именно этой знаменитой масти.

Культурные центры: Краеведческий музей, Музей истории, Государственный драматический театр имени Кемине, кинотеатры, художественная и музыкальная школы, детско-юношеская спортивная школа, станция юных техников, библиотеки, Дворец культуры.

Достопримечательности

«Вечный огонь» - памятник павшим в Великую Отечественную войну и участникам боевых действий в Афганистане. Монументы «Родина-мать» и «Вечная слава» установлены на братской могиле героев Гражданской войны. Памятники поэтам и просветителям Молланепесу, Кемине, Махтумкули.

Мерв

Мары - это третий по величине город Туркменистана, который, по сути, тоже не имеет какой-то необыкновенной истории. Но вот что отличает его от всех остальных, так это одна очень знаменитая и важная достопримечательность – городище Мерв, расположенное всего в 30 км от современного Мары. Мерв, пожалуй, разве что только с Куня-Ургенчем – самое замечательное, что могло случиться с Туркменистаном за все время его существования. В период своего расцвета Мерв вполне мог считаться одной из драгоценнейших жемчужин Востока, которая на протяжении пяти столетий сияла и переливалась на фоне могущественных империй древних династий, неизменно являясь либо их столицей, либо крупнейшим и любимейшим городом шахов. С начала его возникновения и вплоть до разрушения монголами, год за годом, десятилетие за десятилетием он рос, развивался и совершенствовался благодаря искусным мастерам и заботливым жителям. По сегодняшний день Мерв считается религиозным центром паломников, так как на его месте до сих пор сохранились те духовные памятники, которые были построены еще при давно ушедших в историю поколениях.

Мерв - являлся одним из древнейших городов Средней Азии, располагавшийся на берегу реки Мургаб. Руины Мерва изучались с 80-х годов 19 века, особенно интенсивно - с 1946 археологической экспедицией под руководством Е. Массона. Древнейшую часть города составляет городище Эрк-Кала, которое существовало уже в середине 1-го тысячелетия до н.э. Городище окружено сырцовой стеной, в центре расположено здание на монолитной платформе.

Расцвет Мерва в древности приходится на 2 век до н.э. – 3 век н.э. В это время он представлял собой город, состоящий из цитадели (Эрк-Кала), собственно города (современное городище Гяур-Кала) с планировкой, определяемой двумя главными улицами, с нерегулярной внутриквартальной застройкой и оборонительными стенами, и пригорода, также окруженного стеной. В 3 веке Мерв входил в состав государства Сасанидов, в 7 веке был завоеван арбами. В этот период внутри Гяур-Кала и в пригороде возникли культовые сооружения (два буддийских и христианский монастыри) и замки феодалов.

Наибольшего расцвета Мерв достиг, будучи столицей государства Сельджукидов в 11-12 веках. В 12-13 веках он становится крупным центром государства Хорезмшахов.

В 1222 году город был разрушен монголами, после чего, однако, возродился, но значительной роли больше не играл. В 1510-24 и 1601-1747 годах Мерв находился под властью персов, а к 19 веку окончательно пришёл в упадок, и центр области переместился в город Мары, который находится в 30 км к востоку.

Постройки древнего Мерва

Эрк-Кала - цитадель площадью 112 га относится к эпохе правления династии Ахеменидов. В то время являлась центром древнего Мерва. Над городищем возвышается здание на монолитной платформе, вокруг него воздвигнута сырцовая крепостная стена, высота которой достигает почти 30 метров. Въезд в крепость находился на южной стороне, на возвышенности. Внутри нее сохранились развалины царского дворца. На севере располагалась городская площадь. Маргуш – название города, которое некогда получила крепость.

Гяур-Кала - раннесредневековое поселение, на территории которой покоятся руины нескольких буддийских и христианских монастырей, а также двухэтажных замков вельмож. Размер городища составляет более 300 га. Гяур-Кала окружена почти двухкилометровыми стенами, каждая из которых имела ворота. Когда-то на месте Гяур-Калы был расположен город Антиохия, построенный по приказу царя Селевкидов – Антиоха. В то время город входил в состав государства Маргиана. Стена, окружавшая Антиохию, служила преградой на пути завоевателей и не допускала проникновение песков пустыни.

Гебеклы - городище раннепарфянского периода, находящееся в 32 км от Гяур-Калы. Небольшой по размерам город возник неподалеку от древнего поселения маргиацев за крепостными стенами Антиохии (Гяур-Калы). Гебеклы был обнесен квадратной крепостью, имеющей только один вход. Широкое развитие на этой территории получило ремесло, о чем свидетельствуют различные гончарные и ювелирные изделия, найденные здесь во время раскопок.

Султан-Кала - городище, построенное в форме неправильного четырехугольника, располагалось немного западнее Гяур-Калы. В период властвования династии Сельджуков была ядром столицы их государства. Султан-Кала переводится как «Крепость султанов»; она являлась территорией, на которой была построена цитадель Шахрияр-арк.

Шахрияр-арк - цитадель, включающая руины казарм и дворцовых сооружений, а также мавзолей султана Санджара. Относится к сельджукскому периоду.

Дурнали - городище, расположенное в 25 км от крепости Гяур-Кала. Это место, где покоятся руины построек 9-12 веков. Однако городище имеет более древнюю историю. Некогда на этом месте располагался крупный парфянский город, окруженный мощной крепостью, которая была отреставрирована в средневековье. Крепость имела четкую прямоугольную форму (около 180х160 м). По углам, а также вдоль стен располагались мощные башни. В ее функции входила защита за своими стенами большого количества горожан: число бойниц достигало пятисот, кроме них использовался верхний ярус - зубцы стен и башни, из-за которых осуществлялся обстрел неприятеля. Внутренняя территория крепости почти не застроена. Лишь недалеко от центра крепости сохранились руины какого-то крупного здания. Частично сохранились стены крепости. О возрасте Дурнали свидетельствуют найденные здесь монеты, датируемые 1-2 вв. н.э.

Харам-Кешк - замок дехканского поместья, находящийся недалеко от Гяур-Калы, с 9 по 13 века служил жилым помещением. Сейчас от него остались лишь часть гофрированной стены второго этажа и полуразрушенное пространство первого.

Акуйли-Коушук - это замок (кешк) прямоугольной формы, расположенный в двух километрах от городища Дурнали. Дошел он до нас в полуразвалившемся состоянии, время почти не коснулось лишь первого этажа постройки. В центре замка красуется квадратный зал, состоящий из двух этажей. По левую и правую стороны от зала располагаются по пять комнат на обоих этажах.

Гонур-Депе - некогда, скорее всего, являлся столичным городом, однако в нем находилась не резиденция правителя, а по всей вероятности место проживания духовника, Верховного жреца. Датирующийся 2-1 тысячелетием до н.э., он был священным религиозным центром верующих, которые совершали паломничества в этот город Маргуша. При раскопках в 90х годах 20 века здесь были найдены разнообразные предметы домашней утвари, зеркала, косметические сосуды, серебряные украшения, алебастровые и керамические вазы, относящиеся к 3 тысячелетию до н.э.

Мечеть Талхатан-баба - мечеть, построенная на территории средневекового поселения на местном кладбище, датируется 11 веком. По композиции представляет собой правильный прямоугольник без каких-либо навесов, куполов или колонн, однако главный фасад обрамлен сразу тремя арками. Средняя арка – самая широкая. Она соответствует центральной части здания. Две меньших по обе стороны от нее - боковым. Таким образом, создается впечатление, что мечеть поделена арками на три отсека. Уравновешенность и гармония усиливается блестящей орнаментацией стен и однородностью внешнего и внутреннего декора, созданного с применением жженого кирпича.

Мечеть Юсуфа Хамадани - важный религиозный памятник, которому поклоняются мусульмане. В 13 веке над могилой дервиша Абу-Якуб Юсуф ибн Айюба из иранского города Хамадана был возведен мавзолей, которой, к сожалению, не сохранился. В 19 веке здание было частично реконструировано. Могилу Юсуфа Хамадани символизирует склеп из черного мрамора, украшенный цветочным орнаментом и надписями. Основную часть комплекса составляет молельня в западной части мавзолея.

Мавзолей Мухаммеда-ибн-3ейда - расположен на пригородной территории столицы государства Селджукидов, возведён около 1112 года. Также является памятником Султан-Калы. Мухаммед-ибн-Зейд пославился у себя на родине тем, что организовал восстание против арабских халифов, которое, к сожалению, было жестоко подавлено, а самого предводителя казнили. Его голова была отрублена и на месте, где ее похоронили, построили мавзолей, разросшийся со временем до великолепного архитектурного комплекса.

Мавзолей Султана Санджара - самая величественная и удивительная постройка 11 века, созданная по приказу Султана Муизеддина Санджара. Высота его может поразить даже современного человека – 38 метров. После смерти Султана похоронили в этом самом мавзолее, однако во время монгольского нашествия на Мерв, где постройка собственно и располагалась, останки Султана перенесли в другое место. С тех пор под сводами мавзолея нет ничего, кроме мертвенной пустоты. Для многих верующих сегодня мавзолей является священным местом, куда стекаются тысячи паломников.

Абдуллахан-Кала - южное городище Мерва, в котором содержатся медресе, мечети, мавзолеи и дворец. Крепость Абдуллахан-Кала была построена Шахрухом – сыном Амира Тимура на территории Нового Мерва. Крепость имела важное стратегическое значение для города и служила великолепным оборонительным комплексом.

Байрамалихан-Кала - крепость Нового Мерва, относящаяся к 18 веку. Ее стена соединена с западной стеной соседней крепости Абдуллахан-Кала. Длина западной стены Байрамалихан-Кала равнялась почти 750 метрам, а длина северной и южной стен равнялась 500 метрам. До настоящего времени, однако, частично сохранились лишь северная стена и небольшие фрагменты южной.

Кыз-Кала - две небольшие крепости, довольно плохо сохранившиеся до наших дней. Большая Кыз-Кала состояла из двух этажей. Первый этаж имел пять комнат, а ведущая вниз лестница проходила через аркообразный коридор. Планировку второго этажа можно лишь вообразить по сохранившимся фрагментам. Второй этаж также имел около пяти комнат, расположенных вокруг внутреннего двора.

Малая Кыз-Кала сохранилась гораздо хуже. Она расположена почти в 100 км от своей соседки и построена по тому же плану. Гофрированный фасад сохранился только на южной и восточной сторонах строения.

Комплекс Айваны Асхабов. Асхабами именовались сподвижники пророка Мухаммеда - Бурейд ибн Ал-Хусейб Ал-Аслами и Ал-Хаким ибн Амр Ал-Гифари. После смерти места их захоронений были местными святилищами, вокруг которых в 15 веке представители династии Тимуридов воздвигли религиозный комплекс. Их гробницы из черного мрамора украшены изысканной рельефной резьбой с растительными орнаментами и надписями. За гробницами стоят два отреставрированных айвана. По фотографиям конца 19 века можно увидеть, что их первоначальная высота составляла 12 метров, а украшены они были декорированными голубыми и бирюзовыми изразцами. В середине задней стены мавзолея написано слово «Аллах» на куфийском языке.

Гробницы по сей день служат местом поклонения мусульман. Поэтому недавно около айванов открыли места для приема паломников, места для приготовления пищи под открытым небом и крытую цистерну для снабжения комплекса водой, построенную в то же время, что и айваны.

Другие города Туркменистана
Туркменбаши Туркменбаши — крупнейший город-порт Туркменистана, находящийся на живописном берегу Каспийско...
Туркменабад Туркменабад — второй по величине город в Туркменистане. История города уходит своими корнями в...
Балканабад Балканабад – город в Туркменистане расположенный посреди засушливого региона, окружённого...

Смотрите также: Фото замка святого Ангела в Риме, Города Замбии, Хорватия, Санто-Доминго, Пятигорск, Замок Кайрфилли, Дом Черноголовых



Наверх