Хюэ

Город Хюэ (Hue)

Хюэ — бывшая столица Вьетнама, древний город с интересной историей. Он уцелел, несмотря на ожесточенные бои, кипевшие здесь в годы вьетнамской войны. Город не утратил своей романтической изысканности и духовности. Основатель династии Нгуен, император Жа Лонг, сделал Хюэ своей столицей в 1802 году, и вскоре город стал знаменит культурными учреждениями. Всякому, кто имел случай посетить КНР, наверняка запомнилась главная достопримечательность китайской столицы — императорский Запретный город, огромный комплекс дворцов, садов и парадных палат, окруженный красными кирпичными стенами. Хюэ гордится собственным Запретным городом, создатели которого творили с оглядкой на величие пекинской императорской резиденции, однако сумели придать своему детищу сугубо национальные черты. Императорский город был уничтожен сначала пожаром в 1947 году, затем во время одного из самых жестоких сражений в годы вьетнамской войны. Несмотря на это, некоторые здания уцелели и были восстановлены. Реставрация началась в 1975 году, а в 1993 году город стал объектом Всемирного наследия ЮНЕСКО, и это послужило реставраторам новым стимулом. В городе - две достопримечательности: ворота Нго Мон и дворец Тхаи Хоа, но, помимо этого, есть древние алтари, китайские залы собраний, пагоды, храмы, царские мавзолеи и интересные музеи, однако Хюэ заслуживал бы отдельного визита даже в том случае, если бы не располагал никакими другими достопримечательностями. Между тем ближайшие окрестности города насыщены едва ли не более впечатляющими памятниками. Все это делает Хюэ одним из самых посещаемых городов Вьетнама.

Хюэ - не только город-музей, здесь расположены пять университетов. В 1995 году правительство наделило его статусом независимого города в знак признания его растущего экономического значения.

История

Правление династии Нгуен — всего лишь небольшая надводная часть айсберга, с которым можно сравнить историю Хюэ. Около 2800 лет назад люди, населявшие местные земли, окончательно разделились на две группы. Одна обособилась в горах Чыонгшон — от нее пошли существующие ныне горные племена. Вторая осталась на морском побережье, постепенно «созревая» для собственной государственности.

В 192 г. в Хюэ прибыли выходцы из Китая, ускользнувшие из ослабевших рук последнего ханьского императора Сянь-ди и создавшие на территории современного Вьетнама небольшое государство Линьи. Так город впервые стал хоть и небольшой, но столицей. Основанное беженцами, Линьи было открыто для переселенцев из любой страны. Основной поток мигрантов шел с запада, откуда прибывали уроженцы Южной Азии, исповедовавшие индуизм. К 4 в. н. э. от выходцев из Китая осталось лишь воспоминание — княжество окончательно сменило культурный облик и стало ядром государства Чампа. Это было объединение индуистских княжеств, занимавшее всю территорию Центрального и Южного Вьетнама.

Пережив несколько набегов китайских войск с севера, Чампа достигла расцвета в VII — X вв. Но вокруг были и другие враги, готовые «съесть» богатого соседа. Склоняясь к упадку и терпя поражение за поражением от кхмеров, монголов и накопившего силу Дайвьета, Чампа вскоре начала сокращаться в размерах, и ее граница отодвигалась все дальше к югу. В 1306 г. территория современного Хюе окончательно вошла в состав вьетнамского государства. В середине XVI в. основатель могущественного клана Нгуен Хоанг, ставший фактическим правителем Центрального и Южного Вьетнама, задумал построить столицу, не уступающую Тханглонгу. Оставалось выбрать подходящее место. Князь ехал по берегу реки Хыонг и вдруг повстречал женщину, протянувшую ему благовонную курительную палочку. «Заложи город там, где она погаснет!» — сказала незнакомка. Когда палочка догорела, Хоанг увидел на берегу реки гряду красивых пологих холмов и тотчас приказал строить в этом месте крепость, получившую название Динькат.

После смерти Нгуен Хоанга в 1613 г. цитадель сменила название на Фусуан, а в середине XVIII в. получила нынешнее имя. В 1772 г. войска конкурирующего клана Чиней осадили город, а 14 лет спустя его хозяину Нгуен Фук Аню пришлось оставить свою резиденцию под натиском армии тэйшонов. За долгие годы, проведенные в изгнании, князь не забыл Хюэ и в 1802 г. вернулся в город под именем императора Зя Лонга — основателя новой династии. Началась эпоха расцвета Хюе, продолжавшаяся несколько десятилетий и завершившаяся со смертью императора Ты Дыка в июле 1883 г. Французское вторжение сначала вдвое сократило площадь державы Нгуенов, а в 1885 г. докатилось и до Хюэ. Войска колонизаторов подошли к городу, стремясь заставить юного императора Хам Нги признать права Франции на Тонкин. После того как в Запретном городе вспыхнул инспирированный колонизаторами мятеж, французы захватили Хюэ и разорили императорскую резиденцию. Придворная библиотека была сожжена, дворцы разграблены, а пытавшийся скрыться в Лаосе Хам Нги — схвачен и навечно выслан в Алжир. В 1903 г. с изгнанником познакомилась русская писательница Татьяна Щепкина-Куперник, посвятившая опальному императору грустный рассказ «Принц Ли-Тзонг».

Завершив завоевание Вьетнама, колонизаторы сделали Хюэ местом фактического заточения номинальных императоров обезглавленной династии. Утратив политическое влияние, императорская столица не сдалась — она стала хранительницей национальной культуры, старых традиций и классической конфуцианской науки. В начале XX в. патриотическая интеллигенция считала своим долгом отправлять детей на учебу в Хюэ. Одним из тех, чье образование начиналось на берегах реки Хыонг, был будущий могильщик французской колониальной империи — молодой Хо Ши Мин. В августе 1945 г. последний вьетнамский император Бао Дай принял в Хюэ эмиссаров революционного правительства. Передавая посланцам Ханоя символы власти — печать и меч, — декоративный монарх с изрядной долей облегчения произнес знаменитую фразу: «Лучше быть гражданином свободной страны, чем императором порабощенной!»

I Индокитайская война нанесла городу ощутимый урон. Когда французские войска отвоевывали город у отрядов Вьетминя, они не особенно церемонились с памятниками старины, «попадавшимися» им на пути. Впрочем, основным историческим памятникам Хюэ тогда удалось избежать разрушения. После раздела страны Хюэ отошел к Республике Вьетнам, а во время Американской войны пережил самое трагическое событие своей истории. В начале 1968 г. город прикрывали незначительные силы южновьетнамской армии, в то время как джи-ай (американские солдаты) были заняты на других направлениях. Никто не предполагал, что коммунисты нанесут удар в дни священного для вьетнамцев праздника Тэт.

На рассвете 31 января два полка Народной армии Вьетнама, проникшие с территории Лаоса по «тропе Хо Ши Мина», внезапно вошли в город и подняли над цитаделью флаг Вьетконга. Через пару часов во всем городе в руках противников Ханоя оставались два небольших укрепленных пункта, державших круговую оборону. Американскому командованию с большим трудом удалось перебросить в Хюэ резервы, натолкнувшиеся на упорное и хорошо организованное сопротивление. Город стал вьетнамским Сталинградом, в котором наступающему противнику приходилось драться буквально за каждый дом.

Особенно тяжелые бои развернулись в старинной цитадели, которая впервые за полтора века своей истории использовалась по прямому назначению. К концу второй недели сражения в Хюэ была разрушена половина всех зданий и сильно пострадали памятники прошлого. В разных районах города были открыты массовые захоронения людей, расстрелянных коммунистами «за службу сайгонскому режиму». 24 февраля американские и сайгонские войска восстановили контроль над Хюэ. Чтобы понять, как выглядел город к этому времени, достаточно посмотреть фильм Стэнли Кубрика «Цельнометаллическая оболочка» — действие боевых эпизодов картины происходит именно во время битвы за Хюэ.

Заживание «боевых ран» города было долгим и мучительным. Размеры ущерба были столь велики, а средства правительства СРВ так ограниченны, что следы разрушений 1968 г. до сих пор отчетливо видны в Цитадели и Запретном городе — и это, увы, не дань героическому прошлому. Тем не менее, в 1993 г. ЮНЕСКО внесла архитектурные памятники Хюэ в список Всемирного культурного наследия. Несмотря ни на что, в одной только бывшей императорской резиденции насчитывается ныне около 140 исторических зданий, а за ее пределами — свыше 90 храмов и пагод.

Расположение и транспорт

Хюэ четко делится на две части: Старый город с Цитаделью, расположенный на северном берегу реки Хыонг (Ароматная), и новые районы, возникшие в конце XIX в. к югу от реки. Основные магистрали нового города Хюэ — это улицы Хунг Выонг (Hung Vuong) и Ле Лой (Le Loi). Первая проходит с северо-запада на юго-восток. Северное окончание Хунг Выонг выходит на мост Чыонг Тьен (Truong Tien), построенный в конце XIX в. по проекту гениального француза Гюстава Эйфеля. К югу от моста, на пересечении Хунг Выонг с улицами Донг Да (Dong Da) и Ле Кюй Дон (Le Quy Don), находится главная площадь города. За мостом Ан Кыу (An Cuu), расположенным в южной части Хюэ, Хунг Выонг выходит за пределы города и соединяется с шоссе № 1, уходящим в сторону Дананга. В этом направлении расположены автовокзал Ан Кыу и аэропорт Фубай (Phu Bai).

Улица Ле Лой проходит по берегу реки Хыонг перпендикулярно Хунг Выонг. У западного окончания улицы расположен железнодорожный вокзал Хюэ (Ga Hue, 2, Bui ThiXuan, тел. 054-822175, касса работает до 17.00). Линия железной дороги пересекает реку и уходит в направлении Ханоя вдоль западной стены Цитадели. На юг от вокзала уходит улица Дьен Бьен Фу, ведущая к усыпальницам императоров династии Нгуен, а немного дальше к северу имеется несколько причалов прогулочных судов. На востоке улица Ле Лой упирается в устье реки Нынг — притока Ароматной. На стрелке двух рек расположен туристический район Нового города с улицами Ты Ван Ан (Chu Van An), Фам Нгу Лао (Pham Ngu Lao) и Во Тхи Сау (Vo Thi Sau). Здесь также находятся причалы речных трамвайчиков.

Вдоль северного берега Хыонг, вдоль стен Цитадели проходят улицы Чан Хунг Дао и Ле Зуан. К западу от цитадели, после пересечения с железнодорожной линией, улица Ле Зуан меняет имя на Ким Лонг и ведет к пагоде Тхьен My.

Автовокзал Ан Кыу (Ben Хе An Cuu, 3 км к югу от города по шоссе № 1). Обслуживает рейсы, отправляющиеся в южном направлении — в Дананг, Хой-ань и другие пункты.

Автовокзал Ан Хоа (Ben Xe An Joa, 4 км к северо-западу по шоссе № 1). Обслуживает рейсы северных направлений — Донгха, Донгхой и другие.

Автовокзал Донг Ба (Ben Xe Dong Ba, на улице Чан Хунг Дао, справа от моста Чыонг Тьен). Обслуживает рейсовые автобусы, курсирующие в пределах провинции Тыатьен-Хюэ.

В Дананг и Хойань можно добраться из Хюэ с помощью микроавтобуса, отправляющегося от гостиницы Duy Tan Hotel (12, Hung Vuong St., 3 USD, рейсы в 8.00 и 13.00).

Автобусы open-tour проезжают через туристический район города и делают остановки по требованию. Билет любого направления можно приобрести в отелях и турагентствах.

Автобусы Kim Travel выполняют отсюда рейсы в Саваннакхет (Лаос), они отправляются в 6.00 и прибывают в 14.00 на следующий день (18 USD).

Турагент, продавший билет на автобус open-tour, организует остановку автобуса и доставку клиента из отеля к месту посадки (на мотобайке). Автобусы до Ханоя отправляются из Хюэ вечером. Рекомендуется автобус, оборудованный полками для сна.

В любом отеле можно арендовать велосипед (от 10 000 донгов) или мотобайк (от 5 USD) для передвижения по городу. В городе нет недостатка в сикло и се ом (от 5000 до 15 000 донгов).

Аэропорт Фубай находится в 13 км от города. Офис Vietnam Airlines расположен в отеле Thuan Ноа (7, Nguyen Tri Phuong St., тел. 054-824709), здесь же находится дополнительный офис Sinh Cafe. Специальный автобус (30 000 донгов) регулярно отправляется в аэропорт от авиакасс (12, На Noi St., тел. 054-823249). Такси до аэропорта обойдется в сумму около 120 000 донгов.

Большие перевозчики имеют в Хюэ собственные отделения: Sinh Cafe - 2, Hung Vuong St. (тел. 054-822121). Kim Travel - 8, Hung Vuong St (тел. 054-849327).

Климат

Для Хюэ характерны прохладные влажные зимы и жаркие сухие летние месяцы. В декабре-январе температура воздуха держится около отметки 20 °С. Начиная с конца февраля температура начинает повышаться, достигая с июня по август максимальных значений 30 — 35 °С. Дожди начинают лить в сентябре и продолжаются до конца декабря. С марта постепенно устанавливается ясная погода.

Достопримечательности Хюэ

Цитадель и Запретный пурпурный город

Знакомство с памятниками Хюэ следует начать с главного — с Цитадели (Кинь Тхань) и Императорского города (Хоанг Тхань), расположенных на северном берегу реки. Эти величественные сооружения расположились на фоне живописных холмов Нгыбинь, лежащих к северу от них. Квадратная в плане крепость была построена в правление императоров Зя Лонга и Минь Мангав 1804—1832 гг. Общая протяженность стен Цитадели, усиленных 24 бастионами, составляет около 10 км при высоте в 6 и ширине в 21 м. И это еще не все — по всему периметру Цитадель окружают наполненные водой рвы шириной 30 м и глубиной 4 м.

Крепость строилась по европейским образцам и была рассчитана на противостояние тяжелой осадной артиллерии. С внешним миром Цитадель связывают 10 ворот, увенчанных двухъярусными сторожевыми башнями. В соответствии с древней китайской традицией, унаследованной вьетнамскими государями, парадные ворота находятся с южной стороны, на берегу Ароматной реки. Велорикша поможет добраться сюда из туристического района города примерно за 10 минут. Ближе всего расположены ворота Тхыонг Ту (Thuong Tu), однако для начала знакомства с Цитаделью лучше проехать чуть дальше — к воротам Нган (Ngan) и Куанг Дык (Quang Due). Фасады их надвратных башен обращены к юго-востоку, а над крепостной стеной между ними возвышается Кот Ко - Флаговая башня, построенная в 1809—1831 гг. Это было крупнейшее сооружение подобного рода во Вьетнаме, которому, увы, выпала очень несчастливая судьба. В 1904 г. башня была впервые разрушена небывало сильным тайфуном, налетевшим на город. В 1915г. памятник удалось наконец восстановить, однако в 1947 г. он вновь оказался утрачен. Результаты повторной реставрации оказались сведены на нет во время сражения 1968 г.

Сейчас на основании башни возвышается флагшток высотой 37 м. Когда-то на вершине Кот Ко развевался штандарт императоров династии Нгуен, а во время битвы за Хюэ в феврале 1968 г. это место стало настоящим «Рейхстагом» — каждая из противоборствующих сторон стремилась водрузить здесь свое боевое знамя как символ победы.

К воротам Цитадели ведут узкие мосты, по которым снуют автомобили и мотоциклы: на территории просторной крепости расположены многочисленные учреждения, а северную часть до сих пор занимают военные. Первое, на что падает взгляд путешественника, когда он входит на территорию Цитадели, — это Девять Священных Пушек, установленных под навесами у крепостных стен. Празднуя победу над тэйшонским ополчением, император Зя Лонг в 1804 г. приказал перелить трофейные пушки повстанцев в огромные орудия. Число 9 выбрано неспроста — в древней китайской нумерологии оно обозначает бесконечное множество. 4 пушки названы в честь времен года и находятся у ворот Нган. Еще 5 расположены у ворот Куанг Дык и носят названия пяти первоэлементов: металла, дерева, воды, огня и земли. Каждая из 9 пушек весит более 10 т при калибре 230 мм. Помимо этих 9 хранителей государства, на валах Цитадели в былые годы располагалось до 400 пушек меньшего калибра.

Параллельно южной стене на территории Цитадели проходит улица 23 августа (23 Thang 8) — к ней обращена 6-метровая ограда Императорского города, защищающего императорскую резиденцию XIX в. Здесь находятся ее парадные ворота Нго Мон (Ngo Mon, или Полуденные) — богато украшенное сооружение с тремя проездными арками, построенное в 1833 г. Три арки — не просто архитектурный прием. Самая большая центральная арка была предназначена для императоров, тогда как простые смертные должны были довольствоваться боковыми входами. Императорский город представляет собой «крепость в крепости», сдвинутую к южной стене Цитадели. Длина каждой из четырех сторон квадратного в плане августейшего анклава превышает 600 м. Помимо южных ворот Нго Мон в Запретном городе имеются северные (Хоа Бинь), восточные (Чыонг Дык) и западные (Хьен Нён) ворота.

Войдем на территорию Императорского города (зима/лето 6.30/7.00—17.30, 55 000 донгов). Сразу за воротами Нго Мон открывается площадь, повидавшая в старину немало различных церемоний, которые собирали несметное число придворных — чиновников-мандаринов, военных и духовенства. На противоположной стороне площади возвышается тронная палата Тхай Хоа (Thai Ноа, или Палата Высшей Гармонии), построенная в 1803 г. Здесь происходило важнейшее событие в жизни каждого императора — коронация. Здесь же вступивший в свои законные права монарх давал аудиенции чиновникам. Поднявшись на верхнюю галерею Тхай Хоа, можно полюбоваться панорамой императорской резиденции и с грустью убедиться, какой непоправимый удар нанесла этому памятнику война: целые участки внутри стен представляют собой унылые пустыри.

За тронной палатой раскинулась еще одна площадь, с обеих сторон обрамленная зданиями, в которых участники церемоний переодевались в парадное платье и делали другие приготовления. Ныне это место отдано туристам, фотографирующимся в бутафорских тронных облачениях императоров на фоне огромных бронзовых треножников XVII в.

В залах, расположенных справа от Тхай Хоа, выставлены реликвии имперской эпохи — облачения, регалии и посуда. На северной стороне двора начинается территория Запретного пурпурного города Ту Кам Тхань (Tu Cam Thanh — от китайского Цзы цзинь чэн), где когда-то проходила жизнь императорской семьи. Длина ограды резиденции превышает 1 км, при этом длина южной и северной сторон прямоугольника составляет 324 м, а восточной и западной — 290 м. Высота — 4 м.

Внутренние стены делят Запретный город на несколько «районов», а вся его планировка — это торжество симметрии и четкости прямых линий.

На северной стороне парадного двора, точно напротив палаты Тхай Хоа, видны остатки пострадавших во время войны сооружений — зала приемов Кан Чань (Can Chanh), дворца Кан Тхань, служившего личными покоями императора (Can Thanh), дворца Кхон Тхай — резиденции императриц (Khon Thai).

Масштабы находящейся здесь же императорской кухни Тхыонг Тхьен (Thuong Thien) заставляют вспомнить застольные обычаи императора Ты Дыка, к каждой трапезе которого 50 искусных поваров готовили 50 блюд, подававшихся в строгой последовательности под аккомпанемент музыки. Между императорским дворцом и восточной стеной резиденции находится императорская библиотека Тхай Бинь Лау (Thai Binh Lau), сохранившая свой первозданный облик вопреки всем историческим бедствиям. Прямо к востоку от зала приемов Кан Чань можно увидеть придворный театр Зыет Тхи Дуонг (Duyet Thi Duong), построенный в 1826 г., сполна испытавший на себе ужасы разрушений и отстроенный заново после Американской войны.

Специально приглашенные артисты ежедневно дают для туристов несколько представлений (два утром — в 9.00 и в 10.00, и два после обеда —в 14.30 и в 15.30, 20 000 донгов). В южной части Запретного города можно найти два любопытных храмовых комплекса.

К западу от ворот Нго Мон, в углу южной стены, находится отреставрированный То Мьеу — заупокойный храм правителей династии Нгуен. В центре огороженного стенами храмового подворья стоит трехъярусная пагода Хьен Лам (Hien Lam), рядом с которой установлены циклопические бронзовые котлы-треножники. Два сосуда посвящены памяти предков императора Зя Лонга, самый большой треножник — памяти самого первого императора, а остальные шесть — его потомкам. Из девяти сосудов шесть были отлиты в 1830-х гг. по приказу императора Минь Манга. Треножники императоров Хам Нги (прав. 1884—1885), Тхань Тхая (прав. 1889-1907) и Дуй Тана (прав. 1907—1916), подвергшихся репрессиям со стороны колонизаторов, были изготовлены в 1959 г. по приказу президента Нго Динь Зьема.

За пагодой Хьен Лам располагается главный молитвенный зал храма с приделами. Обогнув здание с любой стороны и пройдя через ворота в стене, можно попасть в маленький, одиноко стоящий храм Хунг То (Hung То), посвященный родителям императора Зя Лонга. Храм был воздвигнут в 1804 г., разрушен в 1947 г. и восстановлен в прежнем обличье в 1951 г. К северу от То Мьеу, вдоль западной стены резиденции, лежат руины Дьен То - резиденции Королевы-матери (Dien Tho), и почти восстановленный Чыонг Сан (Truong San) — любимая резиденция императора Ты Дыка. К дворцу Королевы-матери примыкает храм Фунг Тьен — когда-то это был единственный придворный храм, в котором разрешалось появляться женщинам.

Уравновешивая ансамбль, в восточном углу южной стены расположился храмовый комплекс Тхай То Мьеу — вернее, то, что от него оставили время и люди (по отношению к воротам Нго Мон он находится справа).

Покинув территорию Императорского города, можно пройти по улице Динь Тьен Хоан (Dinh Tien Hoang) и продолжить неспешную прогулку по северовосточной части Цитадели. Здесь находятся два рукотворных озера с насыпными островками. Более крупное озеро слева носит имя Тинь Там (Tinh Tarn), а расположенное справа — Танг Тау (Tang Tau). Вода у берегов скрыта ковром плавучих растений, а мосты оккупированы рыболовами. На островке озера Тинь Там возвышается маленький буддийский храм Нгок Хыонг (Ngoc Huong).

Полюбовавшись сонными озерами, можно вернуться по улице Динь Тьен Хоанг к ее южному окончанию, где расположены музеи Цитадели. Музей изящных искусств (3, Le True St., ежедневно с 7.00 до 17.00, вход 22 000 донгов), основанный в 1920-х гг., занимает один из корпусов бывшей придворной школы. Лишившийся значительной части своей экспозиции во время событий 1968 г., музей тем не менее достоин внимания. В полумраке просторного зала можно полюбоваться редкими образцами дворцовой мебели и костюмов, а на открытой площадке — увидеть многочисленные каменные изваяния, перенесенные сюда из усыпальниц императоров XIX в.

Здесь же выставлены памятники литейного искусства — бронзовые колокола и пушки вьетнамского и европейского производства. Обратите внимание на голландскую корабельную пушку XVII в., украшенную изображением трехмачтового судна и латинской надписью: «Gerard Koster me fecit. Amsteledam. AD1667» («Герард Костер сделал меня в Амстердаме в лето Господне 1667-е»). Это трофей стихии, хранящий память о былом кораблекрушении. Поиски предметов на месте гибели купеческих судов уже двести лет приносят прибыль вьетнамскому государству. С 1991 по 2001 г. у берегов страны были обнаружены останки по меньшей мере 5 китайских судов, затонувших в XV —XVII вв. с грузами фарфора и других ценностей. В марте 2004 г. аукционный дом «Кристи» организовал в австралийском Мельбурне распродажу 17 тыс. предметов, найденных в территориальных водах Вьетнама. Аукцион принес правительству СРВ 1,2 млн австралийских долларов.

Через дорогу от Музея изящных искусств находится главное здание, где когда-то августейшие чада постигали основы разнообразных наук, — дворцовая школа. Теперь оно принадлежит Музейному комплексу. Войти сюда можно с улицы 23 августа (23 Thang 8 St., вход свободный, 7.30-11.00/13.30-17.00, кроме понедельника). Здесь можно найти экспонаты, рассказывающие о разных этапах истории Цитадели и города — от доисторических времен до Американской войны.

Старый город и пагода Тхьен My

Выйдя из Цитадели через ближайшие к музеям ворота Тхыонг Ту, можно повернуть налево и по улице Чан Хунг Дао добраться до моста через канал Донг Ба — восточный крепостной ров. За каналом находятся сильно перестроенные старые кварталы, где тем не менее еще встречаются исторические постройки. Пройдя около 200 м к северо-западу вдоль канала по набережной Бать Данг, можно обнаружить «национальную пагоду» Дьеу Де (Dieu De). Храм, построенный в годы короткого правления императора Тхьеу Чи, занимает участок справа от набережной, на ее пересечении с небольшой улочкой Дьеу Де.

Сооружения пагоды приземисты и основательны. Четыре башенки отмечают углы подворья, защищая въездные ворота и молитвенный зал, в котором находится большое изваяние Будды Шакьямуни (вьетн. Тхить Ка) с учениками. Вдоль боковых сторон храмового двора вытянулись павильоны, скрывающие скульптуры архатов (буддийских святых) и небесных воинов. Пагода не случайно именуется «национальной» — раньше она принадлежала к числу храмов старого Вьетнама, находившихся под покровительством самого императора. В 1960-х гг. пагода пережила непростые времена. Новый «император» Южного Вьетнама Нго Динь Зьем отнюдь не жаловал своей благосклонностью храм, бывший одним из центров антиправительственного движения буддийского духовенства. Несколько раз пагода подвергалась налетам полиции, направленным, впрочем, против скрывавшихся здесь политических активистов, а не против самого памятника.

Покинув «национальную пагоду», можно свернуть с набережной и пройти в северо-западном направлении до улицы Нгуен Зы. Отсюда, повернув направо, вы легко доберетесь до улицы Чи Ланг (Chi Lang, около 300 м). Эта широкая набережная идет на север вдоль Ароматной реки. В кварталах к западу от улицы, в районе зданий 138 и 224 по Чи Ланг, можно найти два храма, принадлежавших некогда китаискои колонии Хюэ. Чьеу Унг и Чыа Онг были построены почти одновременно в середине XIX в. конкурирующими купеческими землячествами выходцев с о. Хайнань и из провинции Фуцзянь.

Обе пагоды так или иначе имеют отношение к морю. В молельне фуцзяньцев Будда соседствует с богиней моря Тхьен Хау, а хайнаньцы посвятили свой храм памяти своих товарищей, обвиненных вьетнамской береговой стражей в морском разбое и казненных в 1851 г. После того как хюэские китайцы подали челобитную императору, Ты Дык приказал расследовать происшествие. Вскоре офицеры, виновные в незаконной расправе, повторили судьбу своих жертв, а в столице Вьетнама появился новый храм. Чьеу Унг был обновлен в начале XX в. и сравнительно благополучно пережил военное лихолетье. Его соседу, храму Чыа Онг, повезло меньше: во время боев 1968 г. неподалеку взорвался плавучий склад боеприпасов, и здание получило значительные повреждения.

Примерно в 1 км к северу от китайских храмов находится паромная переправа через Хыонг, воспользовавшись которой можно съездить в деревню Дыонг Но — еще один центр «политического туризма» вьетнамцев, лежащий в 4 км к северу от города. Здесь в 1898 — 1900 гг. жил с родителями юный Хо Ши Мин. Столь удаленное от города место отец будущего президента выбрал не из склонности к медитативному уединению, а исключительно из желания сэкономить на дешевой деревенской жизни. Дом Дядюшки Хо прекрасно сохранился и открыт для свободного посещения ежедневно. Впрочем, экскурсия сюда после посещения ханойской резиденции вождя представляется мне излишней. Лучше взять се ом и проехать с улицы Чи Ланг на запад, где в 4 км от Цитадели находится один из самых известных буддийских храмов страны — пагода Тхьен My.

По преданию, храм был основан Нгуен Хоангом в 1601 г. в знак признательности той самой незнакомке, что указала владыке Юга место для основания новой столицы. Таинственная дама со временем стала героиней легенд, превратившись в Небесную Женщину — Тхьен My. Нынешнее здание храма построено в 1844 г. умершим вскоре после завершения строительства императором Тхьеу Чи. Характерный силуэт шестиугольной в плане 7-ярусной башни стал одним из символов Хюе. Высота пагоды — 21 м, при этом каждый ее ярус посвящен какому-либо воплощению Будды. Справа и слева к пагоде подходят павильоны: в правом хранятся каменные стелы XVIII в., а в левом — 2-тонный медный колокол Дай Хунг Чунг, отлитый в 1710 г. и отличающийся особой чистотой и силой звука. Алтарь главного молельного зала украшен статуями трех Будд — Будды Прошлого (вьетн. А Зи За), Будды Шакьямуни (вьетн. Тхить Ка) и Будды Грядущего (Майтрейя, или Ди Лак).

Посетителям пагоды бросается в глаза потрепанный голубой автомобиль марки «Остин», стоящий в специальном павильоне. В июне 1963 г. на этом авто приехал в Сайгон монах храма Тхьен My, 66-летний Тхить Куанг Дык. Почитаемый бонза совершил на одной из площадей южновьетнамской столицы самосожжение, выразив этим протест против антибуддийской политики правительства и значительно ускорив падение президента Нго Динь Зьема. Тхить Куанг Дык прославлен буддистами Вьетнама как святой, а все принадлежавшие ему предметы почитаются реликвиями, Среди них и этот неказистый с виду автомобиль.

Императорские могилы в окрестностях Хюэ

Усыпальницы императоров династии Нгуен, построенные в XIX — начале XX в., расположены в холмистой местности к югу от города. Самая удаленная из них — усыпальница императора Зя Лонга — находится в 14 км от центра Хюе. Прежде чем отправиться на длительную экскурсию по местам заупокойной славы дома Нгуен, можно отправиться по улице Хунг Выонг до пересечения с улицей Нгуен Хюэ (Nguyen Hue). Здесь, на северном берегу реки Анкыу, находится самая «свежая» достопримечательность Хюэ — дворец Ан Динь, построенный в конце XIX в. вскоре после воцарения императора Донг Кханя. В начале следующего столетия император Кхай Динь (прав. 1916—1925), которому дворец показался недостаточно пышным и красочным, превратил здание в роскошную резиденцию, окруженную стенами и занимающую площадь 2,5 га. Несмотря на небольшой возраст, здание сильно обветшало — его реставрация, в которой принимали участие немецкие специалисты, продолжалась несколько десятилетий.

Ныне дворец, украшенный красивыми стенными росписями площадью более 3 тыс. кв. м, вновь доступен для осмотра. Официальное открытие памятника состоялось весной 2008 г., режим его работы лучше уточнить на месте. От резиденции Ан Динь отправимся в западном направлении по улице Нгуен Хюэ. В полукилометре от дворца, по левую руку виден католический собор, построенный в начале 1960-х гг. Своим западным окончанием улица Нгуен Хюэ выходит к вокзалу и улице Дьен Бьен Фу, уводящей нас на юг от города — в сторону императорских могил.

Сразу после пересечения полотна железной дороги можно свернуть направо и сделать небольшую остановку у пагоды Бао Куок (Bao Quoc, т. е. Пагода, защищающая государство). Храм, расположившийся на холме Хамлонг, был основан в 1670 г. буддийским монахом Зяк Фонгом, приехавшим в Хюэ из Китая. После смерти первого императора династии Нгуен пагода приобрела особенное значение, став первым храмом, расположенным на пути от города к некрополю царствующего дома. Вплоть до падения императорской власти в 1945 г. храм пользовался особым монаршим благоволением. Так, жена Зя Лонга, императрица Хьеу Кхыонг, пожертвовала в 1808 г. большую сумму на расширение и украшение пагоды. Император Минь Манг особенно жаловал Бао Куок. Именно он придумал нынешнее название храма, он же избрал храм для празднования своего 40-летия в 1830 г.

У южного окончания улицы Дьен Бьен Фу находится храм Нам Зяо (Nam Giao), посвященный божеству даосского пантеона Тхыонг Де (Thuong De) — Государю августовского неба и покровителю урожая. Культ Тхыонг Де в аграрной стране имел столь важное значение, что императоры династии Нгуен ежегодно приезжали в Нам Зяо с огромной свитой для совершения подобающих религиозных ритуалов. От храма к югу идет дорога, приводящая к императорскому некрополю. Ближе всего к Хюэ расположена усыпальница императора Кхай Диня И, построенная в 1920—1931 гг. (доступ 55 000 донгов). Эта усыпальница представляет собой своеобразный компромисс между прошлым и настоящим — возведенная из бетона, она сочетает черты архитектуры Запретного города с достижениями современной строительной техники. Еще более интересные памятники находятся к западу от нее, вдоль правого берега реки Хыонг. Это усыпальницы императоров Ты Дыка (доступ 55 000 донгов), Донг Кханя (построена в 1889 г., доступ 30 000 донгов) и Тхьеу Чи (построена в 1848 г., доступ 22 000 донгов).

Огромный заупокойный комплекс, посвященный Ты Дыку, был построен в 1864— 1867 гг. — за 16 лет до смерти монарха, занимавшего престол дольше всех остальных императоров династии. Подготовка последнего пристанища при жизни императора вполне соответствовала традиции и не вызывала нареканий ни у самого «виновника торжества», ни у его подданных. Усыпальница Ты Дыка — классический пример сооружения подобного рода в Хюэ.

Следует сразу указать, что если вы ограничены во времени, то вполне можете удовольствоваться осмотром этого памятника. Если вам интересно, откуда черпали свое вдохновение его зодчие, полюбуйтесь усыпальницей Минь Манга — именно она послужила образцом для строительства заупокойного комплекса Ты Дыка. Усыпальницы Нгуенов включают 3 главных сооружения, расположенных на участке, обнесенном стенами. Это павильон каменных стел, на которых высечена история правления усопшего, заупокойный храм с алтарем для жертвоприношений и, конечно, собственно гробница, содержащая монарший прах. К этим сооружениям ведет парадная дорожка, украшенная каменными изваяниями коней, слонов, стражей и чиновников, а рядом обязательно находится пруд. Считалось, что на страже могильного покоя незримо стоит целая армия духов, в том числе и водяных. Водоемы, в которых часто можно увидеть лотосы, служили для их «расквартирования». Территория усыпальниц усажена деревьями, среди которых преобладают сосны и плюмерии (франжипани).

Гробницы Ты Дыка, Донг Кханя и Тхьеу Чи находятся в 5 — 7 км от центра Хюэ. Для того чтобы добраться до усыпальницы Минь Манга, построенной в 1841 — 1843 гг. и находящейся в 12 км от города, нужно переправиться через Ароматную реку в деревне Туан, лежащей к юго-западу от трех захоронений. Усыпальница Минь Манга доступна для осмотра за 55 000 донгов, зато уединенную гробницу Зя Лонга , расположенную в 3 км к западу, можно посетить совершенно бесплатно. Глядя на руины последнего пристанища былого «потрясателя Поднебесной», вспоминаешь античное изречение Sic transit gloria mundi — Так проходит мирская слава!

Речные прогулки

С причалов, расположенных на улице Ле Лой справа от моста Чыонг Тьен, можно отправиться на прогулку по Ароматной реке. Прогулка продолжительностью полдня обойдется в 10 USD, часовая — около 4 USD. Билет можно купить как на судне, так и в любом турагентстве. Речная прогулка удобно совмещается с посещением пагоды Тхьен My.

Другие города Вьетнама
Нячанг Нячанг — популярный среди туристов город-курорт во Вьетнаме. Трехсоттысячное население этого города...
Хошимин (Сайгон) Хошимин — крупнейший город Вьетнама. Немного найдется на свете городов, которые всего за полторы...
Хойан Хойан — популярный среди туристов город в провинции Куангнам во Вьетнаме. Внесён в список объектов...

Смотрите также: Фото Южного Судана, Города Джибути, Нидерланды, Кайфэн, Бостон, Дельта Окаванго, Замок Хоэнзальцбург



Наверх