Литература и искусство Вьетнама

В древности литература вьетов существовала только в устной традиции — это были мифы, сказания, песни и частушки (каозай). Если на севере любили быстрые и веселые песни (кунг бак), то на юге, наоборот, предпочитали протяжные и лиричные напевы (кунг нам). Первые записи фольклора были сделаны во Вьетнаме сразу же после заимствования китайской иероглифической письменности. Освобождение от китайского господства быстро привело к возникновению во Вьетнаме национальной литературы, находившейся под сильным влиянием конфуцианства и буддизма. Распространение латинизированной письменности в XIX в. привело к настоящему «литературному буму». В следующем столетии произошел резкий поворот — утверждение у власти коммунистической партии поставило литературу в жесткую зависимость от идеологии. В современном Вьетнаме свободное творчество постепенно восстанавливает свои позиции.

Традиционная музыка вьетов исполняется на струнных, духовых и ударных инструментах: дан нгует (4- или 5-струнная «гитара»), дан там (3-струнная «гитара»), дан ни (2-струнная «скрипка»), чонг бок (маленький барабан), ом дить (бамбуковая флейта), гонг и кастаньеты из монет.

Во все времена вьеты очень любили театральные представления. Традиционно во Вьетнаме сложились четыре жанра сценического искусства — тео, туонг, комедийный туонг и театр кукол на воде. Тео — это театр жителей Северного Вьетнама, распространенный в районах дельты Красной реки. Прообразом этих представлений были сценки, разыгрываемые крестьянами в дни весенних праздников. Туонг — своеобразная вьетнамская «опера», родственная более известной в мире «китайской опере» и вобравшая лучшие достижения народной, придворной и религиозной музыки. В ту-онге главными средствами изображения становятся гротеск, условность и символичность. Интересно, что, познакомившись с туонгом, европейские театроведы XX в. с изумлением обнаружили в нем элементы, близкие к драме Бертольта Брехта и системе Константина Станиславского.

Комедийный туонг возник как особое направление этого искусства в районах, прилегающих к императорской столице Хюэ.

Театр кукол на воде — самое известное в мире направление вьетнамского народного искусства. В древности это было любимое развлечение крестьян, которые, убрав урожай, устраивали на поверхности залитых водой рисовых полей яркие представления. В пагоде Лонгдойшон в провинции Ханамнинь с XII в. сохраняется каменная стела с высеченными сценками, изображающими представления подобного водяного театра. Позднее представления стали устраивать в специально построенных бассейнах. Актеры театра работают по пояс в воде, укрываясь от зрителей за специальным экраном и управляя куклами при помощи шестов и веревок, натянутых под водой.

В XX в., под влиянием европейской культуры, во Вьетнаме возникли новые направления театра — кай лыонг («реформированный театр») и кить ной («драма»).

Изобразительное искусство возникло во Вьетнаме в первые века нашей эры под влиянием буддизма — вьеты усвоили традицию украшать свои храмы изваяниями Будды и святых. В отличие от чамов и кхмеров, вьеты не слишком жаловали камень, предпочитая создавать скульптуры из бронзы и лакированного дерева. Расцвет религиозной скульптуры во Вьетнаме приходится на XI — XVII вв. — период независимого государства Дайвьет.

Живопись Вьетнама в прошлом развивалась в двух направлениях — «академическом» (или придворном) и народном. Художники первого направления творили под сильным влиянием китайской национальной живописи гохуа. Картины второго направления представляли собой яркие лубки (печатные картинки), авторы которых не заботились ни об известности, ни о строгом соблюдении канонов. Лубки создавались для украшения жилищ простонародья по случаю праздников. Сюжеты вьетнамского лубка различны. Среди них встречаются и добрые пожелания («Мать-курица с цыплятами», «Щедрая свинья»), и наставления детям, и юмористические зарисовки («Жаба-учитель», «Ссора ревнивых женщин»).

По одним сведениям, искусство лубка зародилось в начале XV в. в связи с выпуском первых бумажных денег, по другим — в эпоху династии Ли (XI — XIII вв.). Изготавливают их так: картина последовательно вырезается на нескольких деревянных досках, каждая из которых оставляет на бумаге оттиски определенных цветов. Бумага для картин делается вручную из листьев бамбука и коры шелковицы, а краски — из натуральных ингредиентов (черная — из сожженной рисовой соломы, белая — из растертых раковин, синяя — из листьев индиго, зеленая — из окиси меди и перламутра, фиолетовая — из сока лакового дерева, листьев гибискуса и саппана, желтая — из листьев софоры).

Одно из самых любимых направлений декоративно-прикладного искусства во Вьетнаме — производство лаковых изделий. В отличие от китайцев, прославившихся резными поделками из красного лака, визитной карточкой вьетнамских мастеров стал черный лак. Работа с ним требует немалого времени и терпения. Сок лакового дерева разбавляется водой и отстаивается в специальных сосудах. Вскоре жидкость разделяется на 4 слоя, из которых верхний считается самым лучшим. Второй качеством уступает первому, но также считается хорошим. Третий слой имеет молочно-белый цвет и годится только на грунтовку. Последний слой — это так называемая оловянная вода, которую вообще не используют. Верхний слой лака осторожно сливают и в течение трех дней терпеливо перемешивают, постепенно добавляя канифоль. К концу 3-го дня лак делается прозрачным и приобретает янтарно-коричневый цвет («цвет крылышек насекомого зиан»). Будущее изделие покрывают слоем лака, оклеивают тканью и наносят слой особой мастикой. Затем его шлифуют куском пемзы и вновь покрывают 2 — 4 слоями лака, причем каждый из них тщательно высушивают и шлифуют. Затем наносят 2 — 4 слоя черного лака. Для росписи применяют специальные краски: обычные могут потемнеть от соприкосновения с лаком. Помимо росписи красками изделия часто инкрустируют кусочками перламутра или яичной скорлупы. Готовое произведение покрывают несколькими слоями прозрачного лака и полируют — сначала золой от сожженной рисовой соломы, а затем ладонью. Интересно, что знакомая нам полировка изделий до зеркального блеска начала применяться только в 1920-х гг.: до этого в состав лака вместо канифоли входило масло, не обеспечивавшее должной твердости пленки.

Не только в производство лаковых изделий принес изменения XX в. В этот период появляются новинки в области живописи и архитектуры — во Вьетнам приходит искусство западного образца.

Архитектурные памятники вьетов невелики по размеру, зато обладают безупречными пропорциями, отличаются лиризмом и идеально соответствуют окружающему их пейзажу. Традиционный элемент буддийской архитектуры — деревянная пагода (чаще всего 3-ярусная), построенная на каменном основании. Дворцы, мосты и крепостные сооружения строились в основном из обожженного кирпича и камня.

 

Смотрите также: Фото Загреба, Города Центрально-африканской Республики, Таиланд, Трат, Сантьяго, Гималаи, Северное море



Наверх