Население Вьетнама

Всеведущая статистика сообщает, что, по данным на начало 2008 г., во Вьетнаме проживало более 86 млн человек. По численности населения страна уступает в Юго-Восточной Азии только Индонезии, а по его средней плотности — лишь Филиппинам. В расселении граждан Вьетнама наблюдается одна интересная особенность: хотя равнины морских прибрежий составляют всего одну пятую территории Вьетнама, здесь проживает целых девять десятых его населения. Это исторически сложившееся явление, объясняющееся исключительной плодородностью прибрежных низменностей, обильно орошаемых и удобряемых реками. Около 85% населения страны проживает в сельской местности. Что касается городов, то во Вьетнаме издавна существуют два крупнейших центра: Ханой, который издревле был очагом национального самосознания и самобытной культуры, и Хошимин (Сайгон), ставший в XIX в. «воротами», через которые в страну проникали европейские достижения.

Хотя Вьетнам — государство многонациональное, можно с уверенностью сказать, что определяющую роль в формировании его культурного облика играет «титульная» нация — вьеты, или кинь, составляющие 88% населения страны. Первое название современных жителей страны происходит от имени народа вьет (юэ), в незапамятные времена проживавшего на землях нынешнего Китая. Хотя древние вьеты сыграли свою роль в истории многих азиатских народов, этноним этот закрепился только за жителями Вьетнама. Второе название происходит от китайского слова «цзин», что означает «столичный, городской». Помимо Вьетнама, вьеты проживают в соседних странах — Лаосе, Таиланде и Камбодже, а также в Новой Каледонии, Франции и США.

Имена

Как правило, имена вьетов состоят из трех частей. На первом месте идет фамилия, которых во Вьетнаме насчитывается около трехсот. Более половины вьетского населения страны носит фамилию Нгуен. Ее носили представители последней правящей династии Вьетнама, и даже сам Хо Ши Мин, происходивший из крестьян, был обладателем этой фамилии до изобретения своего знаменитого псевдонима. Не менее широкое распространение получили также фамилии Чан, Ле, Фам, By и Хоанг. Второй составной частью имени является указатель пола. Для женщин — это «тхи», у мужчин встречается несколько вариантов — «ван», «нгок», «суан» и другие. Третья часть — это собственно имя. Женщин называют именами цветов, деревьев или драгоценных камней, а мужчинам дают в качестве имени названия добродетелей и полезных качеств, такие как Дык (Мужество), Кхием (Скромность) и т.п.

Семья

Домашний очаг испокон веку считался во Вьетнаме высшей ценностью. Верность своему роду, почитание умерших предков, уважение к старшим — на этих принципах было воспитано бесчисленное множество поколений вьетов. Семья во Вьетнаме традиционно патриархальна. Не так давно отошли в прошлое времена, когда отец был полновластным господином, которому подчинялись даже взрослые сыновья, имеющие собственные семьи. О женщинах и говорить не приходится — традиционное вьетнамское общество не знало понятий «феминизм» и «эмансипация». В деревне несколько поколений одной семьи, как правило, жили одной усадьбой. Мужчины под руководством главы рода сообща обрабатывали фамильное поле, а женщины под началом супруги патриарха вместе вели хозяйство и воспитывали детей. Глава рода нес полную ответственность за проступки своих домашних перед властями и даже выступал в роли жреца, совершая церемонии поклонения духам предков и Богу очага.

Даже в современном вьетнамском обществе главный в семье — мужчина. Его высокое положение подчас проявляется в мелочах, которые могут озадачить гостя страны. К примеру, жена может запросто... подать мужу плащ и пропустить вперед при входе куда-либо. При встрече супружеских пар первыми в разговор полагается вступать мужчинам. Вьетнамская семья редко демонстрирует чувства при посторонних, более того: на людях супруг может разговаривать со своей «половиной» в нарочито строгом тоне.

Впрочем, времена меняются. Ныне более половины замужних женщин во Вьетнаме занимается деятельностью, не связанной с домашним хозяйством. Женщина имеет равные с мужчиной права и может выступать инициатором развода — в старом Вьетнаме это было немыслимо.

Религия

Под влиянием коммунистической идеологии среди вьетов сформировалась изрядная прослойка людей, считающих себя атеистами. Верующие исповедуют буддизм северного направления (Махаяна), тесно переплетенный с даосизмом и конфуцианством. Все три вероучения еще в древности пришли во Вьетнам из Китая и прижились на местной почве, как рассада на хорошо удобренном рисовом поле. Конфуцианство играло роль государственной религии и поддерживало зародившийся еще до его появления культ предков. Буддизм помогал примириться с невзгодами жизни в ожидании справедливого посмертного воздаяния за добрые и злые дела. Наконец, даосизм регулировал отношения людей с миром духов.

Во Вьетнаме получили распространение в основном простые и понятные народу формы почитания Будды. Утонченный философский буддизм школы Тхиен (более известный у нас как дзенбуддизм) подвергался гонениям со стороны государства и остался принадлежностью узкого круга образованного монашества.

С появлением европейцев среди вьетов началось распространение христианства. Западные миссионеры сыграли в новой истории страны важную роль. Иезуит Александр де Род создал в XVII в. латинизированную письменность куок нгы, ныне полностью заменившую иероглифы. Епископ Пиньо де Беэн явился вдохновителем первого договора, заключенного в конце XVIII в. между Вьетнамом и Францией. Казнь вьетнамскими властями испанского проповедника Диаса в 1858 г. была использована как повод для вторжения в страну французских войск. Подобные недоразумения со временем забылись, и ныне в каждом крупном городе Вьетнама можно найти по меньшей мере один христианский храм. Число адептов римско-католической церкви составляет около 5 млн человек. После 1954 г. в Южном Вьетнаме началось активное распространение протестантизма, связанное с усилившимся присутствием США в этом регионе. Американские миссионеры преуспели в своих действиях по привлечению новой паствы: ныне около 300 тыс. вьетов принадлежат к различным протестантским церквям и направлениям. Вьеты-христиане предпочитают селиться поближе друг к другу и к храму, образуя общины-приходы. Члены такого объединения поддерживают тесные связи и до недавнего времени даже браки старались заключать только с соседями-единоверцами.

Весьма своеобразное явление представляют местные религиозные течения, «изобретенные» на территории Вьетнама в XX в. На юге страны путешественнику часто бросаются в глаза богато украшенные храмы секты каодай, По некоторым данным, 12 общин этой религии объединяют до 2 млн человек. Численность приверженцев мистического учения хоахао, зародившегося в провинции Анзянг в дельте Меконга, составляет не менее полумиллиона человек. Адептов ислама среди вьетов нет, хотя в целом на территории страны проживает около 30 тыс. мусульман.

История Вьетнама не знает конфликтов на религиозной почве. Единственный пример такого противостояния можно найти в начале 1960-х гг., когда буддийское духовенство Южного Вьетнама в массовом порядке выступило против политики президента-католика Нго Динь Зьема, обвиняя главу государства, помимо прочего, в дискриминации религии предков.

Другие народы Вьетнама

Помимо вьетов, на территории Вьетнама проживают представители 53 народностей. Наиболее близки к «титульной» нации по языку и культуре мыонги. У них общие предки — древние лаквье-ты. Появившись на территории страны за несколько веков до нашей эры, мыонги осели в предгорьях Северного Вьетнама. Сейчас в стране насчитывается около 415 тыс. представителей этого народа, которые наиболее компактно проживают в провинциях Хоабинь, Тханьхоа, Нгеан и Йенбай. В Центральном Вьетнаме живет еще некоторое количество этнических групп, близких к вьетам и мыонгам: мойби, тхо, вьюн, куойтям, данлай, нгуон и другие.

Во Вьетнаме много национальных меньшинств, самые многочисленные из них — народы, говорящие на тайских языках, их в стране 1,2 млн человек. Вьетнамские тай — часть народа, населяющего огромную территорию от индийского штата Ассам до Южного Китая. Как и мыонги, таиязычные народы проживают в основном в Северном Вьетнаме.

Мео и зао ведут свое происхождение из Китая. Во Вьетнаме насчитывается 250 тыс. представителей мео: основная их масса мигрировала во Вьетнам в XVIII —XIX вв. Мео (в Китае их называют мяо) проживают в провинциях Лаокай и Хазанг, а также в автономном округе Тэйбак. Чуть меньше во Вьетнаме представителей зао — до 200 тыс. Их миграция из Китая началась уже в XIII в., поэтому основанные ими деревни расположены в горах выше тайских, но ниже меоских: пришедшие позже других вынуждены были довольствоваться самыми высокими, каменистыми и неплодородными участками склонов. Зао живут в провинциях Хазанг, Йенбай, Тюенгкуанг и Бактхай.

По всей территории Вьетнама разбросаны поселения народов, говорящих на языках мон-кхмерской группы, — всего этих этносов около 30, а общая их численность превышает 1 млн человек. По мнению ученых, эти народы являются коренным населением страны. Самыми многочисленными во Вьетнаме являются равнинные кхмеры (450 тыс. чел.). Горные кхмеры уступают равнинным в численности и несколько отличаются по языку.

И равнинные, и горные кхмеры делятся на несколько подгрупп.

В самых труднодоступных горных районах севера и северо-запада Вьетнама живут малочисленные племена горных монов. Этих практически первобытных людей раньше называли собирательным именем «кса», что по-тайски означает «дикари».

Народы австронезийской языковой семьи населяют обширные плато Плейку и Даклак. Самый многочисленный народ — чамы, насчитывающие около 400 тыс. человек. В прошлом этот народ создал на территории Центрального и Южного Вьетнама собственную государственность и богатую культуру, памятники которой принадлежат к самым впечатляющим достопримечательностям страны. В отличие от вьетов, живших «на орбите» Китая, древние чамы испытывали сильное культурное влияние Индии. Господствующей религией их государства Чампа (или Тьямпа) был индуизм шиваистского толка, а литературным языком — санскрит. Каланы — изящные, устремленные вверх храмы древних чамов, выстроенные из прекрасного обожженного кирпича, — до сих пор можно видеть в Фанранге, Нячанге, Мисоне и других местах. Большинство современных чамов, проживающих в провинциях Биньтхуан и Ниньтхуан, по-прежнему исповедуют индуизм, и лишь небольшая их часть обратилась в ислам.

Самая малочисленная группа национальных меньшинств Вьетнама — это народы китайско-тибетской языковой семьи. При этом этнические китайцы традиционно живут в городах (Хошимине и других центрах дельты Меконга), а другие народности — в сельской местности, преимущественно вдоль границ Вьетнама с Китаем и Лаосом. Только в северо-восточной провинции Куангнинь, граничащей с КНР, этнические китайцы ведут деревенский образ жизни (до 1978 г. китайцы составляли более 20% ее населения и были второй по численности китайской общиной Вьетнама после тёлонской на юге).

Основы автономии малых народов Вьетнама заложили еще колониальные власти. Французы заботились о меньшинствах, движимые не мифическими теплыми чувствами, а стремлением найти опору в борьбе с вольнолюбивыми вьетами. Современный Вьетнам — многонациональное государство, здесь существует несколько автономных округов, а в Национальном собрании Вьетнама малым народам принадлежит несколько десятков депутатских мест.

 

Смотрите также: Фото Монастырей Метеоры, Города Норвегии, Мьянма, Ямусукро, Санту-Антонью, Озеро Чунгара, Зоопарк в Амстердаме



Наверх