Традиционные праздники Вьетнама

Традиционные праздники вьетнамцев — это не только повод вкусно поесть и весело провести время. В древности праздники помогали земледельцам ориентироваться во времени — они символизировали смену времен года и сельскохозяйственных сезонов.

Свои главные праздники вьетнамцы отмечали два раза в году — в начале периода дождей и в начале сухого сезона, в короткие промежутки между изнурительными полевыми работами. Наряду с этим существовали и «камерные» праздники, посвященные предкам и героям, святым и духам-покровителям, Будде и святым буддийского пантеона. Существовали даже праздники в честь неприкаянных душ (ко хон).

Хотя в 1945 г. Вьетнам официально перешел на григорианский календарь (зы-онг лить), даты традиционных праздников поныне определяются по лунному календарю (ам лить). Лунный календарь вьеты придумали не сами — они заимствовали его у китайцев в конце 3 в. до н.э. Позднее в стране утвердился китайский календарь времен династий Юань и Мин, просуществовавший без изменений до 1945 г. В 1946 г. он был уточнен, исправлен и опубликован в качестве второго календаря, действующего до 2020 г.

Любимыми народными праздниками традиционного Вьетнама были Новый год (Тэт Нгуен Дан, или просто Тэт), Праздник 3-го числа 3-го лунного месяца или Праздник Холодной Пищи (Хан тхык), Праздник 5-го числа 5-го лунного месяца (Доанг нго), Праздник Середины Осени (Чунг тху), Праздник Двойной Девятки (Чунг кыу) и Праздник Двойной Десятки (Сонг тхап).

Тэт

Традиционный Новый год наступает в новолуние 1-го лунного месяца. По григорианскому календарю его начало приходится на конец января — первые числа февраля. Праздник носит красивое название Тэт Нгуен Дан — «Праздник первой утренней зари», или Тэт ка — «Самый главный праздник». Встречать его принято в кругу семьи. По заведенному издревле обычаю горожане посещают «малую родину» и знакомят детей с деревенскими родственниками. В жизни крестьянина Тэт — время долгожданного отдыха между уборкой осеннего урожая и началом нового аграрного года. В канун Тэт семья отсыпала часть риса на семена и отдавала долги. Отмерив и засыпав в амбар зерно для собственного пропитания, крестьяне спешили продать или обменять излишки, сделать покупки к празднику. Поэтому канун Тэт — еще и время новогодних базаров.

В 23-й день 12-го лунного месяца следует задобрить подношениями Бога очага — Тао куана. Он выполняет важную миссию — отправляется к владыке богов, Нефритовому императору, с ежегодным докладом о поведении членов «своей» семьи. Перед домом следует также установить новогодний шест кей неу, изготовленный из бамбука и ярко украшенный. Шест указывает дорогу духам предков, желающим отметить праздник в кругу родни. Дом тщательно убирают, украшают цветами (на севере — персиковыми, на юге — абрикосовыми), парными надписями кау дой и новогодними картинками чань тэт. Наконец, в уходящем году семья обязательно должна успеть привести в порядок могилы предков.

В последние часы перед наступлением Нового года ворота крестьянских усадеб запираются, люди прекращают все домашние работы и собираются за столом. Хотя угощение уже стоит на столе, к еде приступать нельзя. В последние минуты уходящего года тишина по всей стране взрывается треском хлопушек и свистом взлетающих разноцветных ракет. Этот обряд носит название чи тыть и предназначен для изгнания нечисти. Только справившись со всеми злыми духами, собравшиеся могут приступать к трапезе. Новогодний стол во Вьетнаме немыслим без рисовых пирогов бань тинг. Народное изречение гласит: «Новый год — это жирное мясо, лук, парные изречения на красной бумаге, шест, хлопушки и бань тинг». Этот пирог — не просто кушанье. Его четырехугольная форма символизирует землю, а начинка из толченой фасоли, сала, мяса и лука — ее флору и фауну. Бань тинг могут быть как солоноватыми, так и сладкими, однако и те, и другие готовят из самого белого и ароматного клейкого риса. Лук для начинки загодя консервируют особым способом, а мясо выбирают пожирнее. Вылепленные вручную пирожки заворачивают в листья фрикиума и варят на протяжении 10— 12 часов. Затем пироги остужают в сосуде с холодной водой и кладут под пресс. Наконец, готовый бань тинг заворачивают в свежие листья и перевязывают бамбуковым лыком, выкрашенным в красный цвет.

Кроме бань тинг на новогоднем столе можно увидеть пампушки белого и розового цвета, пирог «ласточкин хвост» (ласточка — символ весны) и маринад зыа мон, сделанный из смеси лука-порея, папайи, моркови, чеснока и перца. Очень популярны соленые соевые ростки, курятина, ветчина и вяленое мясо. Традиционные и любимые детьми и взрослыми новогодние сладости — цукаты мит и зеленые бобы, варенные в меду. Первые готовят из семян лотоса и тыквы, добавляя имбирь, арахис, ананасы и цитрусовые. Мит нередко дарят в качестве новогоднего подарка, сулящего богатство и сытую жизнь. Бобы в меду готовят так же долго, как и бань тинг: эту работу всегда выполняли самые старые и опытные стряпухи.

На юге Вьетнама к Новому году готовят бань дыонг фой — особый ноздреватый сахар, сделанный с добавлением взбитых яичных белков и застывший в форме человеческого легкого. Этот сахар делается только в провинциях Куангнгай и Бьенхоа. Некогда он ценился столь высоко, что местные жители даже избегали отдавать дочерей замуж на сторону, чтобы те случайно не разболтали тайну новогоднего сахара.

Празднование Тэт традиционно продолжается до 4-го числа 1-го лунного месяца, после чего на полях начинается подготовка к первому посеву риса.

Хан тхык (Праздник Холодной Пищи)

Отмечаемый в 3-й день 3-го лунного месяца, Хан тхык совпадает с китайским праздником Цинмин. Это своеобразная «родительская суббота», когда по всему Вьетнаму поминают усопших. В старые времена в день Хан тхык запрещалось разжигать очаг, поэтому всю пищу (прежде всего пирожки бань тяй и бань чой) готовили заранее. Отправляясь на могилы предков, в этот день обязательно брали с собой детей. В этом, помимо ритуального, был и практический смысл: в старину умерших хоронили на рисовых полях, и ежегодные посещения помогали детям запомнить расположение могил и границы фамильного надела.

Может показаться, что Хан тхык — печальный праздник, однако это вовсе не так. В этот день в деревнях устраивали посиделки и танцы, качались на качелях и забавлялись игрой в мяч.

Доанг нго

Праздник 5-го числа 5-го лунного месяца (Двойная Пятерка) отмечает наступление лета и предваряет уборку первого урожая риса. В это время во Вьетнаме обычно стоит сильная жара, в прошлом часто сопровождавшаяся эпидемиями различных болезней. Поэтому главным содержанием Двойной Пятерки были очистительные обряды. В этот день после утренней трапезы взрослые принимали чашечку «чудодейственного снадобья» — воды, смешанной с серой. Детям такое же лекарство втирали в темя, в грудь и в пупок. После этого крестьяне проводили обряд жертвоприношения духам — покровителям деревни и устраивали ловлю насекомых и «пяти гадов» — змей, скорпионов, лягушек, многоножек и ящериц. Кроме того, в этот день было принято на всякий случай одаривать лекарей и знахарок.

Чунг тху

Во Вьетнаме осень наступает в ночь на 7-й день 7-го лунного месяца, когда Небесный Пастух (Нгыу ланг) встречается со своей возлюбленной Ткачихой (Тик ны). Главный праздник этого сезона во Вьетнаме — Середина Осени (Чунг тху), наступающая в 15-й день 8-го лунного месяца. Незадолго до Чунг тху крестьяне пересаживают на поля рисовую рассаду, дающую в 10-м лунном месяце главный урожай года. Для его созревания нужна вода, но ни в коем случае не наводнение. Поэтому издревле главным содержанием праздника Середины Осени были моления, обращенные к владыке драконов, посылающему дождь и отвращающему тайфун. В день праздника устраивают красочные маскарадные «шествия с драконом» (зыок кон лонг), а на реках проводят лодочные гонки. Праздник Чунг тху — это еще и время поклонения Луне, олицетворяющей темное и влажное женское начало, превалирующее в природе в осенние месяцы. Традиционным угощением служат рисовые пирожки в форме лунного диска и разноцветные «фрукты», выпеченные из сладкого теста. В этот день вьеты поклоняются хозяйке лунного дворца, красавице Куанг Хан, и живущим там же лунному зайцу и лунной жабе. В мифологии вьетов Лунная красавица играет роль Венеры, а заяц традиционно считается покровителем деторождения. Нетрудно догадаться, что Середина Осени во Вьетнаме всегда была праздником влюбленных, днем свадеб и любовных песен. В современном Вьетнаме это еще и праздник детей.

Чунг кыу

Праздник Двойной Девятки, или 9-е число 9-го лунного месяца. Этот праздник связан со старинной легендой о Хоанг Кане, который спасся от предсказанного ему несчастья, укрывшись в роковой день на высокой горе. Двойную Девятку принято отмечать прогулками на природе и пикниками. В старину это был праздник не для всех — его справляли в основном люди с достатком, которые могли позволить себе провести целый день «на пленэре». Для ученых и поэтов он был прекрасным поводом собраться на природе и полюбоваться красками последних осенних дней.

Сонг тхап

Праздник Двойной Десятки отмечают 10-го числа 10-го лунного месяца. В этом месяце во Вьетнаме наступает зима, и день Двойной Десятки по традиции считался «концом года» (ха нгуен). Считается, что в этот день Нефритовый император посылает на землю Божество тройной чистоты (Там Тхан), которое должно выяснить жалобы и пожелания людей. Божество следует хорошенько умаслить, поставив для него на домашний алтарь пиалы с рисом и овощным супом.

В этот день крестьяне позволяли себе короткий отдых во время уборки урожая — ходили в гости и обменивались подарками. Если в день Двойной Пятерки принято было одаривать лекарей, то в Двойную Десятку, наоборот, вьетнамские эскулапы угощали своих пациентов.

Главный буддийский праздник Вьетнама — Весак (вьетн. Ле Фат Дан), или День рождения Будды (Джаянти), который отмечается в 8-й день 4-го лунного месяца (середина мая). В этот же день отмечают просветление Будды (Бодхи) и его уход в нирвану (Паринирвана).

В современном Вьетнаме традиционные праздники пользуются популярностью не только у сельских жителей, но и у горожан. Однако жизнь не стоит на месте — XX век принес в обиход жителей страны множество новых праздников, напоминающих о событиях ее новейшей истории. Таковы День рождения Хо Ши Мина (19 мая), День независимости (2 сентября) и День воссоедине-ния страны (30 апреля — годовщина взятия Сайгона войсками ДРВ и Вьетконга). Есть во Вьетнаме один праздник, имеющий самое прямое отношение к нашей стране, — это День войск ПВО Вьетнамской народной армии, отмечаемый 24 июля. В этот день в 1965 г. советские расчеты зенитно-ракетных комплексов под командованием майоров Бориса Можаева и Федора Ильиных одержали свою первую победу, уничтожив в 30 км к северо-западу от Ханоя три американских истребителя-бомбардировщика. Событие произвело на американское командование столь сильное впечатление, что воздушные налеты на ДРВ прекратились на целых две недели.

 

Смотрите также: Фото Мариуполя, Достопримечательности Уругвая, Города Намибии, Южный Судан, Марсель, Ахваз, Национальный музей авиации и космонавтики, Дворец Потала



Наверх