Транспорт Вьетнама

Самолет

Когда-то во Вьетнаме имелась одна-единственная государственная авиакомпания, парк которой состоял исключительно из машин советского производства. Ныне в стране работают несколько авиаперевозчиков, предлагающих сервис современного уровня. Старейшая из них — Vietnam Airlines, по-прежнему занимающая лидирующие позиции. Кроме того, имеются Pacific Airlines (www.pacificairlines.com.vn) и VASCO (Vietnam Air Service Co, www.vasco.com.vn). В 2007 г. и в начале нынешнего года к ним добавились первые частные авиакомпании: Viet Jet Air (www.vietjetair.com), Air Speed Up и Phu Quoc Air.

Перелет из Ханоя в Хюэ обойдется вам примерно в 80 USD, в Хошимин — 120 USD, а до острова Фукуок — в 160 USD.

В стране имеется три современных международных аэропорта — в Ханое (Нойбай), Хошимине (Таншоннят) и Дананге. Среди местных аэропортов большое значение для туризма имеют аэропорты в Камране и на острове Фукуок.

Поезд

Железные дороги появились в стране в конце XIX в. Ныне их общая протяженность составляет чуть больше 2 тыс. км. Подавляющее большинство рельсовых путей страны имеет узкую колею шириной 1 м, и только на севере, где соединяются железнодорожные сети Вьетнама и КНР, имеются небольшие участки полотна стандартной ширины (1435 мм). Во Вьетнаме насчитывается 7 железнодорожных линий и всего около 20 станций. Железные дороги используются главным образом для перевозки грузов. Пожалуй, единственная линия, которую туристы могут использовать с удобством для себя, — это северо-западная железная дорога, соединяющая Ханой и Лаокай (этой дорогой пользуются для поездок в горный городок Сапа). Причина столь слабого интереса — дороговизна и медлительность поездов. Во Вьетнаме быстрее и дешевле доехать до нужного места на автотранспорте. К примеру, билет Ханой — Хошимин в сидячем вагоне без кондиционера стоит около 40 USD, в то время как билет на кондиционированный автобус «open-tour» с возможностью неограниченных по времени остановок на маршруте обойдется чуть дороже 20 USD. Железнодорожное сообщение между Севером и Югом страны было надолго прервано из-за раздела страны, к тому же во время войны железные дороги Северного Вьетнама сильно пострадали от бомбардировок. Поэтому сообщение между Ханоем и Хошимином было открыто только в 1977 г., а некоторые участки до сих пор дожидаются ремонта. Во время сезона дождей некоторые участки железных дорог, проходящие по низменным районам, страдают от затоплений. В последние годы правительство наконец-то обратило внимание на многолетние проблемы стальных магистралей и старается сделать пассажирские перевозки более привлекательными для туристов, тем более что многие железнодорожные сооружения Вьетнама являются бесспорными памятниками истории и научно-технической мысли. Таковы, к примеру, горная железная дорога Далат — Тхапчам или мосты Чыонг Тьен (Хюэ) и Лонг Бьен (Ханой), построенные по проектам знаменитого Гюстава Эйфеля.

Пассажирские поезда во Вьетнаме обозначаются сочетанием латинских букв и цифр. Составы серий SE и SP наиболее современные и удобные, тогда как поезда серии TN постарше и похуже. Пассажирские места делятся на шесть классов:

  • Мягкий спальный кондиционированный (4 полки в купе).
  • Жесткий спальный кондиционированный (6 полок в купе).
  • Жесткий спальный некондиционированный (6 полок в купе).
  • Сидячий кондиционированный с мягкими креслами «самолетного» типа.
  • Мягкий сидячий некондиционированный.
  • Жесткий сидячий некондиционированный.

Нетрудно догадаться, что первый класс в списке является самым дорогим — путешествие из Ханоя в Сайгон (более 1700 км) в таком купе будет стоить чуть дороже 60 USD. Такая же поездка в жестком сидячем вагоне обойдется чуть дороже 30 USD и станет настоящим подвигом аскезы. В поездах серии SE имеются только 1, 2 и 4-й классы вышеприведенного списка. В последнее время во Вьетнаме появились компании, предлагающие поездки на дальние расстояния в собственных вагонах класса «люкс», прицепляемых к обычным поездам. Примером такого поезда может служить «Виктория Экспресс», курсирующий по маршруту Ханой — Лаокай — Ханой и принадлежащий отелю Victoria Sapa Resort (http://www.victoriahotels.asia/en/our-hotels-in-viet-nam/sapa-resort-spa).

Железнодорожные билеты во Вьетнаме можно приобрести самостоятельно в станционных кассах либо доверить эту миссию турагентству. Подробную информацию о железных дорогах Вьетнама (включая расписания) можно найти на веб-сайте www.vr.com.vn.

Автобус

Протяженность автомобильных дорог Вьетнама превышает 30 тыс. км. Хотя зачастую вьетнамские дороги не могут похвастаться ни достаточной шириной, ни качеством покрытия, автотранспорт позволяет добраться в такие уголки страны, которые недоступны самолету и поезду. Каждой дороге во Вьетнаме присвоен свой номер, самая главная и лучшая автомагистраль — шоссе № 1, идущее от китайской границы на севере до провинции Камау на юге.

Между городами и населенными пунктами страны имеется хорошо налаженное автобусное сообщение. В каждом мало-мальски заметном городе есть автовокзал или автостанция. Самое удобное для иностранных туристов изобретение вьетнамской автотранспортной мысли — это open tour, что можно перевести как «автопутешествие с открытой датой». Суть его состоит в том, что вы покупаете билет на автобус, принадлежащий одной из многочисленных туристических компаний, и совершаете путешествие по всей стране от Ханоя до Хошимина, останавливаясь в различных городах и продолжая движение, когда вам захочется. Билет состоит из купонов, в каждом из которых указан один из отрезков шоссе № 1: Ханой — Хюэ, Хюэ — Хойан, Хойан — Нячанг, Нячанг — Муйне, Муйне — Хошимин. Такой билет обойдется в 21 -22 USD. Можно купить билет на каждый из указанных отрезков в отдельности. Например, проезд из Хошимина в Муйне будет стоить около 5 USD, а из Хошимина в Хойан — около 15 USD. Иногда к указанному выше маршруту добавляется горный город-курорт Далат — такой вариант маршрута будет стоить несколько дороже. Отправление автобуса open tour происходит ежедневно от офиса компании-перевозчика, однако в случае необходимости машина забирает пассажиров из отелей (курортов) по пути следования (например, в Муйне или Нячанге). Если пристанище туриста расположено далеко от улиц, по которым проезжает автобус, компания может организовать бесплатную доставку «тела» к месту посадки на мотобайке или машине. Сделав остановку и собираясь продолжить поездку, необходимо наведаться в местный офис перевозчика за день до отправления и отметить соответствующий купон.

На определенных участках движения автобусов open tour у некоторых перевозчиков отправление может приходиться на вечер. К примеру, автобус из Нячанга в Хойан может стартовать в 19.30 и прибыть к месту назначения в 6.00 следующего дня.

Вот дистанции между пунктами маршрута open tour:

  • Ханой/Хюэ — 720 км (около 14 часов в пути);
  • Хюэ/Хойан — 120 км (около 3 часов в пути);
  • Хойан/Нячанг — 550 км (около 11 часов в пути);
  • Далат/Муйне — 270 км (около 5 часов в пути);
  • Нячанг/Муйне — 250 км (около 4 часов в пути);
  • Муйне/Хошимин — 215 км (около 4,5 часа в пути).
  • Как можно увидеть, самый тяжелый участок здесь — переезд из Ханоя в Хюэ. Многие компании предлагают для этого спальные автобусы с мягкими полками и пледами (от 10 USD).

Автобус open tour может высадить вас в любом пункте по маршруту следования, однако это не означает, что следующий автобус сможет подобрать вас там же. Вновь стать пассажиром автобуса «с гарантией» вы сможете только в одном из пунктов, обозначенных в билете!

Автобусы open tour двигаются в основном по шоссе № 1, проходящему параллельно главной железнодорожной линии. Это дает возможность проделать часть путешествия в вагоне.

Основные компании, осуществляющие перевозки по системе open tour:

Аренда авто с водителем

При желании для путешествий по Вьетнаму можно арендовать автомобиль с водителем — эта услуга доступна в любом крупном городе страны. При этом срок аренды 4-местного седана может составлять от одного дня (около 50—80 USD) до одного месяца (около 1200 — 2000 USD). В стоимость входят оплата труда водителя (как правило, с 7.30 до 17.30) и топливо. Здесь есть лимит по километражу: за лишние версты придется доплачивать, то же самое касается сверхурочных часов работы водителя. Крупные компании, обслуживающие иностранцев, стараются приглашать на работу водителей, владеющих английским (на Юге таковых не так уж и мало). Аренду авто с водителем не следует путать с автомобильными экскурсиями к различным достопримечательностям: последние обходятся дороже.

Прокат автомобилей

Правила проката автомобилей в Вьетнаме значительно смягчились, и теперь вы можете водить самостоятельно. Тем не менее из-за транспортного хаоса и плохого состояния многих дорог мы все же рекомендуем арендовать машину с водителем.

Аренда мотобайка

Аренда мотобайка существенно облегчает жизнь туриста, особенно в курортной зоне. В зависимости от «места действия» и модели байка день аренды обойдется в сумму от 5 до 10 USD. При аренде на длительный срок имеет смысл попросить дополнительную скидку. Иногда к байку прилагается шлем: с декабря 2007 г. в стране действует закон об обязательном ношении шлема как водителем мотоцикла, так и его пассажиром во время движения. Купить простенький шлем можно за 10— 15 USD. Стоимость бензина в зависимости от места может составлять от 12 000 до 20 000 донгов. В небольших городах рядом с частными магазинами иногда можно увидеть миниатюрную бензиновую колонку с насосом и счетчиком. Кроме того, на дорогах с оживленным движением байков часто можно увидеть людей, продающих бензин, разлитый в пластиковые бутылки емкостью 1,5 л (стоит дороже, чем на заправке, а качество топлива не гарантируется). Фомально для вождения мотобайка также нужны права, выданные во Вьетнаме, однако в действительности на туристов смотрят сквозь пальцы. Это не значит, что за рулем двухколесного «коня» можно расслабиться. Правила здесь весьма схожи с российскими, и их необходимо соблюдать — хотя бы на том минимальном уровне, на каком это делают местные жители. На дороге следует быть предельно внимательным, а в первые дни вообще не рекомендуется садиться в седло в часы пик утром и вечером.

Отдельно хочется отметить, что если вы себя неуверенно чувствуете на мотобайке, то лучше не рисковать и пользоваться другими видами транспорта.

Туристам не разрешается ездить на мотоциклах с объемом двигателя более 125 см³.

Аренда велосипеда

Велосипед можно арендовать за 10 000 — 16 000 донгов в день. Иногда «велик» бывает предпочтительнее мотобайка — например, в Хойане, где в пределах Старого Города разрешено движение только безмоторного транспорта.

Такси и моторикши

В распоряжении тех, кто не рискует садиться за руль самостоятельно, есть и другие варианты — такси и моторикши се ом (или Хонда ом, как иногда говорят на юге). Во Вьетнаме турист постоянно рискует переплатить извозчику по меньшей мере 10 000 — 15 000 донгов — чтобы не портить себе нервы, эту незначительную «растрату» лучше всего воспринимать как неизбежное зло. Поездка в такси стоит от 10 000 до 15 000 донгов за километр. Мотоизвозчики фиксированных тарифов не имеют — за поездку в пределах города они возьмут не меньше 10 000 донгов. В обоих случаях лучше оговаривать стоимость поездки заранее. Во избежание досадных недоразумений следует иметь записанный адрес нужного вам места. Рекомендуется также заранее приготовить для расчетов с извозчиками запас мелких купюр.

Помимо такси и се ом в городах Вьетнама существует сословие велорикш — сикло. В отличие от своих индийских и китайских коллег, вьетнамские вело-извозчики в силу конструкции своих таратаек находятся позади седока. Велорикша в среднем обходится в сумму около 10 000 донгов за час поездки.

Иногда проще позвонить в компанию и подождать такси на улице. В Ханое это «Airport Taxis» (тел.: 04-3873-3333) или «Mai Linh Taxis» (тел.: 04-3853-5252). В Хошимине это «Airport Taxis» (тел.: 08-3844-6666), «Mai Linh Taxis» (тел.: 08-3826-2626) и «Vina Taxis» (тел.: 08-3811-1111).

Водный транспорт

Во Вьетнаме весьма развито прибрежное судоходство. Хошимин связан пассажирской линией с курортным городом Вунгтау и некоторыми городами дельты Меконга, а из южновьетнамского порта Ратьзя можно добраться по морю до острова Фукуок. Острова залива Халонг в Северном Вьетнаме вообще доступны только при помощи морского транспорта. В ряде случаев быстроходный корабль позволяет сэкономить время в пути — например, это касается переездов из Хошимина в Вунгтау или из Халонга в Монгкай. При этом не удивляйтесь, когда судно окажется советской «Кометой» на подводных крыльях, а билет значительно превзойдет стоимостью автобусный.

Вождение и состояние дорог

Во Вьетнаме правостороннее движение. Стандарты вождения ужасающе низкие. Вьетнамцы могут, например, ехать по встречной полосе или вести машину в нетрезвом виде. В Ханое и Хошимине движение очень плотное и может быть опасным. Еще одно неудобство заключается в том, что водители часто без необходимости пользуются автомобильными сигналами.

 

Смотрите также: Фото Абу-Симбела, Достопримечательности Свазиленда, Города Синт-Эстатиуса, Того, Чэндэ, Габес, Капитолий в Вашингтоне, Сахара



Наверх